Воспитание правильной речи - это очень важный момент в развитии ребенка, потому что различные нарушение речи, ограниченный круг общения отрицательно влияют на полноценное, всестороннее развитие. В будущем это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, и даже на выборе профессии.
Для обеспечения нормального речевого общения необходимо правильное звукопроизношение. Понятие «произносительная сторона речи» или «произношение» очень широкое, так как охватывает фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. К ним можно отнести навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами соблюдения норм орфоэпии. [7]
Формирование произносительной стороны речи происходит в процессе общения и зависит от развития лексической, грамматической и интонационно-ритмической сторон, т.е. от развития языка в целом.
Очень часто у дошкольников к 4-5 годам звукопроизношение достигает языковой нормы, но в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией.
Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном интеллекте, сохранном слухе и сохранной иннервации мышц речевого аппарата.
Понятие «дислалия» было введено в научное обращение профессором Вильнюсского университета врач И. Франком.
В специальной психологии и коррекционной педагогике многих отечественных и зарубежных ученых (Г.А. Каше, Е.Ф. Рау, В.А. Синяк, Л.В. Мелехова, Р.Е. Левина, Н.И. Жинкин, К.П. Беккер, М.Ф. Фомичева, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, О.В. Правдина и другие.) имеется большой запас исследований, посвящённых изучению дислалии у детей дошкольного возраста.
Изучением нарушений звукопроизношения и работой по их устранению занимались многие ученые( А. Г. Богомолова, К. П. Беккер, Л. С. Волкова, Р. Е. Левина, О. В. Правдина, Е. Ф. Рау, М. Совак, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, М. Е. Хватцев, Н. А. Чевелёва).Большое количество методик преодоления дефектов звукопроизношения разработано Ф.A. Pay, М.Е. Хватцевым и другими советскими логопедами. Из зарубежных авторов следует выделить Г. Гутцмана, работы которого сохраняют свое значение до настоящего времени. [5]
Для преодоления у ребенка речевых нарушений, в первую очередь, важна помощь со стороны родителей, а также педагога и, если потребуется, врачей. Сенситивным периодом для развития речи является возраст от года до трех лет.
Изучение речевого развития ребенка позволяет естественно перейти к другим проблемам исследования речи. С точки зрения Д.П. Горского процесс овладения языком состоит в овладении лексическим запасом языка, его грамматическим строем и фонетическими особенностями. В процессе развития ребенок овладевает всеми тремя сторонами языка одновременно. Ребенок, научаясь соотносить (а затем и произносить) тот или иной комплекс звуков с предметом, который он обозначает, овладевает одновременно и лексическим составом языка, и фонетическим его строем.
Звуки речи усваиваются в определенной последовательности, причем вначале ребенок усваивает звуки, которые ему легче произносить. Это звуки:
v связанные с безусловными рефлексами (сосательный рефлекс способствует возникновению губных звуков);
v связанные с положением ребенка (из-за положения «лежа на спине» - заднеязычные, небные);
v связанные с размером языка относительно ротовой полости (язык, относительно ротовой полости значительно больше, чем у взрослого человека, ребенку так легче сосать грудь) и повышенным тонусом мышц в артикуляционном аппарате - то есть мягкие пары. [4]
К 2-3 месяцам жизни ребенка на стадии гуления появляются подобные гласным звуки средне-заднего ряда верхне-среднего подъема, сопровождающиеся консонантными призвуками(так называемые «предшественники фонем») , т.е. наблюдается некоторая усредненность вокалических элементов (Н.И. Лепская). К ним относятся звуки кряхтения, радостного повизгивания. Переднеязычные звуки на начальной стадии гуления практически не встречаются (В. И. Бельтюков, Е. Н. Винарская, Н. И. Лепская, С. М. Носиков, А. Д. Салахова).
Лепет - это следующий этап предречевого развития ребенка который начинается между 4-мя и 5-ю месяцами жизни. В период лепета претерпевают качественные изменения вокалические элементы уже имеющиеся у ребенка. Постепенно подобные гласным звуки освобождаются от шумовых компонентов, происходит их дифференциация путем изменения ряда, подъема, лабиализации. В конце периода лепета вокалические элементы переходят в гласные звуки, а у ребенка появляется первая оппозиция: гласный - согласный (С. М. Носиков).[6]
Гуление и первый этап лепета осуществляются благодаря врожденным программам центральной нервной системы, и не зависят от состояния физического слуха детей, не отражают фонетический строй родного языка, т.е. они являются филогенетической речевой памятью в функциональной системе речи.
К концу первого года жизни у ребенка появляются первые слова. В словесной речи сначала появляются твердые губные [м], [б], [п], зубно-язычный [в] и заднеязычные звуки [к], [г]. Из мягких звуков первым появляется среднеязычный [й]. В дальнейшем наблюдается следующая тенденция: сначала дети произносят мягкие варианты фонем звуков, затем - твердые.
У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:
v исчезает смягченное произношение согласных;
v многие звуки произносятся более правильно и четко;
v исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками [т] и [д];
v исчезает замена шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ] свистящими [с], [з], [ц].
По мнению Базжиной Т. В., к 4-5 годам заканчивается формирование звукопроизношения в норме. А к 5-6 годам ребенок должен овладеть всеми звуками родного языка. [2]
Существует большое количество используемых средств преодоления недостатков речи (игры, упражнения, артикуляционная гимнастика и другие). Артикуляционная гимнастика одна из них. Знакомство детей артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. С помощью артикуляционной гимнастики и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с логопедом упражнения, у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции, упражняются органы артикуляции. Для уточнения и совершенствования основных движений органов речи так же используется артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные .
Как правило, упражнять ребёнка необходимо лишь в тех движениях , которые нарушены, а так же в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука .
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Предусматриваются те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. [1].
Артикуляционная гимнастика включает разнообразные упражнения: для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка, то есть логопед выделяет, что и как нарушено.
При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки. Всю систему артикуляционной гимнастики, можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями. Статические упражнения («Лопаточка», «Птенчики», «Чашечка», «Иголочка», «Стрелочка», «Трубочка») направлены на удержание артикуляционной позы в течении 6 – 10 секунд . Динамические упражнения («Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Часики», «Маятник», «Катушка», «Маляр») требуют ритмического повторения 6 – 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости. .
Самым подвижным органом артикуляции является язык. Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка, боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. Поэтому в артикуляционную гимнастику входят упражнения, в процессе которых вырабатываются следующие положения кончика языка: а) опущен за нижние зубы – «почистим зубы»; б) поднят вверх «маляр», «грибок», «гармошка». После того как каждое положение будет отработано, даётся упражнение на переключение с одного положения на другое – «качели». Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Для выработки подъёма средней части спинки языка выполняют упражнение «киска сердится». Для отработки движений для задней части языка служат упражнения «пароход гудит», «прятки». Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок входящую струю воздуха (и, э, с, з, ж, ч, щ); могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок (л); язык может сужаться (о, у). В образовании звуков так же играет роль подвижность губ, они могут вытягиваться в трубочку (у), округляться (о), обнажать передние зубы (и, с, з, ц, и др.), слегка выдвинуты вперёд (ш, ж). Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа, образовывая щель, приближаясь к верхним передним зубам (ф, в), смыкается с верхней губой (п, б, м). Нижняя челюсть может опускаться, образуя носовые звуки и подниматься, образуя ротовые звуки.
Целенаправленные упражнения подготавливают артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому для удобства они объединены в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю. Это есть всё необходимо для правильного образования звука.
Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков. [3]
Таким образом, для обеспечения нормального речевого общения необходимо правильное звукопроизношение. Одним из приемов формирования правильного, чистого произношения у детей используется артикуляционная гимнастика.