Полный текст статьи
Печать

Отечественные психологи утверждают, что ребенок с раннего детства находится в постоянном взаимодействии с другими людьми, однако их возрастной и половой состав, а также характер общения с ними в разные возрастные периоды ребенка существенно изменяются. В связи с этим можно сказать, что ребенок в дошкольном возрасте вступает в различные по своему содержанию социальные отношения.

В системе межличностных отношений ребенка с другими людьми – со взрослыми и сверстниками - у него возникает и развивается сложная гамма чувств, которые характеризуют его как уже социализированного человека, появляется аффилиативная потребность, то есть потребность в общении, в эмоциональных контактах, в стремлении быть среди других людей.  

Развитие старших дошкольников представляет собой глубокий, целостный процесс, который связан с развитием общения. Общение играет большую роль в развитии: определяет эффективность обучения, принимает участие в становлении творческой, трудовой, учебной деятельности, взаимоотношениях ребенка со сверстниками. В дошкольном возрасте дети недостаточно умеют управлять процессом общения и успешной коммуникации, поэтому задачей взрослого становится научить ребенка управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. 

В ходе констатирующего эксперимента нами была выявлена необходимость развития навыков общения старших дошкольников.

Цель  формирующего эксперимента заключалась в проверке эффективности использования техник игротерапии для развития общения старших дошкольников.

Данный этап опытно-экспериментальной работы предполагал экспериментальную апробацию разработанного учебно-методического комплекса совместной работы по формированию знаний и умений у детей старшего  дошкольного возраста.

Перед началом эксперимента в группе была организована игротека, куда были подобраны и внесены развивающие познавательные игры интересные и доступные детям, привлекающие их внимание своей занимательностью, направленные на развитие коммуникативных способностей детей.

В ходе реализации опытно-экспериментальной работы предполагалось, что дети должны получить определенный объем знаний.

Для достижения этой цели были определены задачи:

  1. Целенаправленное формирование у детей интереса к общению.
  2. Формирование качеств и свойств личности ребенка необходимых для успешного овладения коммуникативными качествами, целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата.
  3. Воспитывать у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
  4. Внедрение полученных знаний в повседневную жизнь, выработка стойких навыков, как результат проведенной работы.

6. Формирование у детей осознанной потребности в ежедневных занятиях.

Формирующий эксперимент осуществлялся в ограниченный временной промежуток, в связи с этим мы не претендуем на чистые, достоверные результаты  исследования.

В процессе воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительных навыков и привычек мы руководствовались следующими принципами: принципом единства и целостности воспитательного процесса; сочетанием требовательности с уважением и доверием к детям, принципом систематичности и последовательности.

Дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал, с помощью которого они должны общаться.

Овладение средствами общения и использование вербальных и невербальных средств общения, помогают развивать интегративные  качества дошкольников.

Дети могут:

-                        Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

-                        Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов.

-                        Осмысливать причинно-следственные  отношения; употреблять сложносочиненные  и сложноподчиненные предложения.

-                        Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений.

-                        Рассказывать истории, что является следствием  развития фантазии.

В условиях чуткого и бережного обучения и руководства играми,  постепенно возрастает самостоятельность детей в формировании замыслов игры, постановке её задач, выборе игровых способов сюжетно- ролевого взаимодействия, а также реализации его речевого оформления. Дети постепенно осваивают игровые умения и навыки, испытывают эмоциональный комфорт, реализуя свои игровые замыслы, приобретают опыт общения со сверстниками и со взрослыми. Большой прогресс происходит в развитии диалогического общения.

В первые дни эксперимента в старшей группе проводились игры, в которые дети играли еще в младшей и средней группе, с целью закрепления знаний и умений детей. Организуя игры с детьми, оценивались его индивидуальные особенности. Если ребенок быстро и легко справлялся с заданиями, ему предлагались более сложные, и, наоборот, в случае затруднений, ребенка задерживали на более простых.

  Игра «Вежливые слова»

  Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

  Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

  Игра «Пресс-конференция»

  Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”,“Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”,“В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

  Сюжетно-ролевая игра «Путешествие»

  Цель: провести наблюдение за навыками культурного общения в игровой ситуации, установить, как часто дети используют при общении различные жесты, вежливые слова; исследовать словарный запас вежливых слов.

  Материал: постройка автобуса из детских стульчиков, «билеты», фуражка для водителя, шапочка для кондуктора.

  Волшебный букет цветов

  Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

  Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

  Воспитатель ( показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

  Дети. Грустное, печальное, скучное.

  Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает?

  Дети. Цветов.

  Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга?  Давайте поиграем в          «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

  Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

  Дети. Веселое, счастливое.

  Воспитатель, таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

  Игра «Закончи предложение»

  Цель: Проверить, что же принял для себя ваш ребенок и как это отразилось на его самоотношении.

  Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться ребенка. Одни и те же «начала» могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им «окончания» должны различаться. А теперь кидайте ребенку мяч со словами: «Я умею...», «Я могу...», «Я хочу научиться...».

  Игра «Вот какой домик»

  Цель: формировать навыки словообразования с использованием суффиксов «ик», «ишк», «ище», развивать умение строить слова грамматически правильно.

  Материал: карточки с изображением маленького домика, среднего дома, огромного дома. Кроме того, на столе должны иметься карточки с рисунками того, что находится в доме: телевизор, стиральная машина, компьютер, холодильник, кастрюли и т.д.

  Суть игры: перед детьми раскладываются карточки с изображением домов разной величины. Воспитатель просит назвать предмет и показывает на дом. Если ребенок отвечает просто: «Это дом», воспитатель должен уточнить, чем различаются между собой дома, можно ли сказать, что маленький дом – домик? Как можно назвать одним словом большой дом? (домище). А маленький домик? (домишко). Потом плавно следует перейти к предметам, которые находятся в доме. Покажите ребенку предмет, а он по аналогии пусть называет. Например: ложка – ложечка, кровать — кроватка, книга – книжечка. Игра тренирует творческое воображение, заставляет ребенка мыслить.

  Игра «Размеры матрешек»

  Цель: развивать навыки сравнительного анализа предметов и явлений.

  Материал: несколько матрешек.

  Суть игры: мы открываем матрешки, вынимаем меньшие и спрашиваем детей: «Эта матрешка по сравнению с предыдущей какая?» (правильный ответ: больше, меньше). «А теперь представим, что нам надо накормить матрешек кашей. Видите эти тарелки? (показываем рисунок из книжки или демонстрируем наглядный материал), они принадлежат каждой из матрешек. По отношению к самой маленькой матрешке тарелка матрешки побольше какова? (горячее, глубже, просторнее)»

  Игра «Кустарник родственных слов»

  Цель: развивать умение образовывать однокоренные слова, понимать их значение и происхождение.

  Материал: картинки с изображением тех или иных предметов и явлений.

  Суть игры: показываем ребенку картинку, просим назвать, что на ней изображено, а затем образовать от этого слова однокоренное. Для этого объясняем ребенку, что такое однокоренное слово, как образуются слова от одного корня, приводим свои примеры. Например: окно – подоконник, свет – светильник.

  Называем слово, даем детям время подумать, и просим назвать однокоренные слова. Кто назовет больше слов, тот может предлагать свои слова для размышлений.

На начальном этапе эксперимента не все дети справлялись с поставленными перед ними задачами, выполняли действия только вместе с воспитателем или с его помощью, часто путались, не доводили дело до логического завершения. Постепенно, в ходе работы, было отмечено, что у ребят появилась большая самостоятельность, дети стали с большим интересом и желанием включаться в совместные и индивидуальные игры, доводить игру до конца, уровень знаний и практических умений у них значительно повысился, дети стали более активны на занятиях и в повседневной жизни.

Дети стали намного охотнее включается в совместную деятельность, принимать на себя функции организатора, научились выслушивать сверстника, согласовывать с ним свои предложения, уступать, выполнять элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками. Они научились называть сверстников по именам, обращаться к старшим на «вы», по имени и отчеству, а так же достаточно активно и по своей инициативе обращаться к старшим с вопросами.