Полный текст статьи
Печать

Детская одаренность занимает одно из первых мест среди самых любопытных и загадочных явлений природы. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении долгих веков. Знания о том, что умственные возможности людей неравны, стары, как мир, но этот факт не был секретом ни для науки, ни для бытового сознания.

Проблема детской одарённости в наше время становится всё более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в нестандартной творческой личности. Для решения сложных задач культурного и социально-экономического развития нужны самостоятельно мыслящие, креативные, одаренные молодые люди. Стране чрезвычайно важно увеличивать умственный потенциал. Реализация этого социального заказа – сложная задача, для решения которой требуются годы. Проблема эта разносторонняя и решается она с помощью системы образования. На нынешнем этапе развития общества осознается необходимость создания наилучших условий для раскрытия потенциала каждого учащегося, в том числе и драгоценного резерва страны — одаренных детей. Не ставится под сомнения и утверждение, что забота об одаренных детях сегодня - это фундамент развития культуры, науки, и социальной жизни в будущем.

Сегодня проблема обучения одаренных детей, организации условий для развития их уникального потенциала становится одним из важнейших направлений модернизации системы образования. Вопросы выявления и соответствующего обучения наиболее способных детей привлекли внимание многих исследователей. Начали разрабатываться различные способы выявления одаренных детей, программы помощи им в реализации своих талантов. Современная система образования показывает заботу государства о своем развитии и процветании, о своем будущем, ведь любое государство, заинтересованное в прогрессе, пытается сохранить и приумножить творческий и интеллектуальный  потенциал страны. Проблема одаренности представляет собой  проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.

Принято полагать, что диагностика детской одаренности не педагогическая, а только лишь  психологическая проблема. И это, безусловно, справедливо, пока мы рассуждаем на уровне теории. Но современная учебная практика требует личностноориентированного подхода и принуждает рассматривать диагностику детской одаренности как обязательную часть единого педагогического процесса.

В педагогической психологии проблема диагностики одаренности обычно  рассматривается на 2-х уровнях, можно назвать их теоретическим и методическим (психометрическим).

Первый, теоретический уровень, предполагает определение концепции одаренности, выяснение, каких детей и по каким критериям можно отнести к одаренным.

Второй уровень, методический, содержит разработку, в соответствии с принятой концепцией, самих диагностических процедур-методик, позволяющих определить одаренных. Этот подход при первом рассмотрении представляет собой  вполне логичный и самодостаточный процесс. Однако массовая образовательная практика доказывает, что это не так.

Характерный компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми формируют: 

  • · профессионально-личностные принципы педагогов, которые позволяют не столько осуществлять стандартный тип обучения одаренных детей, сколько успешно стимулировать и развивать детскую одаренность; не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько давать ученикам свободу в обучении; 
  • · готовность  педагога к работе с различными гетерогенными группами одаренных детей в у условиях образовательной среды;
  • · умения и навыки психолого-педагогического консультирования одаренных детей, их родителей;
  • · умения и навыки в области дидактики и методологии обучения одаренных детей с учетом видов и особенностей одаренности школьников, их условий обучения;
  • · знания о направленностях и формах работы с одаренными детьми;
  • · знания о психологических особенностях одаренных детей, их индивидуальном и возрастном и развитии;
  • · психолого-педагогические ЗУН (знания, умения, навыки), которые являются результатом четкого понимания психологии и педагогики одаренности (знания об одаренности, ее видах, психологических основах, принципах диагностики.

Достоверно известно, что один и тот же ребенок по одной и той же психодиагностической методике (либо пакету методик) в различных условиях может показывать разные результаты. Эти часто встречающиеся явления нередко приписывают либо неправильно сформулированной концепции одаренности, либо несовершенству разработанных в соответствии с ней методик. Последние обычно обвиняются в недостаточной надежности и валидности. На самом деле реальная причина этого явления часто скрывается совсем в другом. Исследования показывают, что результаты диагностики становятся намного более объективными, если обследование продумано с организационно-педагогической точки зрения. Таким образом, проблема диагностики одаренности может и должна рассматриваться ещё на одном "организационно-педагогический" уровне.

Профессионально значимые личностные качества педагогов:

  • · высокие уровни развития сопереживания (эмпатии), познавательной и духовной профессиональной мотивации;
  • стремление к личностному росту;
  • беспритязательное отношение к индивидуальным различиям детей;
  • адекватная самооценка;
  • самоконтроль и т.д.

Некоторые исследователи полагают, что поведение учителя в классе для одаренных детей в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать некоторым характеристикам:

  • · он должен стимулировать развитие интеллектуальных процессов высшего уровня; проявлять уважение к индивидуальности ученика;
  • · уважать его ценности;
  • · одобрять работу воображения и творчество;
  • · способствовать формированию положительной самооценки ребенка;
  • · уважать личность;
  • · использовать разные стратегии обучения;
  • · предоставлять учащимся обратную связь;
  • · создавать теплую, дружескую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
  • · разрабатывать гибкие, программы, нацеленные на развитие индивидуальности школьника;

Учитель, который нужен одаренным школьникам – главным образом прекрасный профессионал, любящий детей и свою работу. В дополнение к этому он должен иметь в себе качества, которые важны в общении с любым одаренным школьником. Учителям можно помочь развить представленные личностные и профессиональные качества тремя путями: 1)   с помощью тренингов, целью которых является достижение понимания самих себя и других; 2) предоставлением нужных знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности; 3) тренировкой умений, необходимых для эффективного обучения школьников и создания индивидуальной программы.

Техника преподавания у прошедших особую подготовку учителей для одаренных детей и обычных учителей не особо отличается: видимая разница заключается в распределении времени на различные виды активности. Вообще, практика показывает, что в традиционном школьном обучении урок на 90% состоит из монолога учителя, рассчитанного на трансляцию учащимся знаний в готовом виде. Даже на тех уроках, где присутствует диалог, его функции ограничиваются, чаще всего озвучиванием изученного материала. Таким образом, учителя не уделяют подобающего внимания  содержанию задач, характеру и форме вопроса, их месту в системе урока. В большинстве случаев используются простые задачи, ориентирующие на однозначные ответы, которые не активизируют мыслительную деятельность школьника. Учителя, работающие с одаренными детьми, меньше говорят, дают меньше информации, устраивают наглядные эксперименты и намного реже решают задачи за учащихся. Они предоставляют это им самим, вместо того чтобы отвечать на вопросы. Они много спрашивают и мало объясняют. Также заметны различия в способе постановки вопросов. Учителя одаренных детей задают гораздо больше открытых вопросов, поддерживают обсуждения. Они как бы провоцируют учащихся выходить за рамки первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как школьники пришли к выводу, оценке, решению. Большинство учителей старается отреагировать в устной или иной форме на каждый ответ в классе, а учителя одаренных ведут себя отчасти как психотерапевты: они не реагируют на все высказывания. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но избегают оценивания, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит тому, что учащиеся меньше зависят от учителя и больше взаимодействуют друг с другом. Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прерывающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей качественных, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, личностного роста, а также тесного сотрудничества с школьным психологом, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует педагогической гибкости, непрерывного роста мастерства, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Исходя из этого, можно дать краткую характеристику начальным шагам в определении (подборе, разработке) образовательной технологии для работы с одаренными детьми.

1. Для начала, необходимо установить индивидуальные, возрастные и психологические особенности группы одаренных детей, с которыми вы собираетесь работать. Главными при этом должны быть от­веты на такие вопросы:  с каким типом одаренности мы имеем дело (интеллектуальной, спортивной, художественной, академической, технической, социальной, и т.д.);  в какой форме проявления мы планируем увидеть одарен­ность у наших учащихся, поскольку в общем случае она может проявляться:  как одаренность явная (проявленная);  как одаренность возрастная (временная);  как одаренность скрытая (возможная, не проявленная);  каковы возрастные особенности вашего контингента детей, учитывая психологические особенности развития и обучения детей дошкольного возраста, младшего школь­ного, подросткового и юношеского возрастов;  какова степень разнородности (однородности) обуча­ющихся по уровню развития и видам способностей, вклю­чая готовность к обучению.

2. Разработать систему психолого-педагогической диагностики для выявления школьников с такими признаками одаренности, которые соответствуют специфике «вашей» группы обучающихся и возрастным особенностям их развития.

3. Выбрать форму обучения (очная, заочная, школьная, внешкольная, дистанционная и т.д.)

4. Установить цели и задачи своей работы с одаренными детьми, определить, какие из них являются для вас основными:  обучающие, обучающее-развивающие или развивающие,  психолого-педагогическая помощь и поддержка одаренных детей,  разработка, апробация, внедрение, психолого–педагогический мониторинг различных образовательных технологий (экспериментальных и авторских),  развитие явно выраженных способностей или развитие мало развитых способностей,  или что-либо другое.

5. Определить, какие принципы обучения должны использоваться при работе с одаренными детьми:  сочетания индивидуальных и групповых форм обучения,  единства деятельности, обучения и развития,  ранней специализации (допрофильное или профилированное обучение) или, напротив, акцент на разностороннее развитии,  создание образовательной среды развивающего типа, повышенной напряженности, творческой или другой,  Определить содержание и методы обучения, которые будут использоваться в работе с одаренными детьми: игровые, обучающие, соревновательные, тренинговые.

Проблема обнаружения одаренных детей и подростков должна быть сформулирована как проблема создания нужных условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, для того, чтобы обнаружить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для улучшения свойственных им видов одаренности. Также не может не признаваться влияние внутренних условий – природных задатков (анатомо-физиологических особенностей), но при этом раскрытие одаренности зависит во многом от социального окружения и обучения. Модель выявления, обучения, развития может быть основана на поощрении и удовлетворении самостоятельной творческой,  исследовательской активности ребенка, которая устанавливает глубину и широту его творческого познания окружающего мира и самого себя. Такое становится возможным благодаря использованию имеющихся ресурсов основного и дополнительного образования детей, созданию единого образовательного пространства для урочной и внеурочной деятельности.