Инклюзивное образование (от фр. Inclusif – включающий в себя) в настоящее время в педагогике рассматривается как процесс изменения общего образования, направленныйна формирование условий доступности образования для всех, в том детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Идея инклюзии реализовывалась в Западной Европе в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности, а также механизмов социальных и культурных процессов, определяющих его статус и влияющих на обеспечение его прав. Перемена в отношении к людям с ОВЗ стала лишь одним из проявлений этих изменений. Принцип включающего (инклюзивного) образования провозглашен Саламанкской декларацией 1994 года: «Обычные школы должны принимать всех детей независимо от их физического, интеллектуального, эмоционального, социального, лингвистического или другого состояния и создавать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на потребности детей» [2].
Сама идея совместного обучения детей с ОВЗ с их сверстниками без таких ограничений для отечественной коррекционной педагогики не является новой. О том, что детей с отклонениями развития можно и нужно обучать в массовых образовательных учреждениях писал еще в 20-е годы прошлого века Л.С. Выготский: «Специальная школа создает систематический отрыв от нормальной среды, изолирует аномального ребенка и помещает его в узкий, замкнутый мирок, где всё приспособлено к дефекту…. Эта искусственная среда не имеет ничего общего с тем нормальным миром, в котором ему придется жить. Специальная школа по своей природе антисоциальна и воспитывает антисоциальность. Надо думать не о том, чтобы как можно раньше изолировать и выделять аномальных детей из жизни, а о том, как раньше и теснее вводить их в жизнь» [1].
В настоящее время современное российское общество активно поддерживает идеи инклюзивного образования. Принят ряд как государственных, так и региональных документов определяющих ее развитие. На Кубани много лет функционирует целостная система обучения, воспитания, реабилитации и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
- В настоящее время в общеобразовательных организациях Кубани получают образование 4 627 детей-инвалидов. Кроме того, 542 ребенка включены в обучение по модели «частичная инклюзия». За период с 2011 по 2014 годы число детей, обучающихся по модели «частичная инклюзия», увеличилось на 464. Создаются безбарьерные условия в общеобразовательных школах края. В рамках реализации мероприятий государственной программы Краснодарского края «Доступная среда» в период с 2012 по 2015 годы в 139 общеобразовательных учреждениях края созданы универсальные безбарьерные условия для детей-инвалидов. Однако не все проблемы организации инклюзивного образования еще решены: недостаточно популяризируется в обществе идея совместного образования;
- недостаточно популяризируется в обществе идея совместного образования;
- не решены нормативно-правовые и финансовые вопросы организации инклюзивного обучения;
- недостаточно подготовлены кадры, осуществляющие совместное обучение детей с ОВЗ;
- отсутствуют технологии вовлечения родителей в процесс инклюзии, учитывающие особенности воспитания детей в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и их сверстников с нормативным темпом развития.
С целью развития инклюзивного образования в Краснодарском крае по нами разработаны показатели и критерии его успешной организации.
Среди важнейших условий успешного развития инклюзивного образования можно выделить следующие показатели, представленные ниже в таблице.
1 |
Организационное обеспечение |
1.1 |
Наличие нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ |
- Договор с родителями |
|
- Внесены изменения в Устав ОО в части совместного обучения (воспитания), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих таких огра - ничений |
|
- Разработаны локальные акты ОО, регламентирующие деятельность по организации обучения лиц с ОВЗ |
|
- Разработаны локальные акты, обеспечивающие специальные условия для обучающихся с ОВЗ, включенных в образовательный процесс |
|
- Приняты индивидуальные учебные программы, учебно-тематические планы для обучения каждого ребенка с ОВЗ |
|
- Имеется документация, позволяющая отследить прохождение образовательной программы, динамику обучения ребенка с ОВЗ, коррекционную работу с ним |
|
- Осуществляется плановая подготовка (переподготовка) кадров для работы с детьми с ОВЗ |
|
- Выполняются рекомендации, содержащиеся в заключениях ПМПК, федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (для детей- инвалидов), лечебно-профилактических учреждений здравоохранения |
|
- Имеется Положение об оплате труда ОО с установкой размера доплат и надбавок учителям, осуществляющим работу с детьми с ОВЗ и инвалидностью |
|
1.2 |
Наличие локальных актов, обеспечивающих эффективное образование других детей. |
1.3 |
Наличие договора(ов) с «внешними» социальными партнерами |
1.4 |
Организация питания и медицинского сопровождения |
1.5 |
Финансово-экономические условия |
2 |
Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение |
2.1 |
Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса |
2.2 |
Возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры ОО: |
- пандусы - реконструированные входы - специальная окраска стен для слабовидящих детей - двери с широким проемом и отсутствие порогов - поручни - удобный доступ в столовую - удобный доступ в спортивный зал - доступная для детей с ОВЗ территория ОО - наличие адекватно оборудованного пространства ОО - наличие адекватно оборудованного рабочего места ребенка, и т. д |
|
2.3 |
Наличие санитарно-бытовых условий: - оборудованная санитарно-гигиеническая комната - места личной гигиены - специальная мебель - наличие оборудованных гардеробов и т. д |
3 |
Организационно-педагогические условия |
3.1 |
Создана атмосфера эмоционального комфорта |
3.2 |
Сформированы взаимоотношения в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого |
3.3 |
Применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы |
3.4 |
Адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ |
3.5 |
Адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др |
3.6 |
Организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ, реализацию его потребности в самовыражении |
3.7 |
Использование адекватных возможностям детей с ОВЗ способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и вне учебной деятельности |
3.8 |
Индивидуализация образования: |
- расписание, соответствующее САН Пин и индивидуальным образовательным потребностям воспитанников с ОВЗ - индивидуальный план коррекционных занятий - индивидуальные образовательные маршруты, соответствующие типологическим особенностям учащихся и рекомендациям ПМПК |
|
4 |
Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса |
4.1 |
Наличие адаптированных программ, соответствующих образовательным потребностям детей с ОВЗ |
4.2 |
Наличие соответствующей учебно-методической литературы и материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы |
4.3 |
Наличие учебников и учебных пособий для реализации адаптированной образовательной программы |
4.4 |
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
4.5 |
Доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ |
5 |
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ |
5.1 |
Наличие в штатном расписании специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ |
- учитель-логопед - педагог-психолог - учитель-дефектолог - социальный педагог - тьютор |
|
5.2 |
Организована работа психолого-медико-педагогического консилиума ОО |
5.3 |
Организован в соответствии с разработанной программой процесс психолого-педагогического сопровождения детей |
5.4 |
Организовано привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса |
5.5 |
Оборудованные помещения для лечебно-восстановительной работы |
5.6 |
Оборудована релаксационная комната (психологической разгрузки) |
6 |
Физическое образование и воспитание: |
6.1 |
Наличие специального оборудования для проведения занятий по физической культуре |
6.2 |
Проведение ЛФК |
6.3 |
Созданы условия для участия детей с ОВЗ в спортивно-оздоровительных мероприятиях |
7 |
Кадровое обеспечение |
7.1 |
Укомплектованность ОО педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ |
7.2 |
Организация включенности в реальное взаимодействие общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ I-VIII видов |
7.3 |
Учтена совместимость учителей для преподавания в инклюзивном классе |
7.4 |
Проводятся тренинги для учителей, работающих в инклюзивном классе |
7.5 |
Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь |
Исследование готовности образовательных организаций к реализации инклюзивного образования на Кубани проводиться в виде ежегодного мониторинга в течение трех последних лет. Анализ полученных материалов позволяет принимать как управленческие решения по дальнейшему развитию инклюзивного образования, так и развивать необходимые направления научно-методической поддержки образовательных организаций реализующих программы для детей с ОВЗ. По сути дела мониторинг является инструментом рефлексии вопросов организации инклюзивного образования.
Основные выводы, которые можно сделать по результатам мониторинга готовности образовательных организаций к реализации инклюзивного образования:
1. С целью обеспечения организационных и финансовых механизмом развития инклюзивного образования на Кубани необходима дальнейшая разработка региональных нормативно-правовых документов.
2. Для реализации моделей инклюзивного образования необходимы системные изменения в организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях.
3. Развитие системы ранней комплексной помощи детям с ОВЗ.
4. Наличие в школах психолого-педагогических консилиумов и специалистов сопровождения, в том числе тьюторов.
5. Научно-методическое сопровождение педагогов, осуществляющих инклюзивное образование, организация ресурсных центров развития инклюзивного образования.
6. Создание условий для развития инклюзивного образования лиц с ОВЗ на всех уровнях образования – от детского сада до вуза.