Полный текст статьи
Печать

Инклюзивное образование (от фр. Inclusif – включающий в себя) в настоящее время в педагогике рассматривается как процесс изменения общего образования, направленныйна формирование условий доступности образования для всех, в том детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Идея инклюзии реализовывалась в Западной Европе в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности, а также механизмов социальных и культурных процессов, определяющих его статус и влияющих на обеспечение его прав. Перемена в отношении к людям с ОВЗ стала лишь одним из проявлений этих изменений. Принцип включающего (инклюзивного) образования провозглашен Саламанкской декларацией 1994 года: «Обычные школы должны принимать всех детей независимо от их физического, интеллектуального, эмоционального, социального, лингвистического или другого состояния и создавать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на потребности детей» [2].

Сама идея совместного обучения детей с ОВЗ с их сверстниками без таких ограничений для отечественной коррекционной педагогики не является новой. О том, что детей с отклонениями развития можно и нужно обучать в массовых образовательных учреждениях писал еще в 20-е годы прошлого века Л.С. Выготский: «Специальная школа создает систематический отрыв от нормальной среды, изолирует аномального ребенка и помещает его в узкий, замкнутый мирок, где всё приспособлено к дефекту…. Эта искусственная среда не имеет ничего общего с тем нормальным миром, в котором ему придется жить. Специальная школа по своей природе антисоциальна и воспитывает антисоциальность. Надо думать не о том, чтобы как можно раньше изолировать и выделять аномальных детей из жизни, а о том, как раньше и теснее вводить их в жизнь» [1].

В настоящее время современное российское общество активно поддерживает идеи инклюзивного образования. Принят ряд как государственных, так и региональных документов определяющих ее развитие. На Кубани много лет функционирует целостная система обучения, воспитания, реабилитации и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

-                        В настоящее время в общеобразовательных организациях Кубани получают образование 4 627 детей-инвалидов. Кроме того, 542 ребенка включены в обучение по модели «частичная инклюзия». За период с 2011 по 2014 годы число детей, обучающихся по модели «частичная инклюзия», увеличилось на 464. Создаются безбарьерные условия в общеобразовательных школах края. В рамках реализации мероприятий государственной программы Краснодарского края «Доступная среда» в период с 2012 по 2015 годы в 139 общеобразовательных учреждениях края созданы универсальные безбарьерные условия для детей-инвалидов. Однако не все проблемы организации инклюзивного образования еще решены: недостаточно популяризируется в обществе идея совместного образования;

-                        недостаточно популяризируется в обществе идея совместного образования;

-                        не решены нормативно-правовые и финансовые вопросы организации инклюзивного обучения;

-                        недостаточно подготовлены кадры, осуществляющие совместное обучение детей с ОВЗ;

-                        отсутствуют технологии вовлечения родителей в процесс инклюзии, учитывающие особенности воспитания детей в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и их сверстников с нормативным темпом развития.

С целью развития инклюзивного образования в Краснодарском крае по нами разработаны показатели и критерии его успешной организации.

Среди важнейших условий успешного развития инклюзивного образования можно выделить следующие показатели, представленные ниже в таблице.

 

 

1

Организационное обеспечение

1.1

Наличие нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ

-                    Договор с родителями

-                    Внесены изменения в Устав ОО в части совместного обучения (вос­питания), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих таких огра

-                    ничений

-                    Разработаны локальные акты ОО, регламентирующие деятельность по организации обучения лиц с ОВЗ

-                    Разработаны локальные акты, обеспечивающие специальные условия для обучающихся с ОВЗ, включенных в образовательный процесс

-                    Приняты индивидуальные учебные программы, учебно-тематические планы для обучения каждого ребенка с ОВЗ

-                    Имеется документация, позволяющая отследить прохождение об­разовательной программы, динамику обучения ребенка с ОВЗ, коррекционную работу с ним

-                    Осуществляется плановая подготовка (переподготовка) кадров для работы с детьми с ОВЗ

-                    Выполняются рекомендации, содержащиеся в заключениях ПМПК, федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (для детей- инвалидов), лечебно-профилактических учреждений здравоохранения

-                    Имеется Положение об оплате труда ОО с установкой размера доплат и надбавок учителям, осуществляющим работу с детьми с ОВЗ и инвалидностью

1.2

Наличие локальных актов, обеспечивающих эффективное образование  других детей.

1.3

Наличие договора(ов) с «внешними» социальными партнерами

1.4

Организация питания и медицинского сопровождения

1.5

Финансово-экономические условия

2

Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение

2.1

Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса

2.2

Возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры ОО:

-                    пандусы

-                    реконструированные входы

-                    специальная окраска стен для слабовидящих детей

-                    двери с широким проемом и отсутствие порогов

-                    поручни

-                    удобный доступ  в столовую

-                    удобный доступ в спортивный зал

-                    доступная для детей с ОВЗ территория ОО

-                    наличие адекватно оборудованного пространства ОО

-                    наличие адекватно оборудованного рабочего места ребенка, и т. д

2.3

Наличие санитарно-бытовых условий:

-                    оборудованная санитарно-гигиеническая комната

-                    места личной гигиены

-                    специальная мебель

-                    наличие оборудованных гардеробов и т. д

3

Организационно-педагогические условия

3.1

Создана атмосфера эмоционального комфорта

3.2

Сформированы взаимоотношения в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого

3.3

Применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы

3.4

Адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ

3.5

Адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др

3.6

Организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ, реализацию его потребности в самовыражении

3.7

Использование адекватных возможностям детей с ОВЗ способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и вне учебной деятельности

3.8

Индивидуализация образования:

-                    расписание, соответствующее САН Пин и индивидуальным образовательным потребностям воспитанников с ОВЗ

-                    индивидуальный план коррекционных занятий

-                    индивидуальные образовательные маршруты, соответствующие типологическим особенностям учащихся и  рекомендациям ПМПК

4

Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса

4.1

Наличие адаптированных программ, соответствующих образовательным потребностям детей с ОВЗ

4.2

Наличие соответствующей учебно-методической литературы и материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы

4.3

Наличие учебников и учебных пособий для реализации адаптированной образовательной программы

4.4

Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

4.5

Доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ

5

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

5.1

Наличие в штатном расписании специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ

-                    учитель-логопед

-                    педагог-психолог

-                    учитель-дефектолог

-                    социальный педагог

-                    тьютор

5.2

Организована работа  психолого-медико-педагогического консилиума ОО

5.3

Организован в соответствии с разработанной программой процесс психолого-педагогического сопровождения детей

5.4

Организовано привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса

5.5

Оборудованные помещения для лечебно-восстановительной работы

5.6

Оборудована релаксационная комната (психологической разгрузки)

6

Физическое образование и воспитание:

6.1

Наличие специального оборудования для проведения занятий по физической культуре

6.2

Проведение ЛФК

6.3

Созданы условия для участия детей с ОВЗ в спортивно-оздоровительных мероприятиях

7

Кадровое обеспечение

7.1

Укомплектованность ОО педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ

7.2

Организация включенности в реальное взаимодействие общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ I-VIII видов

7.3

Учтена совместимость учителей для преподавания в инклюзивном классе

7.4

Проводятся тренинги для учителей, работающих в инклюзивном классе

7.5

Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь

 

Исследование готовности образовательных организаций к реализации инклюзивного образования на Кубани проводиться в виде ежегодного мониторинга в течение трех последних лет. Анализ полученных материалов позволяет принимать как управленческие решения по дальнейшему развитию инклюзивного образования, так и развивать необходимые направления научно-методической поддержки образовательных организаций реализующих программы для детей с ОВЗ. По сути дела мониторинг является инструментом рефлексии вопросов организации инклюзивного образования.

Основные выводы, которые можно сделать по результатам мониторинга готовности образовательных организаций к реализации инклюзивного образования:

1. С целью обеспечения организационных и финансовых механизмом развития инклюзивного образования на Кубани необходима дальнейшая разработка региональных нормативно-правовых документов.

2. Для реализации моделей инклюзивного образования необходимы системные изменения в организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях.

3. Развитие системы ранней комплексной помощи детям с ОВЗ.

4. Наличие в школах психолого-педагогических консилиумов и специалистов сопровождения, в том числе тьюторов.

5. Научно-методическое сопровождение педагогов, осуществляющих инклюзивное образование, организация ресурсных центров развития инклюзивного образования.

6. Создание условий для развития инклюзивного образования лиц с ОВЗ на всех уровнях образования – от детского сада до вуза.