Полный текст статьи
Печать

Актуальность исследования

Во все исторические периоды Россия являлась многонациональным государством, она служила отражением различных культур. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно-угорские, тюркские, балтийские племена и народности.

История русской культуры немыслима без этнических армян и грузин, греков и татар, украинцев и поляков, немцев и евреев, итальянцев и французов, чей вклад именно в русскую культуру смело можно сопоставить с вкладом этнических русских.

Однако при этом культуры народов во многом различаются, в том числе и в отношении положения женщины в обществе, ее прав и обязанностей, способов взаимодействия с ней. Это обусловлено тем, что социальное положение женщины в обществе формировалось веками, в каждой стране отдельно переживая значимые изменения, или, оставаясь в стабильном состоянии. Как мы видим, на сегодняшний день, в некоторых странах женщины имеют равные права с мужчинами. И достигли они этого посредством революций. А в некоторых странах права женщин до сих пор ограничены, в большей или меньшей степени переданы в мужские руки, в руки главы семьи.

В наше время, когда человек может позволить себе больше свободного времени, он, как никогда раньше, имеет возможность обратиться к себе, и поэтому разные культуры и народности, не смотря на особенности своего менталитета, все больше обращаются к психологии, в частности, к помощи психолога в разрешении необходимых вопросов.

При этом, исходя из особенностей культурной среды, в которой воспитывалась клиентка, у нее могут складываться особые ожидания, касающиеся консультативного процесса.

Взаимоотношения между психологом и клиентом – один из важных вопросов психологической практики. Сложности в коммуникации психолог-клиент влияют на качество консультирования и сказываются на всем процессе помощи клиенту. Речь идет не только о крайних проявлениях нарушенных взаимоотношений в виде жалоб клиента на нечуткое обращение и т.д. Даже стертые проявления конфликтных взаимоотношений, невербализированные, вполне ощутимо влияют на настроение. В коммуникации участвуют обе стороны, каждая при этом решает свои задачи и реализует свои потребности (Соколова, 2002).

В связи с этим возникает вопрос о том, необходимо ли психологу в своей работе знать этно-религиозные особенности тех, с кем он работает, чтобы более эффективно строить свою работу с конкретной клиенткой, а также для того, чтобы не поставить ее или себя в затруднительное положение.

На данный момент эта особенность консультативного процесса остается практически не изученной. Поэтому актуальность работы определяется двумя основными факторами. С одной стороны, это возрастающее количество обращений к психологу для прохождения консультативного процесса женщинами разных этнических групп, с другой стороны – отсутствие доступных для просмотра работ об особенностях технологий работы с ними.

Поэтому мы постарались обозначить основные особенности ожиданий от консультативного процесса женщин разных этнических групп, а также эти ожидания систематизировать и обобщить, что позволило приблизиться к разработке рекомендаций для более эффективного консультирования с учетом этно-религиозных особенностей клиенток.

Феноменология и теоретическая база исследования.

Этно-религиозные группы - часть какого-либо народа, которая по причине иной или особой религиозной принадлежности обособилась от целого, и в условиях долговременной историко-географической замкнутости или самоизоляции, культурно-бытовые и языковые (диалектальные) и прочие особенности (Казьмина, 2001).

В нашем регионе (Тюменская область) основными группами являются славянская, армянская, татарская, северокавказская (чеченцы, азербайджанцы и др.). Данные этнические группы в основном, придерживаются двух религиозных конфессий: христианство (славянская группа, основная часть армянской группы) и ислам (татарская, северокавказская группы). Также мы рассмотрели особенности менталитета каждой из этнических групп, основные идеи их религиозных конфессий.

У данных групп выделяются различные, зачастую противоположные, культурные и религиозные особенности, правила и нормы, в частности, по отношению воспитания и дальнейшего пути женщин.

Создавшиеся ожидания о консультировании у женщин разных этнических групп складываются, исходя из их культурной принадлежности, стиля, в котором они воспитывались. 

При этом цель психологического консультирования в каждом конкретном случае определяется, с одной стороны, ожиданиями клиента, а с другой - возможностями консультанта удовлетворить сложившиеся ожидания. Ключевым моментом оказывается то, что ожидания клиента часто не проявляются непосредственно, поэтому одной из важнейших задач консультанта, стремящегося добиться успеха, является выяснение этих ожиданий (Гулина, 2001). Если этого не происходит, клиент, чаще всего, бывает, разочарован в психологе и психологическом консультировании в целом, начинает рассматривать этот вид помощи как бесполезную трату времени, сил, энергии. У клиента закрепляется негативное мнение, которое он может распространять среди близкого окружения. Таким образом, люди, которым может быть необходима психологическая помощь, опасаются за ней обратиться.

Приведем описание типичных случаев, которые взяты из реальной практики.

1. Психолог – консультант обращается к профессиональному сообществу со следующим вопросом: к нему ходит клиентка, женщина, 35 лет, запрос – проблемные отношения с мужем. Клиентка по национальности азербайджанка. Она не говорит на русском языке, поэтому с ней приходит на консультацию племянница мужа. У психолога возникает вопрос: имеет ли она право консультировать, таким образом, клиентку?

2. Женщина 32 года, мусульманского вероисповедания, просит принять меры руководство организации, в которую обратилась к психологу. Дело в том, что психолог был мужчина, во время консультации он взял ее за руку, что по религии и ментальности клиентки недопустимо.

4. Женщина, татарка по национальности, 45 лет, была направлена организацией на тренинг личностного роста. Психолог проводила его в рамках телесно-ориентированной терапии. После этого женщина уволилась из организации.

4. Другой психолог отмечает то, что, когда к ней записываются женщины мусульманского вероисповедания, договаривается о встрече с психологом всегда мужчина семьи. В такой ситуации психолог не всегда понимает, чей это запрос, и от кого исходит инициатива.

5. Запись на форуме от женщины азербайджанки: «Добрый день! Подскажите, куда я могу жаловаться на некомпетентного психолога, который занимается телесно-ориентированными практиками? Пользуясь уязвимостью пациенток, пробует на них эту теорию. Вопрос конечно скользкий, но тем не менее. Мне нанесены тяжелые психологические травмы».

Также религиозные предпочтения клиентки накладывают свой отпечаток на формирование ею жизни в целом. Она руководствуется основными принципами религии в вопросах, связанных с построением семьи, воспитанием детей, даже выбор профессии может рассматриваться сквозь призму собственной веры.

Рассматривая особенности представлений в христианской религии, необходимо отметить, что христианская мораль находит свое выражение в четких представлениях и понятиях о нравственном и безнравственном, в совокупности определенных моральных норм, которые вместе составляют христианское нравственное сознание. Также приверженность христианству оказывает влияние на все сферы жизни человека, начиная профессиональной, заканчивая личной. Например, законным браком признается только брак, заключенный в церкви.

Рассматривая особенности представлений исламской религии, мы видим, что семья в исламе - основная ячейка общества. Именно она оказывает основное влияние на основные принимаемые решения каждым ее членом, в особенности подчиняет себе женщин рода. Например, женщины, в традиционной культуре находятся в семье, лишены возможности работать и самостоятельно зарабатывать, потому что женщина должна посвящать себя мужу и детям.

Поэтому психологу могут быть важны, например, запреты клиентки на некоторые чувства или действия. Важно понимать и принимать эту субъективную реальность, как любую другую. Также оказывается важным понимать специфику этих ожиданий, так как они определяют в целом мировосприятие клиентки, ее конкретные действия, решения и чувства в различных ситуациях.

Основной преградой, которая встает на пути эффективного консультирования, является принципиально разный опыт взаимодействия, принятых норм и правил поведения в ближайшем окружении у консультанта и клиентки. Поэтому необходим инструмент в виде нового знания, который позволит психологу понимать принципы построения взаимоотношений с клиентками разных этнических групп, минимизируя возможные трудности и риски.

Экспериментальное исследование ожиданий от психологического консультирования у женщин разных этно-религиозных групп.

Характеристика выборки: 120 женщин разных этно-религиозных групп, из них 40 человек на этапе сбора дескрипторов для составления семантического дифференциала, 80 человек на этапе основного исследования.

Выборка в основном исследовании была структурирована следующим образом (Таблица 1).

Таблица 1.

Структура выборки в зависимости от  этно-религиозной принадлежности

 

Христиане (православные, католики, протестанты)

Мусульмане

Итого

Славяне (русские, украинцы, белорусы и др.)

20

 

20

Армяне

20

 

20

Северокавказцы (чеченцы, азербайджанцы и т.д.)

 

20

20

Татары

 

20

20

Итого

40

40

80

 

Методы исследования:

1. Семантический дифференциал

В качестве метода исследования представлений о консультировании нами был выбран семантический дифференциал. Результаты были обработаны в программе STATISTICA методами факторного и кластерного анализа.

2. Методика незаконченных предложений

Методика незаконченных предложений позволила выявить осознаваемые представления  о психологическом консультировании у испытуемых контрольной и экспериментальной выборок.

Результаты исследования.

В результате факторного и кластерного анализа четырех этнических групп женщин были выявлены следующие особенности ожиданий от психологического консультирования.

В славянской группе самым сильным в ожиданиях испытуемых от психологического консультирования оказался фактор «Желательное консультирование», в который вошли такие характеристики как внешний взгляд на проблему, рекомендации, информация для размышления, стимул для самосовершенствования и т.д. Именно эти понятия они приравнивают к профессиональному консультированию. То, что первый фактор, обладающий наибольшей силой для испытуемых и принципиально отличающийся по силе от остальных, выражает позитивные ожидания от консультирования, свидетельствует об их готовности прибегнуть к этому виду помощи, ожидая помощи в разрешении своих трудностей. Клиентки видят помощь от психолога, скорее, через информирование, конкретные рекомендации в решении трудностей, а также в том, что работа с психологом станет стимулом для их дальнейшего самостоятельного развития. То есть они в большей степени нацелены на позиции эксперта и партнера. Это же наблюдается при рассмотрении кластерного анализа.

Женщины славянской группы ожидают от психолога позиции на равных (партнерской). Как показал кластерный анализ (Рисунок 1), им не важен при этом пол консультанта, личное отношение к ним. Они видят в психологе квалифицированного специалиста, к которому они приходят с конкретным запросом. В этом выражается, по нашему мнению, их позиция на равных.

Рисунок 1.

Кластерное дерево славянской группы

 

В армянской группе самым сильным в ожиданиях испытуемых от психологического консультирования оказался фактор «Желательное консультирование», в который вошли такие характеристики, как понимание и поддержка, избавление от негативных эмоций, советы и т.д. Это говорит о том, что психологическое консультирование имеет высокую позитивную значимость для них и положительную окраску. Однако они допускают, что понимания может не сложиться, что психолог-консультант начнет ими манипулировать.

В целом наблюдается частичная схожесть факторов с факторами славянской группы, однако также присутствует схожесть в факторном и кластерном анализах (Рисунок 2) с северокавказской и татарской группами. С одной стороны, армянская группа так же, как и славянская группа, направлена на более результативное консультирование.

Рисунок 2.

Кластерное дерево армянской группы

 

С другой стороны, армянская группа, так же, как и северокавказская группа, в большей степени, отдает предпочтение психологу – женщине, также у данных групп достаточно много схожих опасений в ожиданиях от возможного психологического консультирования. Поэтому оказывается невозможным отнести армянскую группу, по наибольшей схожести результатов, к одной из других групп.

В северокавказской группе самым сильным в ожиданиях испытуемых от психологического консультирования оказался фактор «Хорошее и Плохое консультирование», в который вошли такие характеристики, как облегчение души, понимание, поддержка, спокойная обстановка и т.д. Это говорит о том, что клиентки северокавказской группы в большей степени ориентированы на консультирование как на способ выговориться в спокойной обстановке, нежели на консультирование, направленное на результат. Они даже готовы к критике и чтобы психолог говорил им, как нужно делать правильно.

При этом в их ожиданиях недопустимыми считаются встреча с собой, нарушение этики, настороженность и опасения. Все это создает для них опасения того, что понимания с консультантом не возникло. Также испытуемые опасаются физического контакта и шуток психолога, для них будет предпочтительнее отсутствие результата, чем такой способ нарушения их границ.

Также кластерный анализ (Рисунок 3) показал, что в ожиданиях испытуемых существует связь между хорошим и профессиональным консультированием, которые связаны с объектами психолог-женщина, психолог-помощник, психолог-друг. По этой причине испытуемые северокавказской группы, скорее, обратятся за помощью к психологу женщине, пойти на контакт с которой им проще. По этой причине она воспринимается как друг и помощник. При этом среди женщин можно поговорить, облегчить душу. В психологе-мужчине они видят психолога-эксперта, так как для их культуры, в общем, характерен образ мужчины, как наставника, инициатора приятия решений.

Рисунок 3.

Кластерное дерево северокавказской группы

 

Ожидания критики и того, что психолог им будет говорить, как нужно правильно делать, а также ожидание от психолога-мужчины позиции психолога-эксперта говорит о том, что женщины северокавказской группы в процессе консультирования ожидают от психолога более патерналистской позиции.

В татарской группе самым сильным в ожиданиях испытуемых от психологического консультирования оказался также фактор «Хорошее и Плохое консультирование», в который вошли такие характеристики, как обмен опытом, секрет решения проблемы, информация для размышления, облегчение души и т.д. Также в их ожиданиях недопустимым считается встреча с собой, шутки психолога, нарушение этики. Это говорит о том, что данная группа ориентирована на решение трудностей в безопасной для себя обстановке.

Кластерный анализ (Рисунок 4) показал, что в ожиданиях испытуемых существует связь между хорошим и профессиональным консультированием, которые связаны с объектами психолог-женщина, психолог-помощник, психолог-друг. По этой причине испытуемые татарской группы, скорее, обратятся за помощью к психологу-женщине, пойти на контакт с которой им проще. Мы наблюдаем сходство данных результатов кластерного анализа с кластерным анализом северокавказской группы.

Рисунок 4.

Кластерное дерево татарской группы

 

Оценивая общие результаты, можно увидеть сходство расположения дескрипторов с северокавказской группой. Однако у татарской группы ожидания в большей степени направлены на поиск пути решения трудности. У северокавказской группы ожидания, в большей степени, направлены на желание выговориться, облегчить душу. С самостоятельным решением проблемы связано большее количество опасений. Это может быть связано с тем, что в татарской культуре уважение к авторитету старших в большей степени отстраивается на внутренней мотивации, в северокавказской культуре оно более директивно.

Таким образом, ожидания славянской группы, в большей степени, направлены на результативное консультирование, а ожидания северокавказской и татарской групп, в большей степени, направлены на процесс переживания эмоций в консультировании.  У армянской группы присутствуют схожие черты, как со славянской, так и северокавказской группами. Кроме того, ожидания славянской и армянской групп слабо дифференцированы, в то время как ожидания северокавказской и татарской групп строго дифференцированы. Возможно, потому, что им с детства закладывают понятия о допустимом и недопустимом, в их среде жизненно-важно подразделять действия на правильные и неправильные.  Помимо этого, для славянской группы пол психолога не имеет значения, в то время как для трех остальных групп в разной степени пол психолога оказывается важен.

Дополнительно проведенный анализ по группам с точки зрения их религиозной принадлежности показал следующее.

В христианской группе самым сильным в ожиданиях испытуемых от психологического консультирования оказался фактор «Эффективное консультирование», в который вошли такие характеристики, как информация для размышления, стимул для самосовершенствования, получения секрета решения проблемы и т.д. Именно эти понятия они приравнивают к профессиональному консультированию. При этом для них нежелательная ситуация манипулирования, оспаривания мнения, осуждения. Они приравнивают эти понятия к понятию отсутствие результата. Также к отрицательному полису относят встречу с собой, что характеризует их возможные опасения по поводу погружения в свой собственный мир. Можно говорить о том, что в процессе консультирования на позицию партнера со стороны психолога в набольшей степени ориентированы женщины христианской веры.

В мусульманской группе самым сильным в ожиданиях испытуемых от психологического консультирования оказался фактор «Хорошее и Плохое консультирование», в который вошли такие характеристики, как облегчение души, понимание и поддержка, критика, получение секрета решения проблем. Настороженность, опасения вызывают нарушение этики, шутки психолога, личные отношения со специалистом. С самостоятельным решением проблемы связано большее количество опасений. Это может быть связано с тем, что в татарской культуре уважение к авторитету старших в большей степени отстраивается на внутренней мотивации, в северокавказской культуре оно более директивно. То есть в процессе консультирования на позицию наставника со стороны психолога в набольшей степени ориентированы женщины мусульманской веры.

Заключение

Полученные результаты исследования можно кратко сформулировать в следующих положениях.

  1. Женщины славянской группы ожидают от психолога позиции на равных (партнерских отношений) либо экспертной позиции. При этом, направляясь на консультацию, они нацелены скорее на результат. Им не важен пол психолога, его личностные характеристики, клиентки ожидают профессионализма и выполнения их запроса.
  2. У женщин армянской группы ожидания слабо дифференцированы, в них присутствуют опасения относительно процесса консультирования, личности психолога. В то же время психологическое консультирование для них имеет высокую позитивную значимость и положительную окраску. Однако они допускают, что понимания может не сложиться, что психолог-консультант начнет ими манипулировать.
  3. Женщины северокавказской группы, скорее, обратятся за помощью к женщине–психологу, так как в их культуре не приветствуется общение с мужчинами помимо членов семьи. При этом они будут скорее сконцентрированы на самом процессе проговаривания и переживания, нежели на результате.
  4. У женщин татарской группы присутствует восприятие психолога как мудрого наставника, в их культуре силен авторитет отца, основанный на его мудрости. Психолог–мужчина в этом контексте воспринимается как эксперт. При этом обращаться такие женщины предпочтут все-таки к психологу одного с собой пола, так как от консультирования ожидают эмоциональной поддержки.
  5. Также можно выделить специфику ожиданий от работы психолога с точки зрения дифференциации по религиозной принадлежности клиенток. Представительницы мусульманской религии от психологического консультирования ожидают в большей степени позиции наставничества, просвещения; представительницы христианской религии скорее будут нацелены на позицию сотрудничества.

Результатом работы стало лучшее понимание ожиданий от консультативного процесса, способах работы с различными этническими группами. В этом феномене ещё многое не изучено, и это может стать поводом для дальнейших исследований. В дальнейшем возможным продолжением исследования нам видится поиск тех психологических техник, которые приемлемы в работе психолога-консультанта с каждой из групп. Кроме того, остается не изученной специфика механизмов формирования ожиданий о психологическом консультировании у женщин данных групп.

В завершении хочется отметить, что наша практика взаимодействия с клиентками разных этно-религиозных групп показывает, насколько для самих клиенток важно, чтобы их ожидания понимали и учитывали. Мы считаем, что наша работа может послужить звеном в цепочке развития этого направления. Поняв, что различия в ожиданиях существуют, определив суть этих различий, мы можем более направлено выстроить работу с женщинами разных этнических и религиозных групп, что позволит им получать более квалифицированную психологическую помощь.