Полный текст статьи
Печать

Процессы модернизации, происходящие в нашем обществе, не обошли стороной и систему образования. Для дошкольного образования инновационные преобразования связаны, прежде всего, с тем, что оно стало первым уровнем общего образования (Федеральный закон «Об образовании в РФ», 2012) [1] и получило  свой стандарт (ФГОС ДО, 2013) [2]. Повышение статуса дошкольного образования, качественное обновление его содержания, усиление внимания со стороны государства и общества к образованию и развитию детей дошкольного возраста актуализируют проблему профессиональной  подготовки воспитателя.  

Особого внимания заслуживает тот факт, что сегодня педагог должен быть готов к работе с различными категориями детей. Законом «Об образовании в РФ» впервые на федеральном уровне закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В другом документе, утвержденном указом Президента РФ, «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» подчеркивается, что  в Российской Федерации особое внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям: «Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество» [3].

Представляется важным отметить тот факт, что цели формирующегося инклюзивного образования находятся в принципиально иной системе координат, нежели цели существующих в настоящий момент систем общего и специального образования. Инклюзивное образование направлено не на ликвидацию сложившейся системы специального (коррекционного) образования, а на соединение, взаимопроникновение и взаимоответственность слабо связанных между собой систем общего и специального образования. Опыт многих стран, в частности Германии и Канады, говорит о том, что главным при создании системы инклюзивного образования является наличие людей, готовых к изменениям.

Идея инклюзии основана на концепции «включающего общества». Она означает изменение общества и его институтов таким образом, чтобы они благоприятствовали включению «другого» (человека другой расы, вероисповедания, культуры, человека с ограниченными возможностями здоровья). Причем предполагается такое изменение институтов, чтобы это включение содействовало интересам всех членов общества, росту их способности к самостоятельной жизни (включая лиц с ОВЗ), обеспечению равенства их прав и т.п. Данная идея не является абсолютно новой. Мысль о создании инклюзивного обучения как педагогической системы, «в которой удалось бы органически увязать специальную педагогику с педагогикой нормального детства» с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических, биологических дефектов развития («социальных вывихов»), принадлежит Л. С. Выготскому, который одним из первых обосновал необходимость такого подхода для успешной практики социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта [4,  39-49].

На этом основании коррекционное образование, как одно из направлений общего образования, на современном этапе становится составной частью профессиональной подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений и массовой школы.

Нужно учитывать, что современные дети живут в той реальности, которая сложилась под влиянием политических, социально-экономических, экологических, демографических условий. Существенными признаками социального мира, определившими основные проблемы в сфере детства являются:

  • § высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.
  • § ускорение темпа жизни, увеличение интенсивности труда и продолжительности рабочего дня родителей, способствующие накоплению дефицита витальности (жизненных сил);
  • § распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей;
  • § низкий уровень развития родительской мотивации, слабое владение навыками общения с детьми, плохая организация бытовой стороны жизни ребенка, его режима;
  • § неравенство между субъектами Российской Федерации в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей;
  • экологически неблагополучная обстановка, природные катаклизмы и антропогенные катастрофы;
  • § возрастающая агрессивность окружающей среды (социальной, природной) по отношению к ребенку, представляющая прямую угрозу его жизни и здоровью.

Воздействие указанных факторов приводит к различного рода негативным влияниям на физическое, интеллектуальное, эмоциональное развитие дошкольников. Тенденция к увеличению количества дошкольников с нарушениями эмоциональной сферы, нервно-психическими расстройствами, физическими отклонениями фиксируется в социологических, психологических и педагогических исследованиях [5,7].

Как следствие сложившегося положения возникают трудности как у детей (рост неадаптивного поведения, искажение личностного развития ребёнка, проблемы в коммуникации и пр.), так и у взрослых, осуществляющих воспитание.

Это обусловливает поиск новых эффективных технологий образовательной деятельности в условиях дошкольных учреждений, цель которых обеспечение                     организации образовательного процесса, способствующего, прежде всего, становлению личности ребенка.

Такой уровень образовательной деятельности может обеспечить только высокого профессиональный педагог, способный работать с различными гетерогенными группами детей, в том числе, с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Термин «гетерогенность» используется в тезаурусе многих научных областей и обозначает –  неоднородность, свойство систем состоять из разнородных элементов, сохраняя при этом свои общие качества. Соответственно, под  гетерогенной группой следует понимать  разнородную группу, включающую определенное количество людей, связанных общими интересами, имеющих различные признаки (возраст, пол, национальность, конфессиональную принадлежность, состояние здоровья, интеллектуальные способности, вид деятельности). Таким образом, инклюзивное или включающее образование, предполагающее совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками, может быть названо обучением и воспитанием гетерогенных групп детей.

Надо отметить, что изучению гетерогенности как совокупности групповых общностей, образующихся на базе тех или иных социальных признаков, посвящен целый ряд исследований отечественных и зарубежных ученых A.A. Бодалева, М.К. Горшкова, Ю.Н. Давыдова, Т.Х. Керимова, Р. Мертона,  З.В. Сикевич, Ф.Э. Шереги, А. Эфендиева и др.

Учитывая широту границ  в определении используемого понятия, отметим, что в рамках данной статьи ограничимся рассмотрением  такого признака гетерогенной группы, как  состояние здоровья. Группа дошкольников с ОВЗ также может рассматриваться как гетерогенная, так как  чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы,  с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Биологическое неблагополучие ребенка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его психическом развитии, т.е. приводит к появлению вторичных нарушений.  Вот почему своевременная педагогическая поддержка и правильно организованное обучение ребенка выступают важнейшими педагогическими условиями, способными если не предотвратить, то хотя бы  смягчать вторичные по своему характеру нарушения.

Динамичный характер педагогической деятельности, обусловленный необходимостью разработки различных вариантов содержания образования, использования возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научном обосновании новых идей и технологий, определяют объективную потребность в совершенствовании системы подготовки воспитателей гетерогенных групп дошкольных учреждений, поиске новых подходов, обеспечивающих требуемый уровень развития их профессиональной компетентности. 

Проблема подготовки педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях гетерогенного состава дошкольников, недостаточно представлена в научной литературе, но существует серьезная  теоретическая база, которая позволяет ее разработать. Так, идеи о сущности человека, его развитии и воспитании как поддержки саморазвития  широко представлены в трудах философов (Н.А.Бердяев, В.В.Розанов, И.Фихте, М.Фуко, А.Шопенгауэр и др.), психологов (Л.С.Выготский, В.В.Зеньковский, А. Лоуэн и др.), педагогов (Д.А.Белухин, В.В.Горшкова, О.А.Казанский, П.Ф.Каптерев, В.А.Караковский, Л.Н.Куликова, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, Л.А.Степашко, Л.НТолстой, К.Д.Ушинский, Е.В.Шишмакова и др.), специалистов в области коррекционного образования (В.М.Астапов, Г.Ф.Кумарина, Е.И.Сергеева, ВХ.Степанов, Л.М.Шипицина и др.).

Детям, имеющим нарушения любого характера, необходимы особые условия, подбор методов и форм их деятельности, а также понимание и помощь в реабилитации и саморазвитии. Для того, чтобы каждая индивидуальность проявилась и ребенок стал более свободным, самореализовался, вышел на путь саморазвития, необходим соответствующий профессионализм педагога, находящегося рядом с ним (В.И.Андреев, А.Б.Орлов, К.Роджерс и др.) и, конечно, особое участие родителей (Е.Волкова, А.С.Макаренко, А.Р.Маллер, Н.Пезешкиан, В.А.Сухомлинский и др.).

Подготовка будущих педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в условиях гетерогенного состава группы имеет свои особенности в системе высшего педагогического образования.

Социальный запрос на уровень и качество дошкольного образования меняет требования и к профессиональной компетентности педагогов дошкольных учреждений. Это обусловлено тем, что в психологии развития возникли новые представления об источниках и механизмах развития детей дошкольного возраста, новые представления о роли и месте взрослого в формировании ребенка как личности, способной реализовать себя как часть социума. Развивающаяся стратегия инклюзивного образования требует не просто совершенствования подготовки воспитателя в традиционном понимании прироста у него профессиональных знаний, умений и навыков, но изменения профессионального мышления как показателя его профессиональной компетентности. Профессиональное мышление может проявиться в способности педагога обнаруживать, ставить и решать новые педагогические задачи разного уровня – стратегического, тактического, оперативного.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) по подготовке бакалавров и магистров по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование» позволяет вузам дифференцированно подойти к построению основной образовательной программы, определению содержания обучения студентов, учесть региональные требования, запросы практики и обеспечить соответствующую готовность выпускников к профессиональной деятельности.

В психолого-педагогической литературе раскрываются различные подходы к определению сущности профессиональной готовности: как целостное личностное образование, как овладение рядом общепедагогических умений, как целенаправленный комплекс качеств, знаний, практических навыков и умений, отношений, состояний, как целостное внутреннее свойство (интегративная способность) личности, как интегративное образование личности [6,7,8].

Так, в исследовании К. М. Дурай-Новаковой готовность к педагогической деятельности рассматривается как целостное выражение всех подструктур личности, сориентированных на полное и успешное выполнение многообразных ролей учителя, а также «сложное структурное образование, центральным ядром которого являются положительные установки, мотивы и освоенные ценности учительской профессии» [6,  229].

На основе анализа и обобщения рассмотренных определений и их сопоставления  с сущностью коррекционной работы в условиях гетерогенного состава детей, можно определить готовность как способность педагога понимать и обеспечивать целостность процесса развития ребенка с ОВЗ, значимость сотрудничества с ним, формирование адекватного отношения с учетом компенсаторных возможностей и способностей.

Профессиональная готовность педагогов дошкольного образования к работе с гетерогенными группами детей определяется инвариантным базовым содержанием, включающим психолого-педагогические понятая о закономерностях психического и физического  развития детей дошкольного возраста и его нарушениях, способы, средства, методы их коррекции и профилактики. Профессиональная готовность находит сове выражение в понятии профессиональной подготовки, подразумевающей развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.

Профессиональная компетентность может быть представлена в виде группы, поэтапно решаемых задач, обеспечивающих развитие и формирование профессиональных умений и их значимой направленности к результату, выраженному в конкретном продукте его деятельности. Профессиональная компетентность воспитателя гетерогенной группы дошкольного образовательного учреждения — это комплекс специальных (коррекционных) и общих знаний, умений, опыта их творческого применения, а также профессионально значимых личностных качеств. Важным показателем профессиональной компетентности является способность к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию, которые можно рассматривать как интегральную профессионально-личностную характеристику педагога.

Наряду с обязательным овладением общекультурными и профессиональными компетенциями в области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании, будущий педагог должен уметь организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития, применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи, принимать философию и методологию инклюзивного образования, уметь соотносить образовательные задачи и задачи социальной адаптации

Таким образом, в связи с потребностями современного дошкольного образования необходима разработка новых стратегий, жизнеспособных форм и методов подготовки выпускников — будущих педагогов, способных воплотить в жизнь задачи модернизации современного образования и осуществления инновационных процессов в дошкольном образовательном учреждении.