Полный текст статьи
Печать

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации утвержденный 29 декабря 2012 года N273-ФЗВ установил уровни общего образования. Первым уровнем образования принято дошкольное образование. В этом же законе в ст. 5 п. 5 указывается, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления должны быть созданы необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи. В основе этих условий должны быть положены специальные педагогические подходы наиболее подходящие для этих лиц в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В действующем Законе об образовании в Российской Федерации впервые дано определение понятию «инклюзивное образование» – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Кроме того Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет понятие индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Таким образом, правовая база позволяет нам выстраивать для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), ребенка с инвалидностью индивидуальный (инклюзивный) образовательный маршрут.

Актуальность и востребованность формирования индивидуальных (инклюзивных) маршрутов определяются подлинными нуждами дошкольной образовательной организации и существующими противоречиями:

- наличие в МБОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 230» 117 воспитанников с ОВЗ, (23%), в том числе 11 детей-инвалидов (3%);

- редъявляемыми современными требованиями к дошкольному образованию и реальными условиями обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) детей;

- необходимостью разработки индивидуальных маршрутов инклюзивного образования в соответствии с Законом об образовании РФ и ФГОС ДО и недостатком методических и дидактических разработок, педагогических технологий, адекватных задачам инклюзивного дошкольного образования.

Индивидуальный (инклюзивный) образовательный маршрут – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретной дошкольной организации специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.

Движение ребенка может осуществляться по различным образовательным маршрутам. Отсюда вытекает основная задача специалистов – предложить семье весь спектр существующих возможностей обучения и развития ребенка с ОВЗ, особыми образовательными потребностями и помочь ей сделать выбор.

При определении ребенка с ОВЗ в дошкольную организацию необходимо учесть:

- подходят ли условия образовательной организации для комфортного существования в нем ребенка – создана ли безбарьерная среда;

- насколько ребенок готов к посещению детского сада;

- есть ли возможность создания индивидуально-ориентированных программ на основе образовательной программы дошкольной организации, и будет ли ребенок, обучающийся по этим программам, достаточно успешен при их выполнении;

- есть ли в данной дошкольной организации структурные подразделения, дополнительные специалисты, способные оказать профессиональную помощь ребенку;

- организовано ли психолого-педагогическое сопровождение.

Движение ребенка может осуществляться по различным образовательным маршрутам (внешним –  по округу или городу, и внутренним – внутри одного сада), которые реализуются одновременно или последовательно. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

- возрастом ребенка;

- состоянием здоровья;

- уровнем готовности к освоению образовательной программы;

- возможностью раннего выявления проблем в развитии ребенка и своевременного обращения к специалистам;

- особенностями, интересами и потребностями ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата;

- профессионализмом специалистов дошкольной организации;

- возможностями дошкольной организации удовлетворить специальные и особые образовательные потребности ребенка;

- возможностями материально-технической базы дошкольной организации;

- возможностью и желанием семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия ребенком дома;

- наличием в регионе, где проживает семья, специальных (коррекционных) и других образовательных организаций.

Структура формирования индивидуального (инклюзивного) образовательного маршрута включает в себя следующие этапы.

Первый этап – комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика детей с ОВЗ с целью определения актуального уровня развития и их потенциальных возможностей. Эту работу выполняют психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), в которой по результатам обследования даются рекомендации по оптимальному образовательному маршруту и созданию специальных условий обучения в образовательной организации.

Второй этап включает в себя информирование родителей при составлении индивидуального (инклюзивного) образовательного маршрута:

- о предельно допустимых нормах образовательной нагрузки;

- об основных образовательных программах;

- о дополнительных коррекционно-развивающих программах;

- о содержании психолого-педагогической коррекции;

- о возможности и правилах внесения изменений в индивидуальный (инклюзивный) образовательный маршрут.

Эту работу выполняют специалисты психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации (ПМПк). Кроме того, при разработке индивидуального (инклюзивного) образовательного маршрута обязательно учитываются организационные условия включения различных детей с ОВЗ в образовательное пространство (в соответствии с заключением ПМПК) и уточненные в ходе деятельности ПМПк. Внешние индивидуальные инклюзивные образовательные маршруты могут составляться в рамках образовательного пространства округа или города на основе договоров. Внутренние индивидуальные инклюзивные образовательные маршруты составляются ПМПк с учетом возможностей дошкольной организации.

На третьем этапе специалисты ПМПк проводят психолого-педагогическую оценку динамики развития ребенка с ОВЗ. В рамках данной работы определяются механизмы и конкретные способы реализации индивидуального (инклюзивного) образовательного маршрута (на основании результатов диагностики и рекомендаций, полученных от ПМПК) и методики оценки результативности выбранных методов и технологий помощи ребенку и его адаптации в образовательной организации. Кроме того, инклюзивная практика актуализирует еще одну задачу – сопровождение всех детей группы, в которую включен ребенок с ОВЗ. Данная задача так же решается специалистами ПМПк, а так же другими участниками образовательного процесса: воспитателями, родителями.

Четвертый этап включает в себя мониторинг образовательной и социальной адаптации всех детей группы компенсирующей направленности (инклюзивной группы). При выявлении изменений психофизического и соматического состояний ребенка с ОВЗ направление родителей на консультацию к специалистам соответствующего профиля.

Координации деятельности педагогического коллектива дошкольной организации по включению детей с ОВЗ в образовательный процесс способствует возложение обязанностей координатора по инклюзии на одного из специалистов сада – координатора по инклюзии. Это специалист с высшим педагогическим, дефектологическим или психологическим образованием (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог), имеющий опыт работы с детьми с разными нарушениями развития, прошедший профессиональную подготовку  в области инклюзивного образования. В нашем детском саду обязанности координатора выполняет старший воспитатель. Основная цель работы координатора – обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса, что является одним из важнейших условий успешного включения детей с ОВЗ и их родителей в среду образовательной организации, адаптации образовательной организации к новым условиям функционирования. В обязанности координатора по инклюзии входит:

- взаимодействие с ПМПК для получения рекомендаций по определению индивидуального (инклюзивного) образовательного маршрута и условий, необходимых для эффективного включения и успешной адаптации ребенка с ОВЗ в дошкольную организацию;

- организация подготовки персонала инклюзивной группы к приходу ребенка с ОВЗ – проведение беседы об особенностях его развития, методах работы с ним и создании необходимых условий в группе;

- организация подготовки родителей детей к приходу в группу ребенка с ОВЗ – проведение бесед на родительском собрании, показ фильмов о детях с ОВЗ, организация совместных детско-родительских мероприятий с участием семей, воспитывающих детей с ОВЗ;

- организация методической помощи специалистам по адаптации каждого ребенка с ОВЗ и включению его во взаимодействие с другими детьми;

- организация взаимодействия специалистов и воспитателей инклюзивных групп: еженедельные рабочие встречи с обсуждением результатов работы по каждому ребенку;

- контроль за ведением документации по каждому ребенку специалистами сада, посещение занятий специалистов;

- организация и контроль за проведением психолого-педагогической диагностики с целью отслеживания динамики развития ребенка (2 раза в год);

- организация работы ПМПк по обсуждению достижений каждого ребенка (3 раза в год – плановые консилиумы, а также по запросу родителей или педагогов);

- организация взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ: встречи с родителями, беседы, консультации, информационная поддержка, составление индивидуального плана развития ребенка с учетом интересов семьи, привлечение родителей к участию в коррекционно-развивающей работе, организация встреч родителей со специалистами, консилиума с участием родителей – по запросу родителей или педагогов;

- налаживание сотрудничества со специалистами других организаций, занимающихся с ребенком с ОВЗ, посещающим дошкольную организацию (ППМС-центр, ПМПК, организации дополнительного образования, детская поликлиника и др.), организация совместных встреч, выработки единой стратегии коррекционно-развивающей работы;

- организация  преемственности  инклюзивного  образования: помощь в выборе школы при переходе ребенка на следующий уровень образования, налаживание контактов с педагогическим коллективом школы, в которое поступает ребенок с ОВЗ, помощь в его адаптации;

- совместно с членами административной группы организация открытых занятий, мастер-классов, семинаров с целью повышения квалификации педагогического состава, семинаров и тренингов для родителей.

Таким образом, разработка и реализация индивидуального (инклюзивного) образовательного маршрута создает необходимые условия совместной работы коллектива дошкольной организации и родителей для наиболее эффективной реализации программы развития каждого ребенка с ОВЗ и его социализации.