Полный текст статьи
Печать

При разработке и апробации модулей образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» для студентов непедагогических направлений подготовки совместно с НИТУ «МИСиС» нами осуществлялось методическое сопровождение дисциплин «Теория и методика обучения химии», «Современные технологии обучения химии».

Для формирования профессиональных компетенций учителя химии наиболее эффективными являются интерактивные образовательные технологии. Их выбор определяется целями и задачами образовательной программы, содержанием учебной дисциплины, ее ролью в процессе подготовки современного специалиста.

Высокой степенью интерактивности обладают диалоговые технологии, они используются нами как при проведении лабораторно-практических, так и лекционных занятий. Примеры учебных проблем для дискуссионного обсуждения  на лекциях представлены в таблице 1.

Таблица 1

Использование лекций с элементами дискуссий при изучении технологий обучения химии

 

Тема лекции

Учебные проблемы

Технологии обучения химии: за и против?

− Какие тенденции развития химического образования на современном этапе вы можете отнести к ведущим? Относится ли к ним технологизация процесса обучения?

− Долгое время считалось, что применительно к педагогике термин «технология» не «работает». Согласны ли вы с этим? Если нет, то каковы предпосылки технологизации обучения? В чём отличие непедагогических и педагогических технологий?

− В чём, на ваш взгляд, заключаются специфические особенности предмета «химия» и как их необходимо учитывать в процессе технологизации?

− Какие признаки классификации образовательных технологий вы считаете наиболее важными при практическом использовании технологий обучения химии?

− Как организовать свою деятельность для освоения новой технологии обучения?

Знания  – дети удивления?

− В соответствии с современными требованиями к обучению ведущей должна стать проблемно-поисковая деятельность учащихся. Учитывая ваши наблюдения, анализ методической литературы, действительно ли в обучении химии проблемный подход преобладает над объяснительно-иллюстративным подходом?

− Как, наш ваш взгляд, специфика предмета «Химия» влияет на реализацию проблемного подхода?

 − Можно ли считать кейс-технологию разновидностью проблемного обучения? Обоснуйте свою точку зрения.

− В чём сходство и различие исследований в химической науке и в обучении химии?

 − Можно ли технологизировать процесс обучения творческой деятельности в обучении химии?

 − Для чего проводят кодирование информации при разработке опорных конспектов?

Как учитывать личностные особенности учащихся в обучении химии?

− В чём сходство и различие понятий:     

-индивидуализированное,

-индивидуально- дифференцированное и личностно-ориентированное обучение?

− Чем опасна в обучении ориентация на «среднего ученика»? Какие индивидуальные особенности учащихся особенно важно учитывать в обучении химии?

− Какой смысл вкладывается в термин «критическое мышление» и для чего оно необходимо?

− Действительно ли проектное обучение – универсальное средство решения проблем современного образования? Какая тематика проектов по химии, по-вашему, в наибольшей степени заинтересует учащихся?

− Как построить индивидуальную образовательную траекторию в обучении химии?

 − В чём сходство и различие балльно-рейтинговой технологии и технологии «портфолио»? Что должно войти в портфолио учащегося, изучающего химию?

− Какое место должны занимать дидактические игры в обучении химии? На ваш взгляд, их используют слишком часто или редко?

− Как влияют возрастные особенности учащихся на использование дидактических игр в обучении химии?

Универсальны ли информационно- коммуникационные технологии в обучении химии?

− Насколько универсальны, на ваш взгляд, информационно-коммуникационные технологии? Какие приоритетные задачи они позволяют решать в обучении химии?

− Какие проблемы возникают в процессе информатизации образования? Какие вы видите пути их решения?

− Как влияет специфика предмета химии на применение информационно- коммуникационных технологий?

− В чём вы видите преимущества и ограничения использования Интернет-ресурсов в обучении химии?

 

Использование элементов диалоговых технологий  при проведении лекций имеет следующие преимущества по сравнению с традиционной системой: усиление субъектной роли студента, активизация мыслительной деятельности на уровне анализа, оценки, синтеза; изменение структуры деятельности преподавателя, направленной не столько на трансляцию информацию, сколько на формирование у студентов компетенций.

На практических занятиях по дисциплинам методического блока студенты обсуждают ситуационные задания, связанные с проектированием, проведением и анализом уроков химии, занятий элективных курсов. Особое внимание уделяется анализу совместной деятельности учителя и учащихся, направленной на достижение результатов образовательной программы, и выдвижению собственных предложений по развитию личностных качеств учащихся, метапредметных и предметных умений.

Среди тем проектных заданий – проектирование, проведение и анализ уроков с использованием диалоговой, проектной, игровой технологий и т.д. Овладение инновационными технологиями, в частности, технологией проектного обучения – одно из необходимых условий подготовки к педагогической деятельности в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта, показатель профессиональной компетентности учителей. Освоению методических умений способствует методический анализ возможностей применения инновационных технологий, например, «использования опорных конспектов при изучении неорганической (органической) химии», «диалоговых технологий во внеклассной работе по химии», «элективных курсов для формирования опыта исследовательской деятельности».

Результаты методического анализа, а также обзора информационных источников, посвящённых образовательной технологии, студенты представляют в виде компьютерных презентаций, в которых отражают методологические основы  данной технологии, опыт учителей химии по использованию данных технологий в практической деятельности.

Одним из средств оценивания сформированности компетенций студента выступает защита электронного портфолио, включающего выполнение заданий аналитического, проектировочного характера. На экзамене наряду с традиционными вопросами по характеристике инновационных технологий обучения химии используются практико-ориентированные задания: «предложите алгоритм разработки дидактической игры по химии», «разработайте темы проектов по химии с учётом регионального компонента», «составьте разноуровневые задания к одной из тем курса химии, приведите обоснование» и т. д.

Таким образом, реализуемая нами система методического сопровождения образовательной деятельности студентов направлена на создание условий для их творческой самореализации [1, 2].