Модернизация системы образования вызывает необходимость обновления образовательных программ по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика», с учетом положений федеральных государственных образовательных стандартов и основных профессиональных образовательных программ, включая новое содержание образования и технологии обучения.
В рамках Федеральной целевой программы развития образования НИТУ «МИСиС» совместно с ведущими российскими университетами реализует проект по разработке и апробации новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия.
Одним из направлений апробации модулей, проводимой в рамках данного проекта, является разработка механизмов предоставления обучающимся поливариантных возможностей овладения трудовыми функциями, умениями и знаниями, необходимыми учителю-предметнику и обозначенными Профессиональным стандартом педагога. Особую значимость при этом приобретает включение модулей психолого-педагогического цикла в содержание подготовки обучающихся непедагогических направлений подготовки. Интеграция модулей может быть реализована для студентов вторых-третьих курсов непедагогического бакалавриата, мотивированных на педагогическую деятельность.
Процесс подготовки бакалавра следует рассматривать как процесс формирования профессиональной осведомлённости, что является первоначально предпосылкой профессиональной компетентности.
В связи с особенностями осуществления педагогической деятельности у обучающихся возникает необходимость овладения способами рефлексивной деятельности наряду с овладением способами познавательной, информационно-коммуникативной деятельности.
Результатом профессиональной подготовки становится профессиональная компетентность, содержательным элементом и условием развития которой является рефлексия (В.А. Метаева). Исследования Н.А. Алюшиной, А.А. Деркача, Ю.А. Репецкого и др. показывают, что профессиональное образование будущего педагога, достижение профессионального мастерства и своего «акме» невозможно без рефлексии. В результате массового школьного образования у абитуриентов, в том числе поступающих на непедагогические специальности, рефлексия развивается стихийно. В связи с этим возникает необходимость целенаправленного и системного развития рефлексии в профессиональном образовании. В личностно-развивающейся среде будущий педагог обретает новый опыт рефлексии, что позволит ему реализовывать личностный подход в своей будущей профессиональной деятельности (по Н.К. Сергееву).
М.Н. Прозорова отмечает, что рефлексия каждого обучающегося становится необходимой составляющей процесса образования и особым средством освоения программы, поскольку лишь входя в рефлексивную позицию, студент может осознать, что ему недостаёт для успешного действования в ситуации, а чему он уже научился.
Развитие рефлексии будущих педагогов наиболее активно, подчеркивает Е.А.Бессонова, происходит в специально организованном образовательном пространстве, насыщенном проблемным содержанием в процессе диадического или группового взаимодействия.
Развитие рефлексии необходимо начинать с самых первых шагов формирования профессиональных качеств, т.к. по отношению ко всем другим качествам рефлексивность выступает как координирующее, организующее и интегрирующее начало. Степень её сформированности проявляется в том, насколько педагог оказывается в состоянии скоординировать и интегрировать все иные свои качества для эффективной реализации профессиональной деятельности.
Для решения проблем формирования рефлексии учебно-профессиональной деятельности, обучающихся нами была разработана модель исследуемого процесса (рис.1).
Рис. 1 Модель рефлексии учебно-профессиональной деятельности обучающихся
Разработанная нами модель рефлексии учебно-профессиональной деятельности обучающихся включает в себя следующие составляющие: критерии, показатели и уровни сформированности навыков рефлексии; условия эффективного формирования рефлексии и оценочные средства.
В качестве критериев и показателей сформированности навыков рефлексии учебно-профессиональной деятельности студентов были определены следующие.
1. Когнитивный: способен отличать известное от неизвестного; понимает значение самооценки собственной деятельности; знает о процедуре самоанализа деятельности; способен выявить и сформулировать результаты рефлексии.
2.Мотивационный: испытывает потребность в рефлексивной деятельности; стремится к рефлексивным действиям; стремится к улучшению полученных результатов работы.
3.Содержательный: способен оценить логические пути (способы) деятельности; способен оценить логические возможности деятельности; готов к анализу собственных учебно-познавательных действий (готов к пересмотру своих действий); готов к саморегуляции; способен к рефлексии предметных знаний (способен указать в неопределённой ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия); способен рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной.
4. Операционально-продуктивный: способен оценить требования к эталону (норме); способен оценить поставленную цель на основе диагноза – анализа – прогноза; способен корректировать цель в соответствии с ценностными требованиями к деятельности; способен отстраниться от деятельности и изучить составленную последовательность действий с точки зрения ее эффективности; способен фиксировать затруднения и восстанавливать последовательность выполненных действий; способен выбрать новый вариант или гипотезу; способен проверить сформулированные выводы на практике; готов использовать знания и умения при решении профессиональных задач; способен оценить эффективность своей деятельности; готов прогнозировать конечный результат своей деятельности; способен оценить значимость продукта деятельности, исходя из внутренних и внешних критериев качества; готов принять ответственность за свою деятельность; способен сформулировать проблему, цель исследования, разбивать ее на отдельные задачи; способен определить основные этапы достижения цели, создать план-график работы; способен предложить новые идеи и направления.
5. Коммуникативный: умение критично, но не категорично анализировать мысли и действия других, обращаясь к основаниям их действий; готов принимать активное участие в обсуждении и решении проблем, высказывать и аргументировать свою точку зрения, уважать мнения других; способен активно работать в команде и помогать другим в случае затруднений; способен внимательно выслушивать сообщения других; способен задавать четкие вопросы.
В разработанной нами модели в качестве условий эффективного формирования рефлексии выступают: специально организованная рефлексивная деятельность; наличие рефлексивной среды; активизация межсубъектных отношений участников рефлексивной деятельности.
В качестве оценочных средств сформированности навыков рефлексии учебно-профессиональной деятельности студентов был выделен и разработан соответствующий инструментарий, при этом отдавался приоритет инновационным формам и методам оценивания: выполнение заданий продуктивного уровня, ведение дневника в качестве папки личных достижений, использование различных форм презентации учебных проектов, формирование портфолио в течение всего периода обучения.
Диагностика сформированности навыков рефлексии учебно-профессиональной деятельности студентов проводилась в течение всего периода обучения на этапах текущей и промежуточной аттестации. Диагностика проводилась с использованием следующих форм и методов: метод экспертной оценки развития навыков рефлексии студента, метод самоанализа результатов осуществленной деятельности, форма учета «Дневник учебных достижений», «рефлексивное эссе», «портфолио».
Результативность сформированности навыков рефлексии учебно-профессиональной деятельности, обучающихся проявляется на высоком (активно-положительный), среднем (пассивно-положительный) и низком (пассивно-отрицательный) уровнях в предложенной модели.
Низкий (пассивно-отрицательный) уровень – нет осознанности к пониманию рефлексии, нет осознанности к рефлексивной деятельности. Средний (пассивно-положительный) уровень – способность к осознанию рефлексии как механизма самопознания, самоконтроля, эмоционального состояния, способности к саморегуляции. Высокий (активно-положительный) уровень характеризуется осознанием рефлексии как механизма самопознания, самоконтроля, эмоциональным состоянием, владение саморегуляцией.
Таким образом, все составляющие разработанной модели в совокупности охватывают широкий спектр подходов – от относительно субъективных и интуитивных до объективных и научных, что позволяет обеспечить наиболее сбалансированный взгляд на сформированность навыков рефлексии учебно-профессиональной деятельности обучающихся и подтверждается результатами исследований.