В современной России система образования призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе, потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии – с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность); потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность); потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность).
В настоящее время в Российской Федерации инклюзивное обучение получает все большее распространение, одновременно государство старается обеспечить каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму инклюзии. Для успешного осуществления инклюзии учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и реализации социального подхода требуются изменения самой системы образования [2].
Инклюзивное образование предполагает создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учеников школы.
Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается российскими учеными (М.С. Артемьевой, Е.А. Екжановой, Н.Н. Малофеевым, Е.А. Стребелевой, Л.М. Шипицыной, Н.Д. Шматко и др.) как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников [4; 5].
Актуальными проблемами успешной реализации инклюзивного обучения является вопрос профессиональной компетентности педагога общеобразовательной школы [1].
В современных условиях внедрения инклюзивного образования в массовое образовательное пространство немаловажным является формирование у студентов компетентности, относящейся к взаимодействию со всеми участниками инклюзивного процесса.
Компонентами данной компетентности являются:
когнитивный компонент (система знаний студентов об инклюзивном образовании; об особенностях детей с ОВЗ; о специфике коммуникации с детьми, их родителями в условиях инклюзии;
методическая подготовка к работе с учащимися с ОВЗ;
мотивационный компонент (система гуманистических ценностей, отвечающих принципам инклюзивного образования);
толерантные установки;
психологическая готовность личности к работе в условиях инклюзивного образования);
поведенческий компонент (владение навыками коммуникации с разными участниками инклюзивного образования; владение методами, формами, приемами и техниками педагогической работы в условиях инклюзивного процесса) [3].
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского осуществляет подготовку к педагогической деятельности бакалавров непедагогических специальностей в рамках договора о сотрудничестве с ТГПУ им. Л.Н. Толстого в осуществлении образовательного проекта «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия».
На основе нашего опыта можно выделить возможные направления психологической подготовки студентов-бакалавров для работы в детьми с ОВЗ:
1. Развитие личности студентов – будущих педагогов, способных осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве.
Личностное развитие лежит в основе развития студента как профессионала (И.В. Дубровина), в основе развития его профессионально значимых личностных качеств. Специально организованная работа с личностными образованиями (самооценкой, принятием себя и других, эмоциональными характеристиками, установками и др.) – это путь преодоления интолерантных установок в общении с другими людьми, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.
2. Включение в содержание курсов психолого-педагогических дисциплин теоретического и практического материала, относящегося к характеристике детей с нарушениями в развитии.
В модуле «Педагог как организатор образовательного пространства» читается курс «Основы психологического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья», в котором представлены лекции, практические занятия, задания для самостоятельной работы и задания на практику.
4. Проведение практик в КГУ им. К.Э. Циолковского осуществляется в учреждениях и организациях, реализующих специальную (коррекционную) и инклюзивную образовательную и воспитательную деятельность.
Осуществляя психологическое сопровождение студентов в период прохождения студентами производственной практики, руководитель включает в содержание практики психологические задания, связанные с анализом ситуаций общения с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, ситуаций наблюдения за особенностями проведения занятий в условиях инклюзивного образования.
5. Включение в работу Научно-исследовательского коррекционно-реабилитационного центра КГУ им. К.Э. Циолковского мероприятий по формированию психолого-педагогической компетентности студентов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В содержание работы Центра включаются диагностические исследования личностных особенностей студентов университета, индивидуальные консультации, тренинговые занятия.
В дальнейшем, в результате самостоятельной работы при наличии установки на самореализацию, через профессиональную деятельность компетентность будет трансформирована в профессионализм, который является высоким мастерством, характеризует глубокое овладение специальностью, выражается в умении творчески пользоваться усвоенной в процессе обучения информацией.