Полный текст статьи
Печать

Дисциплина «Тимбилдинг в образовательной организации» охватывает основной круг вопросов, связанных с проблемами тимбилдинга в целом и командной работы в образовательной организации. Учебный курс «Тимбилдинг в образовательной организации» относится к дисциплинам модуля гуманитарного, социального и экономического цикла программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика». Следует отметить инновационный аспект обозначенной дисциплины – это возможность по-новому взглянуть на перспективы развития нового типа отношений между участниками образовательного процесса в современной школе посредством реализации технологий тимбилдинга. Фактически речь идет о том, что для достижения нового качества образования необходимо модернизировать не только содержание образования и образовательные технологии, но и всю область отношений между учащимися, их родителями, педагогами, школьной администрацией.

Программа дисциплины разработана в соответствии с Профессиональным стандартом педагога и с учетом потребности в практических знаниях о навыках конструктивного межличностного взаимодействия в команде; технологиях управления динамикой, мотивацией и сплоченностью групп; методах диагностирования проблем группы и управления основными условиями ее продуктивности.  В основу учебного курса положен зарубежный и отечественный опыт применения коллективных форм работы и создания рабочих команд (Б. Такмен, Р. Белбин, М. Бронштейн, Х. Роббинс, М. Финли, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Ю. Базаров, Ю.М. Жуков, Е.Н. Павлова, А.В. Журавлев, В.А. Безрукова и др.). При этом наряду с традиционными темами (история командообразования в мире и в России; основные подходы к комплектованию команд; основные этапы процесса командообразования и т.п.) рассматриваются темы, не раскрывавшиеся до настоящего времени глубоко, но имеющие существенное значение для понимания такого явления, как педагогическая команда (это, прежде всего, педагогические истоки современного командообразования; педагогическая команда образовательной организации; особенности формирования педагогической команды).

Целью освоения дисциплины «Тимбилдинг в образовательной организации» является формирование у обучающихся понимания основных принципов создания команд (ученических, педагогических) и необходимых условий успешной командной работы; овладение методами управления деятельностью групп, направленных на повышение потенциала школьного коллектива.

Компетенции в соответствии с Профессиональным стандартом педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года №544-н):

- формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;

- сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;

- помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления;

- социально-психологические особенности и закономерности развития  детско-взрослых сообществ;

- создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.

В результате освоения дисциплины студент должен приобрести

знания:

социально-психологических особенностей и закономерностей развития  детско-взрослых сообществ;

умения:

-сотрудничать с другими педагогическими работниками, родителями и другими специалистами в решении воспитательных задач;

-оказывать помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления;

-создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

навыки:

-управления учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;

-формирования детско-взрослых сообществ;

-создания, поддержания уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.

Профессиональное становление будущего педагога в рамках нового образовательного и профессионального стандарта во многом зависит от организации учебной деятельности студентов, предполагающей высокий уровень осознанности обучения, умение использовать оптимальные способы и средства достижения поставленных целей.

Центральная идея заключается в том, что преподаватель должен создавать во время учебного процесса такие ситуации для обучающихся, которые будут вызывать у них осознанную необходимость командного взаимодействия. Как известно, с точки зрения компетентностного подхода, компетенции развиваются только в процессе специально организованной деятельности.

В процессе реализации дисциплины «Тимбилдинг в образовательной организации» активно используются инновационные образовательные технологии, такие как: технология портфолио, case-технология, basket-метод, web-квест, игровые технологии, проектирование, моделирование и др.

Примеры отдельных практических занятий

Практическое занятие №1

Тема: Содержательная характеристика понятий «группа», «коллектив», «организация», «команда»

Задание 1. Распределение студентов по мини-группам, согласно отрабатываемым на занятии понятиям: «группа», «коллектив», «организация», «команда». Студенты дают подготовленные определения из индивидуального глоссария, определяют принципиальные особенности и отличия, приводят примеры-заготовки.

Задание 3. Упражнение-ассоциации «Команда похожа на лезвие». Упражнение способствует расширению представлений студентов о сущности и специфике команды. Развивает реакцию, активность и навыки взаимодействия в команде.

Инструкция: каждый из вас по кругу должен достать предмет из предложенного Вам мешка, показать его другим участникам и быстро придумать почему Команда похожа на этот предмет.

Например: «Команда похожа на скрепку, потому что объединяет участников команды».

Практическое занятие №3

Тема: Педагогическая команда образовательной организации

Задание 3. Разработать правила работы педагогической команды. Упражнение служит для составления каталога правил, которые должны действовать в течение всего периода работы педагогической команды. 

Материал: флипчарт, пинборд, фломастеры, карточки для модерации. 

Сценарий: 
         Шаг 1.  Поразмыслите — какие правила должны действовать, по вашему мнению, во время командной работы, и зафиксируйте свои идеи. На это вам дается десять минут. 

Шаг 2.  Договоритесь в подгруппе о едином каталоге правил и подготовьте компактную групповую презентацию. На подготовку отводится 30 минут. Этот шаг предполагается только для крупных команд. Небольшие команды могут сразу же переходить к шагу 3 и вносить свои индивидуальные предложения. 

Шаг 3. На общем командном пленуме сформулируйте все групповые предложения. Обсудите, согласуйте их и выработайте на основании этого единый каталог правил. 

Шаг 4. Каталог правил принимается всеми членами команды, подписывающими его. Он становится приложением к протоколу о проведении стартового мероприятия проектной команды и вывешивается в помещении, где собирается команда.

Задание 4. Выберите несколько групп из предложенного списка и кратко опишите их тип, особенности поведения и развития каждой из выбранных вами групп, а также возможные феномены взаимодействия этих групп между собой в придуманной вами образовательной организации:

• педагоги одного профиля;

• руководители или сотрудники одного уровня иерархии;

• преподаватели разных дисциплин, классов, организаций и пр.;

• выпускники одного вуза;

• земляки;

• гендерные и возрастные группы;

• группы по интересам/хобби;

• дружеские микрогруппы и компании приятелей;

• другие.

Задание 5. Тимбилдинг-игра «Наша новая школа».

Создать документ, определяющий стратегию развития любого учреждения, в том числе и школы, непросто. Однако если попробовать подойти к этому процессу творчески, то нудная работа может превратиться в увлекательное занятие, которое к тому же продемонстрирует директору, насколько учителя заинтересованы в успехе учебного заведения и сколько усилий они готовы приложить для достижения этого успеха. Игра состоит из нескольких упражнений.

Цели игры: командообразование; приобретение навыков разработки программы развития; определение потенциала педагогического ресурса; мотивация к работе в режиме инновационного образовательного учреждения.

Практическое занятие №10

Тема: Основные этапы процесса командообразования

Задание 2. Упражнение «Групповая сплоченность».

Важной интегральной характеристикой группы выступает сплоченность. Она оказывает большое воздействие на индивидуальное поведение, результаты работы группы и, в конечном счете, организации в целом. Поэтому крайне важно знать определяющие ее факторы и характер их влияния. Это позволит менеджерам повышать или понижать групповую сплоченность, добиваясь тех целей, которых они хотят достичь.

Проанализируйте предложенные в таблице факторы. Определите характер влияния отдельных факторов на групповую сплоченность, заполнив соответствующие столбцы таблицы.

Задание 3. Упражнение «Создай свой герб».

Цель: помочь команде разработать общее видение команды.

Процедура проведения. Развешиваются на доске карточки с гербами городов и областей России. Таких карточек должно быть на 20-30% больше, чем участников тренинга. Каждый участник выбирает себе карточку. После их изучения каждый из участников должен ответить на следующие вопросы:

Почему он выбрал ту или иную область (город, государство)?

Что повлияло больше: девиз или герб?

Что подразумевается под девизом, который вы выбрали?

На следующем этапе студенты объединяются в мини-группы и придумывают свой герб, флаг и девиз.

Можно дать задание сделать флаг и придумать девиз только из тех фрагментов и слов, которые есть на карточках.

Практическое занятие №11

Тема: Распределение ролей в команде

Задание 1. Конференция «Комплектование и позиционирование управленческих команд: ролевые подходы». В конференции участвуют три команды, каждая из которых представляет одну из командообразовательных моделей (М. Белбина, Т. Базарова, Марджерисона-МакКенна).

Условия участия команд. Команды набирают баллы в процессе выступления и учас­тия в обсуждении. Баллы присуждаются командой жюри за:

1)  демонстрацию по критериям корректности и интересности;

2)  презентацию по критериям понятности и корректности;

3)  активность во время обсуждения по критериям количе­ства и качества задаваемых вопросов и ответов на них.

Задание 2. Упражнение «Командные роли». С помощью упражнения можно выявить и обсудить распределение ролей в команде. 

Материал: памятки по теме «Командные роли» для каждого члена команды. 

Инструкция для индивидуальной работы: пожалуйста, прочтите пояснения по отдельным ролям в команде и определите, кому из участников вашей команды, на ваш взгляд, свойственна какая роль. Внесите имена в соответствующие поля, включая самооценку. 

Шаг 1. Теперь соберитесь командой и обсудите свои впечатления по очереди относительно каждого коллеги. При этом каждый из вас может выбрать, представить сначала свою самооценку или выслушать оценки членов команды. Тот или иной отзыв должен, по возможности, поясняться конкретными примерами из командной работы. 

Результаты для всей команды протоколируются во время всего этого процесса на флипчарте. В качестве образца для заполнения может служить приведенная ниже таблица по командным ролям.

Шаг 2. Вслед за этим суммарный результат обсуждается на пленуме. 

В ходе освоения дисциплины студенты активно пользуются системой электронного обучения MOODLE. Электронные курсы содержат все необходимые обучающие, вспомогательные и контрольные материалы, а также методические рекомендации для студентов и для преподавателя в соответствии с рабочей программой дисциплины, задания для самостоятельной работы студентов.

Портфолио представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом.

Портфолио по дисциплине «Тимбилдинг в образовательной организации» включает следующие составляющие единицы:

 1. Глоссарий (словарь терминов) по разделам дисциплины. Студенты составляют индивидуальный словарь специальных терминов с толкованием, примерами, иногда переводом на язык оригинала.

 2. Письменная творческая работа в форме эссе на тему «Команда моей мечты». «Эссе (франц. essai — попытка, проба, очерк, от лат. exagium — взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер. Языковой стиль эссе отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику» [1].

 3. Разработка модели команды. Для создания модели команды следуйте алгоритму:

- определите ее тип (профессиональная, спортивная, творческая и т.д.);

- определите цель и сформулируйте ее;

- определите количество членов команды;

- определите роли членов команды;

- опишите функции каждого члена команды в соответствии со своей ролью;

- составьте структурную модель команды;

- придумайте название, слоган и эмблему своей команды.

4. Психологический анализ русских пословиц, отражающих работу команды.

5. Составление аннотированного списка статей по курсу «Тимбилдинг в образовательной организации» за последние 5 лет по схеме:

- выходные данные журнала (название, номер журнала, год издания);

- выходные данные статьи (автор, название, страницы);

- краткая аннотация содержания статьи.

6. Анализ ситуационных задач (case studies), подготовленных преподавателем.

7. Тестирование. Студентам предлагается на выбор два варианта теста. Тестирование проходит в среде электронного обучения ТГПУ им. Л.Н. Толстого (http://moodle.tsput.ru). Преподаватель имеет возможность контролировать прохождение студентами данной процедуры, отслеживать результаты.

8. Самодиагностика. По предложенным методикам студенты проводят самодиагностику личностных качеств и свойств в режиме онлайн-тестирования URL: http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Professional-psychology-psychodiagnostics-of-personality-115/Default.aspx (Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2); Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий); Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК); Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации). Следующий тест - «Командные роли» Р. Белбина позволяет определить естественные для человека роли в коллективе, а также те роли, от которых следовало бы отказаться. URL: http://profitest.devicecollection.com/tests-list/online-opredelitel-rolej-v-komande-po-belbinu

9. Собственные материалы по дисциплине (подборка статей, программы тренингов, рефераты, сценарии игр и др.).

Работа студентов над портфолио начинается в самом начале изучения дисциплины. Буквально на первом занятии они знакомятся с целями и задачами использования портфолио, функциями портфолио и технологией работы с ним. Презентация портфолио проводится на последнем занятии. Во время презентации студенты представляют портфолио, комментируют его содержание. Подборка материалов для портфолио осуществляется студентами самостоятельно и включает его лучшие работы, которые оцениваются на основе четко определенных преподавателем критериев:

-полнота содержания и информативность;

-практичность (использование материалов в профессиональной деятельности);

-разнообразие представленных материалов, видов работ (эссе, проект, деловая игра, анкета, результаты исследований и т.д.), причем информация не повторяется, а сочетается между собой;

-оформление портфолио;

-презентация портфолио (выбор значимых аспектов для представления портфолио, защита портфолио, ответы на вопросы).

К достоинствам технологии портфолио следует отнести системный подход, возможность увидеть работу студента в динамике и оценить разнообразные навыки и умения, раскрыть творческий потенциал, продемонстрировать сильные стороны, наметить пути профессионального самообразования. Портфолио помогает поддерживать высокую учебную мотивацию студентов, повышать активность и самостоятельность студентов, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной деятельности студентов.