Полный текст статьи
Печать

Понимание социальной и личностной значимости образования в начале третьего тысячелетия актуализировали потребность в педагоге нового типа. Возникла необходимость в развитии многоканальных путей вхождения в педагогическую профессию лиц, имеющих профессиональное образование непедагогического направления. Одним из них является освоение студентами непедагогических направлений подготовки новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» [1].

У включившихся в эксперимент студентов при поступлении в наш университет отсутствовал интерес к профессии педагога, поэтому перед нами встала проблема не только обеспечения усвоения ими содержания дисциплин новых образовательных модулей и приобретения дополнительных компетенций, но и формирования устойчивого интереса к профессионально-педагогической деятельности, желания связать свою судьбу со сферой образования.

Определив объектом нашего интереса подготовку бакалавров непедагогических направлений к педагогической деятельности, а предметом – процесс развития профессионально-познавательного интереса у будущих педагогов, мы предположили, что развитие профессионально-познавательного интереса у студентов будет успешным при реализации следующих условий: 1) активизации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе апробации новых модулей; 2) создании ситуации успеха, обеспечивающей укрепление положительной мотивации к профессиональной педагогической деятельности; 3) организации образовательной среды, способствующей развитию профессионально-познавательного интереса.

Процесс формирования интереса к педагогической профессии сложен и связан с проблемами объективно-субъективного характера, специфики содержания самой профессии, профессиональных требований, выдвигаемых перед специалистом в данной области. В то же время именно профессионально-познавательный интерес побуждает человека к постоянному поиску способов преобразования действительности посредством деятельности: изменения, усложнения ее целей, отыскания новых способов решения возникающих задач, привнесения в них творческого начала. Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать учебно-познавательную деятельность студентов.

Остановимся на способах реализации сформулированных нами педагогических условий развития профессионально-познавательного интереса студентов при проведении апробации новых модулей.

1. Включившиеся в эксперимент студенты могут быть дифференцированы по трем уровням сформированности их познавательной активности.

Первый (низкий) уровень включает в себя немногочисленные эпизоды положительного отношения к учению и педагогическому труду; проявление ситуативного, кратковременного интереса к педагогической профессии; положительная мотивация к ней не сформирована; активность проявляется по требованию преподавателя; студент самостоятельно справляется только с заданиями репродуктивного характера; ответственность за то, чтобы на занятиях было интересно, возлагается им на преподавателя.

Для студентов, находящихся на этом уровне, важно быть постоянно включенными в привлекательные и посильные виды деятельности, организованные таким образом, чтобы не было возможности скучать на занятиях. Их интерес способен поддерживать программный материал, а также возможность увидеть и оценить отношение преподавателей к процессу обучения и заинтересованность в успехе каждого студента.

Второй (средний) уровень проявляется в устойчивом интересе к педагогической профессии и процессу получения необходимых для этого знаний; стремлении к поисковой деятельности; студент владеет системой ведущих знаний на уровне оперирования понятиями; основные умения и навыки сформированы; студент готов к активному участию в наиболее интересных видах деятельности, выполняя менее интересные задания, вынужден делать над собой усилия.

Для этой категории студентов необходима поддержка в моменты преодоления познавательных затруднений, проявление преподавателем веры в их возможности, своевременная похвала за достигнутые успехи.

Третий (высокий) уровень характеризуется тем, что деятельность студента отличается устойчивой внутренней потребностью стать профессионалом, выработать свой индивидуальный стиль деятельности; предпочтение отдается процессу самостоятельного добывания знаний, проявляется стремление применить эти знания на практике с целью достижения высоких показателей в рамках освоения педагогической профессии. Студент владеет навыками культуры умственного труда, его самостоятельная профессионально-познавательная деятельность отличается инициативностью, творческим подходом, за результаты обучения студент готов нести личную ответственность.

Этой, к сожалению, немногочисленной группе студентом требуется своевременная поддержка и стимулирование их учебно-познавательной активности, обеспечение возможностей проявить себя в практической деятельности.

Данная система уровней познавательной активности отражает ее внутреннюю и внешнюю стороны, позволяет диагностировать и целенаправленно управлять активностью бакалавров непедагогических направлений в процессе освоения новых модулей.

2. Понятие «успех» имеет много значений, и трактовать его можно по-разному. С точки зрения педагогической науки, «ситуация успеха» – целенаправленно организованная комбинация условий, создающая благоприятные возможности для достижения поставленных целей как для отдельной личности, так и для целого коллектива.

Задачей педагога является создание возможностей для каждого студента пережить радость достижения успеха, тем самым повышая его самооценку и веру в себя. Радостные переживания повышают мотивацию, направленную на обучение, развивают интерес к познанию нового, дают студенту возможность раскрыть свой потенциал, осознать таланты, стимулируют результативную деятельность. Что касается личностного роста студента, то результаты успешной деятельности помогают снизить уровень неуверенности и тревожности и повысить такие положительные черты, как креативность и инициативность.

В процессе эксперимента мы, ориентируясь на различные учебные возможности студентов и уровень мотивации, предлагали им выполнимые задания, что укрепляло их веру в свои возможности, повышало интерес к обучению, а затем постепенно увеличивали меру их сложности и творческий характер.

3. Большое значение в формировании профессионально-познавательных интересов имеют субъективные и объективные условия протекания учебного процесса и формирования профессионально-познавательных интересов.

Субъективными условиями выступают:

- представление студентами самих себя в позиции «Я–педагог», установка на профессиональную деятельность в сфере образования;

- осознание студентами собственных способностей и возможностей, как очевидных, так и потенциальных, стремление к их развитию и реализации;

- самостоятельная постановка целей профессионального познания студентами, превращение целей в мотив познавательной деятельности.

Внешние, объективные условия органически связаны с субъективными. В познавательной деятельности студентов большую роль играет внешняя организация педагогического процесса (объективно заданное содержание и формы обучения, предложенные преподавателем методы и приемы усвоения учебного материала); а также социальное окружение (взаимодействие студентов с преподавателями, однокурсниками, работниками сферы образования). Поэтому в системе формирования профессионально-познавательных интересов в вузе видная роль отводится содержанию, формам и методам профессионального обучения, которые оказываются эффективными в том случае, если:

- содержание учебной дисциплины построено на интегративной основе, включающей сведения из уже изученного материала и рассмотрение этого материала под новым углом зрения – как необходимого для расширения сферы профессиональной деятельности; подбор содержания с учетом потребностей практики и показ его необходимости для работы в образовательной организации. Построение содержания с учетом принципов историзма, гуманизации, межпредметных связей, профессиональной направленности также способствует формированию профессионально-познавательных интересов у бакалавров непедагогических направлений к педагогической деятельности;

- в учебном процессе во всех формах учебной деятельности студентов широко используются активные формы методы обучения (нестандартные лекции и семинары, деловые игры, дискуссии, анализ проблемных ситуаций, мозговой штурм, творческое проектирование, учебное исследование…), помогающие интенсифицировать учебный процесс, познавательную деятельность студентов, максимально приблизить учебную деятельность к профессиональной;

- условием адаптации будущих специалистов к профессиональной деятельности является педагогическая практика, во время которой студент имеет возможность «примерить» профессиональную позицию, выбрать образец профессионального поведения, убедиться в верности профессионального самоопределения;

- взаимодействие студентов с преподавателями вуза построено на основе сотрудничества, что дает возможность студентам творчески подходить к решению теоретических и практических проблем; не боясь ошибиться, искать новые, нетрадиционные способы достижения результатов. Создание «ситуации успеха» пробуждает положительные эмоции, лежащие в основе любых интересов, в том числе профессионально-познавательных;

- лучшие работники сферы общего образования привлекаются к организации и активному участию в педагогическом процессе вуза [2].

В процессе эксперимента по разработке и апробации новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» мы пришли к следующим выводам:

1. Профессионально-познавательные интересы формируются в условиях вузовского обучения; максимально приближенных к профессиональной деятельности.

2. Система формирования профессионально-познавательных интересов отражает единство субъективных (внутренних) и объективных (педагогических) условий, что возможно благодаря интегрированной природе дисциплин новых модулей в сочетании с созданием для каждого студента благоприятных условий, широким использованием активных форм и методов обучения при учете индивидуальных уровней развития интересов.

3. Показателями сформированности профессионально-познавательных интересов являются мотивы обучения, в том числе любовь к детям, положительное отношение к педагогической профессии и к способам познания, профессиональные намерения.

Об эффективности развития профессионально-познавательных интересов свидетельствует их динамика у включенных в эксперимент студентов.

В результате эксперимента у студентов произошли позитивные сдвиги в мотивационно-потребностной сфере: у 33 % студентов были сформированы устойчивые профессионально-познавательные интересы, что проявилось в активном, творческом отношении к обучению, в положительном отношении к педагогической профессии, твердых намерениях работать в сфере образования; 14 % проявляли активность в познавательной деятельности, но сомневались в правильности выбора профессии, профессиональные намерения ставили в зависимость от внешних факторов (заработной платы, наличия места работы); у части студентов доминировали интересы к получению дополнительных знаний.

Таким образом, результаты апробации новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата подтвердили наше предположение о возможных условиях формирования профессионально-познавательного интереса к педагогической деятельности.