Полный текст статьи
Печать

Два направления воспитания – в семье и в общественных учреждениях – сложились в глубокой древности и уходят своими корнями в историю человечества. В каждой семье, как справедливо говорит известный отечественный психолог А. В. Петровский, складывается своя индивидуальная воспитательная система [1].

Семья является сложнейшей подсистемой общества и выполняет разнообразные социальные функции. Поэтому семья служит объектом исследования многих наук (философии, истории, психологии, этики и т. д.), изучающих те или иные стороны ее функционирования. Педагогику интересует семья как первый и самый мощный воспитатель ребенка, она изучает пути повышения педагогической культуры родителей, формы взаимодействия семьи с другими социальными институтами.

В настоящее время семейная педагогика – интенсивно развивающаяся отрасль научного знания.

Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно в результате систематической, последовательно организуемой работы по формированию у родителей педагогических умений и навыков.

Проблема взаимодействия школы и семьи затрагивается в той или иной степени в большинстве исследований, посвященных развитию личности ребенка младшего школьного возраста. Известно, что для младшего школьника родители и первый учитель являются наиболее значимыми представителями того ближайшего окружения, которое играет существенную роль в освоении ребенком нравственных норм и правил общества, в формировании его жизненных ориентиров и ценностей.

Вместе с тем, как показывает анализ литературы в избранной нами области, реальная педагогическая практика характеризуется: неготовностью учителей к работе в условиях смены нравственных ценностей в обществе, принятию и последовательной реализации гуманистической парадигмы образования; отсутствием у родителей готовности к взаимодействию с ребенком на принципах гуманизма и сотрудничества; отсутствием конструктивного, скоординированного взаимодействия семьи и школы на принципах партнерства в сфере воспитания школьников.

Одним из важнейших направлений деятельности школы как организующего центра воспитания является объединение усилий школы, семьи и общественности.

Школа – важнейший социальный институт, прямо и непосредственно осуществляющий воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Единство воспитательной деятельности школы, семьи и общественности создается целенаправленной систематической работой школы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению: научная обоснованность, творческий поиск, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей [2].

Школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются основные задачи формирования гармоничной личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий семьи и школы. Ведущую роль в этом единстве играет именно школа. Школа расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия [3].

В работе педагога по установлению контактов с семьей необходимо учитывать следующие правила:

-          в основе работы школы и классного руководителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей;

-          доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании;

-                    педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи;

-          жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.

Установление контактов с родителями, с семьей учащихся – первостепенная задача в работе учителя. Одной из форм установления контактов с семьей является посещение семьи школьника. Эта форма очень хорошо известна учителям и родителями, но необходимо остановиться на двух моментах посещения. Посещение семьи должно осуществляться по приглашению. По данным статистики, более 90% детей воспитываются сегодня в семьях, где отец и мать работают. Следовательно, не всякое время удобно для визита учителя. Внезапное посещение учителя может вызвать смущение, замешательство родителей, занятых теми или иными делами, нарушить временно порядок, уют. В это время могут оказаться родственники, гости, нередко случается так, что учитель не застает дома родителей или того из них, с кем планировалась беседа. Ряд исследователей семейного воспитания отмечают, что использование этого правила: посещение по приглашению – меняет радикально отношение учащихся к посещению семьи классным руководителем – от негативного до активного, положительного.

Успех осуществления поставленных перед школой задач во многом зависит от характера тех взаимоотношений, которые складываются между учителем и родителями. Основой таких взаимоотношений должны стать взаимно доверительные контакты. В их создании ведущая роль принадлежит учителю. Педагог должен обладать высокоразвитым чувством ответственности перед родителями за обучение и воспитание детей, постоянно изучать и всесторонне знать семьи учащихся; быть советчиком, другом, доверенным лицом каждой семьи, хранить известные ему семейные тайны; всегда помнить о ранимости родительских чувств и не оскорблять их нетактичной оценкой недостатков в учебе и поведении ребенка или тем более публичными отрицательными высказываниями о детях; уметь показать детям положительные качества их родителей и, опираясь на это, способствовать повышению их авторитета; считаться с мнением родителей о своей деятельности, терпеливо воспринимать их критические замечания в свой адрес, не забывать при этом, что самокритичность педагога поднимает его авторитет в глазах родителей [4].

Любовь и уважение родителей учитель завоевывает прежде всего добросовестной работой, чутким отношением к учащимся. Без этого нельзя рассчитывать на сотрудничество.

Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что, направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, учитель влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.

Родительская любовь, по словам А. С. Макаренко, – это «самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности» [5]. Но она может стать и одной из причин неудачного воспитания детей, если к ним не предъяв­ляются разумные требования. Такую родительскую любовь в народе называют слепой, она нередко способствует развитию эгоизма, ведет к разрыву между детьми и родителями.

Высокий уровень педагогической культуры родителей немыслим без сочетания сознательной родительской любви к детям с высокой и разумной требовательностью к ним.

Вот почему содержание подготовки родителей к воспитанию детей нельзя сводить только к системе знаний, как это до сих пор принято. Вот почему эта подготовка должна заключаться прежде всего в повышении уровня их педагогической культуры.

Постижение педагогики родителями происходит дома, на работе, на отдыхе, во время праздников, игр, соблюдения обрядов, повседневного общения ровесников, младших со старшими и т. п. Здесь основную роль еще играет народная педагогика [6].

Повышение педагогической культуры происходит и в процессе воспитания детей. Воспитывая детей в семье, а, также выполняя те или иные общественные поручения по работе с детьми, родители расширяют свой педагогический кругозор. В это время у них на основе полученных знаний (педагогических, психологических, физиологических) активно вырабатываются воспитательные умения и навыки, развиваются педагогические способности и мастерство.

Важный пункт повышения педагогической культуры – самообразование, которое включает в себя регулярное чтение соответствующей литературы, журнала «Семья и школа», другой периодики. Немало элементов педагогики содержат также произведения художественной литературы.

Однако основная роль в повышении педагогической культуры принадлежит целенаправленному научно-педагогическому просвещению.Это утверждение основывается прежде всего на том, что уже в настоящее время такое просвещение дает родителям не меньшее по объему количество знаний, чем они получают из арсенала народной педагогики. Крайне важно и качественное отличие: путем педагогического просвещения родители вооружаются научными знаниями [7].

Это не значит, что таким образом естественный процесс преемственности опыта по воспитанию детей от старших поколений прекратится. Народная педагогика и в дальнейшем будет играть определенную роль в семейном воспитании. Но целенаправленное научно-педагогическое просвещение родителей должно стать ведущим по отношению к влиянию народной педагогики, в частности к процессу заимствования педагогического опыта у старших поколений.

Но родителю, если он даже накопит много эмпирических фактов, этого совершенно недостаточно для правильного понимания процесса семейного воспитания детей. Понять общие закономерности этого воспитания, осмыслить множество педагогических фактов, встречающихся в жизни, помогут научные знания, полученные родителями в системе педагогического просвещения [8].

Вот почему просвещению принадлежит очень важное место в подготовке родителей к воспитанию детей. Оно наиболее тесно связано со всеми другими направлениями, по которым осуществляется формирование педагогической культуры человека. Действительно, в школах, где систематическое педагогическое просвещение сочетается с руководством педагогическим самообразованием, у отцов и матерей учащихся возрастает интерес и к тому и к другому.

Помощь в воспитаниипроводится педагогами в первую очередь с родителями – путем их консультирования, а также с ребенком – посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала [9].

Психологическая составляющая педагогической помощи включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.

Социально-психологическая поддержканаправлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременных кризисов. Наиболее эффективно эту работу может выполнять школьный психолог. Помощь должна быть комплексной: определяется проблема, анализируются межличностные отношения в семье, положение в ней ребенка. С помощью различных методик выявляются те причины в семье, которые приводят к конфликту.

Коррекция межличностных отношений происходит в основном тогда, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства.

Остановимся на конкретных методах и формах работы с родителями, определяемых следующими факторами: уровнем педагогической культуры родителей, типами семейных отношений, спецификой работы школы, возрастными особенностями детей и др. Как правило, выделяют массовые (педагогические лекции; научно-педа­гогические конференции для родителей; беседы за «круглым столом»; вечера вопросов и ответов; родительские собрания и конференции), групповые (работа с родительским комитетом класса, школы; консультации для родителей мальчиков или девочек; психолого-педагогические семинары для родителей; групповые беседы; практикумы для родителей) и индивидуальные (педагогические консультации с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; посещение семей учащихся с целью изучения быта и жизни ребят, характера семейного воспитания) формы работы.

Педагогические умения и навыки по воспитанию детей формируются посредством практикумов для родителей. Они могут проводиться как в конце родительских лекториев и собраний, так и в качестве самостоятельной формы работы. В ходе практикумов родителям можно предложить следующие задания: составить режим дня школьника; охарактеризовать индивидуальные особенности своего ребенка; на основе прочитанных фрагментов проанализировать отношение к самообслуживанию и труду детей в собственной семье; прослушав ряд фрагментов об использовании различных методов поощрения и наказания детей в семье, прокомментировать эти высказывания, выразить свое отношение к ним. Практикумы для родителей дают возможность всестороннего обмена опытом по различным аспектам семейного воспитания [10].

Но даже при заранее объявленном времени тематических собраний-лекций кто-то из родителей не сможет прийти по причине болезни или неожиданных служебных обстоятельств. И тогда очень желательно для этих родителей продублировать лекцию, хотя бы в тезисном изложении. Ведь сама школа и учителя заинтересованы в том, чтобы родители усвоили тот минимум педагогических знаний, который необходим для эффективного семейного воспитания [11].

Семейное воспитание осуществляется тем успешнее, чем лучше подготовлены будут к его осуществлению оба родителя: папа и мама. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы названные тематические родительские собрания они посещали вместе, одновременно. Прослушанная совместно лекция обязательно вызовет обмен мнениями, возможно, дискуссионное обсуждение с согласием или несогласием. В том случае, когда знания по семейному воспитанию получает только один из родителей, присутствующий на лекции, второй не сможет проникнуться их значимостью и важностью, даже если содержание лекции ему затем пе­рескажут в домашних условиях. Зачастую же и пересказ в семье не состоится из-за отсутствия времени или интереса к такому пересказу [12].

Если у родителей есть хотя бы небольшая возможность выйти из дома с ребенком и дойти до школы вместе с ним, такую возможность упускать нельзя ни в коем случае. Совместная дорога – это общение, разговор по душам, ненавязчивые советы, родительские оценки поведения собственного ребенка и его друзей. Например, почему к сыну обращаются не по имени «Сережа», а по кличке «Серый»?

Родителям нужно научиться встречать детей после уроков или после своей работы. Не стоит сначала задавать вопрос: «Какие оценки получил?» Ученые отмечают, что в значительной степени детская ложь возникает из страха наказания или нежелания огорчать родителей не теми оценками, которые они ожидают. Это не только «двойки», но и «четверки» вместо ожидаемых «пятерок». Лучше задать более нейтральные вопросы, на которые ребенок может ответить избирательно, вариативно: «Как дела в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Что было интересного в школе? » Очень емкий вопрос: «Довольны ли тобой учителя?» Он включает все: как ты себя вел, как отвечал на уроке, прилежно ли учился. Данный вопрос предполагает умение ребенка общаться со взрослыми, быть к ним и почтительным и уважительным, т. е. быть воспитанным и интеллигентным, снисходительным и великодушным, если даже учитель не сумел по заслугам оценить знания или был недостаточно справедлив, так как у него не хватило времени вникнуть в детали.

В вечерние часы полезно приобщить детей к домашнему труду. Но самое главное – уложить ребенка вовремя спать, чтобы утром он проснулся сам выспавшимся и бодрым. Сейчас нет строгих установок, во сколько и в каком возрасте нужно детей укладывать спать. Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивидуально [13].

Вариантов разнообразных форм и методов работы школы с родителями достаточно много. Главное – показать работу всей школы, привлечь внимание родителей к вопросам воспитания.