Полный текст статьи
Печать

Современная школа ориентирована на всесторонне развитую, творческую и интеллектуальную личность, способную практически применять индивидуальный опыт в разных условиях и непредсказуемых ситуациях. Информационный поток и информационный шум – реалии школьной жизни, в которых сложно ориентироваться без навыка конструирования нового знания, открытия новой истины. Инструментом формирования умения извлечения нового знания является технология критического мышления.

Критичность мышления присуща каждому человеку в разной степени. Преподаватель постоянно оценивает, рефлексирует свою деятельность и деятельность учащихся при помощи логики, критичности мышления, субъективного опыта. Критическое мышление школьника представляет собой совокупность качеств, сформированных умений, демонстрирующих в учебной деятельности исследовательскую компетенцию.

В настоящее время филологическое школьное образование обнаруживает ряд серьезных проблем: низкий уровень читательской культуры учащихся, неспособность самостоятельно написать творческую работу, нежелание аргументировать свою позицию или незрелость суждений в аргументации позиции и др. Для решения этих проблем и было введено в 2014 г. итоговое выпускное сочинение, оценивающее уровень речевой культуры учащегося, его читательский опыт, умение строить рассуждение на основе аргументации собственной позиции по избранной теме.

К нововведению проекта ФИПИ – итоговому выпускному сочинению – оказались не готовы ни учителя, ни ученики. Решений по применению нововведения никто не предложил, разгорелись споры, дискуссии в учительской среде, потому что в течение длительного времени в школе не учили написанию сочинения-рассуждения по литературе.

Всем понятно, что подготовку к этому виду сочинения необходимо начинать целенаправленно с пятиклассниками, шестиклассниками, но это в перспективе, а сейчас нужно уделять достаточное внимание развитию у выпускников школы:

-          умения находить нужную информацию в научных источниках, Интернете;

-          умения давать критический анализ полученной информации, интерпретировать, понимать суть информации, для кого она предназначена;

-          умения видеть главную и второстепенную информацию;

-          умения выделять структурные и смысловые блоки информации;

-          умения определять неточности в информировании, сопоставлять разные точки зрения, обосновывать свою позицию по проблеме;

-          умения выделять ассоциативный план информации одного типа;

-          умения в течение определенного периода времени (четверть, полугодие, год) осуществлять сбор информации, проводить систематизацию материала.

В настоящее время филологическое образование ориентируется на открытие учащимся нового знания, проектирование уникального знания, прогнозирование результата. В учебной деятельности это решается при помощи инновационных методик, технологий. Одной из таких продуктивных технологий в обучении является технология развития критического мышления, предложенная Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Разработчики технологии (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит) систематизировали стратегии и приемы для развития способности работать с разнообразной информацией; логичности и точности высказывания; аргументации собственной позиции; умения решать те или иные проблемы; развития способности к саморазвитию и самообучению; умения взаимодействовать в группе; способности выстраивать диалог с другими людьми.

Технология развития критического мышления обнаруживает связь с теорией осмысленного обучения Л. С. Выготского: «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим» [1].

Применение технологии развития критического мышления создает условия для сотрудничества между учителем и учеником, сотворчества, совместного поиска решения проблемы, активизации учебной деятельности.

Приемы технологии развития критического мышления способны решить ряд проблем, возникших при подготовке школьников к итоговому сочинению. В сочинении учащиеся должны продемонстрировать самостоятельность мышления, глубину суждений, структурную стройность и речевую связность. Кроме того, эта технология помогает учителю в предельно сжатые сроки подготовить выпускников к новой форме итоговой аттестации.

При обучении письменной речи приемы технологии развития критического мышления распределяются не столько в соответствии с этапами урока, сколько в соответствии с этапами обучения сочинению: работа с формулировкой темы, работа с композицией сочинения, написание вступления и заключения, аргументация в сочинении.

Рассмотрим наиболее эффективные приемы технологии развития критического мышления и способы их применения в обучении сочинению.

На первом этапе – работа с формулировкой темы – целесообразны следующие приемы: «мозговой штурм», «зигзаг», «дискуссия», «проблемный вопрос». Продуктивность перечисленных приемов объясняется тем, что тематика итогового сочинения достаточно широкая. Мозговой штурм и дискуссия позволяют обозначить проблемы тематического направления. Например, направление «Дом» в процессе мозгового штурма или дискуссии разворачивается в следующих ассоциациях и метафорах: «моя крепость», «домашний очаг», «родной очаг», «семья», «друзья», «Родина», «отечество», «отчий дом», «школа» и др.

Интересным приемом на стадии вызова оказывается проблемный вопрос: урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока. Подготовка к итоговому сочинению актуализирует этот прием. Темы для итогового сочинения, по утверждению разработчиков, обладают доступной для понимания четкой постановкой проблемы. Однако проблема понятна школьнику лучше всего в теме-вопросе. Перед началом работы над сочинением учащимся необходимо определиться с основным вопросом, который они будут раскрывать. Для этого нужно научиться преобразовывать тему-понятие или тему-суждение в вопрос, ответом на который станет формулировка темы. Этот вопрос и будет ведущим в работе: с него надо начинать рассуждение, а ответом на него сочинение закончится. Например, проблемные вопросы в обучении сочинению: Как воплощается тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»? В чем проявились особенности народного характера в прозе А. П. Платонова? В чем сила женского характера в рассказе А. П. Платонова «Песчаная учительница»? Каковы характерные черты образа русского солдата в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»?

Универсальным приемом оказывается кластер и вариант кластера – денотатный граф. В центре кластера размещается ключевое слово. Остальные ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате составления кластера получается своего рода опорный конспект по теме сочинения. Например, кластер по тематическому направлению «Дом» может быть составлен в процессе дискуссии или учитель предлагает школьникам заполнить недостающие фрагменты кластера самостоятельно. В кластере отражается тематическое направление, дополняемое в ходе подготовки за счет других приемов новой информацией: аргументами, цитатами, мыслями. Цель кластера и денотатного графа – систематизировать информацию в рамках каждого из тематических направлений. Такая работа обязательно должна быть проведена в самом начале подготовки к итоговому сочинению. Это позволит значительно сократить время, поможет погрузиться в тему, а в дальнейшем –выявить плохо подготовленные темы направления, а значит, сделает работу над сочинением целенаправленной и систематизированной. С другой стороны, кластер и денотатный граф формируют лексико-тематические группы, которые можно будет использовать при написании сочинения.

На этапе обучения структуре сочинения продуктивным оказывается прием «толстых» и «тонких» вопросов: в левой колонке таблицы дети пишут простые («тонкие») вопросы, в правой – сложные вопросы, требующие более развернутого ответа.

 

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Что значит время?

Чему учит время человека?

Когда бежит время?

Как вы понимаете смысл словосочетаний «потерянное время», «потерянное поколение»?

Когда время останавливается?

В чем различие времени и вечности?

Верно ли, что человек не ценит свое время?

В чем смысл пословицы «Вовремя посеянное – вовремя всходит»?

Может ли человек повернуть время вспять?

Объясните, почему «время и течение реки не ждут человека»?

Что такое миг?

Что будет, если люди научатся управлять временем?

 

Чтобы написать сочинение, школьники должны составить план. План к сочинению – традиционное требование обучения связной речи. Составление плана обычно воспринимается учащимися как ненужное и обременительное задание. Текст школьного сочинения, если не списан, то содержит ошибки в композиционном построении, несмотря на составленный план и многократное объяснение учителя структуры сочинения. Почему так происходит? Одной из причин является отсутствие мотивации к данной работе. Прием «толстых» и «тонких» вопросов решает эту проблему. На этом этапе работы школьникам предлагается сформулировать ряд вопросов (не меньше пяти) без привязки к литературным произведениям, любые ассоциации, но содержащие ключевые слова темы.

В дальнейшем работа с составленными вопросами продолжается. Помимо основного вопроса, с опорой на который пишется вступление и заключение, выбирается два-три вопроса для главной части. Эти вопросы должны быть связаны с главным, раскрывать его содержание, и именно их можно проиллюстрировать литературными произведениями. Рекомендуется составить как можно больше вопросов: оставшиеся могут понадобиться, если аргументация текста будет слабой или объем текста будет недостаточным.

Рассмотрим алгоритм работы над главной частью на примере темы «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф. М. Достоевский).

Какова сила любви?

В чем заключается сила любви?

На что направлена любовь?

Как любовь перерождает нас?

Почему любовь способна менять человека?

Что может повлиять на мировоззрение человека?

Три вопроса располагаем в порядке возрастания: от слабого аргумента к сильному аргументу. Благодаря этому аргументация в сочинении станет убедительной, а композиция – логичной. Окончательный вариант последовательности вопросов и станет планом главной части сочинения, по которому надо будет работать. На каждый из обозначенных вопросов пишется ответ в объеме 40–60 слов, пока без иллюстрации литературными примерами. Прием «толстых» и «тонких» вопросов развивает самостоятельное мышление школьников, а работа над сочинением в этом случае становится результатом личного опыта учащегося. Прием «толстых» и «тонких» вопросов выявит слабые стороны в составлении вопросов и определении главных из придуманных вопросов. Текст, опирающийся на этот прием, будет завершенным и логически выстроенным.

Самым сложным этапом в практической части написания сочинения становится создание вступления. Школьнику проще начать работу над сочинением с обозначения темы, её актуальности, остроты. Главное, подвести к основному, уже выбранному вопросу. Существует несколько типов вступлений: аналитическое, биографическое, цитатное, историческое и личностное. В основе этой типологии лежит характер материала, рассматриваемого во вступлении. Вне зависимости от того, какой тип вступления выбран, рекомендуется закончить его главным вопросом рассуждения, а текст сочинения станет ответом на этот вопрос.

Продуктивным в написании вступления к сочинению является прием «синквейн» и его разновидности: «диамант», «штрихи». Этот прием обычно вводится на этапе рефлексии, однако синквейн может быть опорным конспектом вступления сочинения. Синквейн – простая по алгоритму форма стихотворений. В переводе «синквейн» – это стихотворение из пяти строк, написанное по заданному алгоритму. На первой строке пишется одно слово – существительное (тема синквейна). На второй строке пишутся два прилагательных (раскрытие темы синквейна). На третьей строке записываются три глагола (действия, относящиеся к теме синквейна). На четвертой строке находится фраза из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Пятая строчка – это слово, резюмирующее тему (личное отношение к теме). Содержание синквейна в ходе обучения расширяется за счет разных вариантов, составленных учащимися. Наиболее удачные слова затем вводятся в текст вступления [2]. Например, синквейн «Любовь»:

Любовь

Страстная, нежная

Захватывает, оберегает, спасает.

Любовь – самое сильное чувство

Переживание.

Для многих учащихся сложность представляет подбор и включение иллюстративного материала в текст сочинения, выбор подходящего аргумента к тезису сочинения. Для этого в рамках направления можно взять несколько небольших текстов для анализа, в ходе которого предложить учащимся соотнести тему и идею текста с темой сочинения и выбрать подходящий иллюстративный материал из предложенного. Подобную работу лучше проводить с включением приемов «зигзаг» и «чтение с остановками». Зигзаг предполагает групповую работу или в парах: это удобно в работе над аргументацией сочинения, потому что слабым учащимся сложно сформулировать мысли, возникающие в ходе чтения текста. Чтение с остановками – условное название приема организации чтения с введением разных типов вопросов. Несмотря на то что тексты для анализа подбираются тематически близкие, перед учащимися стоит задача – понять различие в истолковании темы каждым автором и соотнести выявленное с проблемой своего сочинения. Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, соблюдая правила работы с текстом. Этот прием возможен не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух».

Подборку текстов по направлению можно поручить самим учащимся. Несомненное достоинство приема «чтение с остановками» в том, что он позволяет рассмотреть несколько тематически близких текстов: это увеличивает базу аргументов учащихся, предупреждает фактические ошибки в сочинении. Вероятнее всего, что при написании экзаменационного сочинения будут упомянуты эти тексты, а не фрагменты литературных произведений, изученных ранее.

Чтение с остановками можно использовать для формирования представления школьника о структуре сочинения, соразмерности структурных частей. Для такой работы предлагается анализ удачных и неудачных школьных сочинений. Первые сочинения сформируют у школьника видение композиции «образцового» сочинения. Чтение с остановками неудачных сочинений должно проводиться только с учащимися, имеющими представление об «образцовом» сочинении. В противном случае есть риск выдать за образец то, как делать не надо. Прием «чтение с остановками» в данном случае может стать способом формирования навыка использования собственных приемов и ступенью редакторской правки неудачного сочинения. В этом случае учащимся предлагается не только найти недочеты, но и исправить их.

И наконец, на любом из этапов подготовки к итоговому сочинению можно использовать прием «эссе». Общеизвестно, что эссе – это жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно эссе противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Это очень распространенный жанр письменных работ, различают пятиминутное эссе, десятиминутное эссе, а также более сложные сочинения. После чтения и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью десятиминутного эссе по методике свободного письма. Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Основное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднениях можно письменно аргументировать возникшую проблему и постараться дописать эссе. Текст свободного эссе может быть подготовительным этапом работы для сочинения. Такое, на первый взгляд, несложное упражнение заставляет старшеклассников анализировать себя, свои переживания, рождает «умную эмоцию», которая, являясь первым впечатлением, актуализирует работу над сочинением.

Введение перечисленных приемов в подготовку к декабрьскому сочинению устранит лакуны в овладении письменной речью учащихся 11 класса. Открытие нового знания в стилистических ресурсах сочинения как вида итоговой аттестации и творческой работы позволит учащимся качественно повысить уровень речевой культуры. Каждый из приёмов, применяемых в обучении итоговому сочинению, направлен на развитие критического мышления, которое целенаправленно не развивается. Критичность мышления выпускника даст понимание многих межпредметных связей, интегративных характеристик явлений и возможность интерпретировать знание.