В последнее время российское государство все больше внимания стало уделять проблемам людей, имеющих инвалидность. В цивилизованных странах люди не могут безразлично относиться к проблемам тех, кто имеет отклонения в развитии, ограниченные возможности, инвалидность. Увеличение числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствования системы социальной помощи и поддержки. Социальная политика в России в начале ХХI в. трансформируется в сторону признания приоритетности интересов и потребностей личности над интересами общества [1].
Вопреки создаваемым социально-экономическим условиям жизни, повышению качества психолого-социально-педагогической помощи лицам с отклонениями в развитии существуют явные проблемы в их адаптации и интеграции. Одной из детерминант этих проблем является неготовность общества к принятию лиц с отклонениями [2]. В современной ситуации социальной неопределенности, когда во все большей степени выходит на передний план проблема взаимоотношений между людьми, особое внимание необходимо уделять задаче развития толерантности как способности к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Особое внимание проблеме развития толерантных характеристик человека должно уделяться в подростковом возрасте, так как именно этот возрастной период наиболее сенситивен для развития самосознания, поиска своего места в обществе.
Толерантность – ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства.
Данная проблема широко рассматривается в современной науке. Философскому аспекту феномена толерантности посвящены труды А. А. Акуловой, Н. А. Золотухиной, М. С. Каган, В. А. Лекторского, К. Г. Гусаевой, Е. В. Магомедовой и др. Общетеоретические положения проблемы формирования толерантности рассмотрены в научных трудах Р. Р. Валитовой, З. Т. Гасанова, М. М. Гасанова, Д. М. Маллаева, И. И. Серовой, С. К. Бондыревой, Л. М. Дробижевой, А. Н. Нюдюрмагомедова и др. [3]
Понятие «толерантность», несмотря на длительный срок его существования, не получило однозначной трактовки и является предметом обсуждения многих исследований. Анализируя толерантность как этическую проблему, Р. Р. Вавилова в своем исследовании описывает толерантность через сдерживание агрессивных и враждебных проявлений [4].
В. А. Петрицкий считает, что толерантность есть терпимость субъекта по отношению к другому субъекту, несмотря на возможную первоначально негативную оценку; признание права на существование иных вкусов, поступков, стиля поведения, образа мыслей; внутренне осознанная терпимость, основанная на нравственно-понимающем сопереживании [5].
В. А. Лекторский, анализируя толерантность, рассматривает четыре возможных способа ее понимания:
- как безразличие к существованию различных взглядов и практик;
- как невозможность взаимопонимания (уважение к другому, которого вместе с тем невозможно понять, с которым невозможно взаимодействовать);
- как снисхождение к слабости других, сочетающееся с некоторой долей презрения к ним;
- как расширение собственного опыта и критический диалог [6].
В целом под толерантностью можно понимать стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений [7].
Тем не менее различные взгляды ученых на проблему толерантности показали, что их объединяет понимание сущности толерантности: требование уважать права других – быть такими, какие они есть, не допускать причинения им вреда.
Толерантность не является врожденным качеством, при этом её можно развить путем целенаправленной социальной работы, успех которой зависит от многих факторов, в том числе от психопрофилактики интолерантности здоровых людей по отношению к людям с отклонениями в развитии.
Под интолерантностью (нетерпимостью) (от лат. intolerantia – непереносимость, нетерпимость) понимают свойство этнической общности или отдельного его представителя, характеризующееся неприятием или отрицанием культуры, традиций, ценностей, поведенческих и коммуникативных моделей, образа жизни других этносов [8].
Работу по психопрофилактике интолерантного отношения к людям с ОВЗ наиболее продуктивно проводить в подростковом возрасте, когда закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому.
Особенности проявлений подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, и прежде всего изменением места ребенка в обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых. Это составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологическое новообразование этого возраста, как самосознание.
Характерная черта самосознания у подростка – проявление способности и потребности к самопознанию личности, с ее специфическими качествами, что порождает стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей младшего школьного возраста. Прежде всего, это повышенные требования к подростку со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение которых определяется чертами его личности, взглядами, способностями, характером, умением соблюдать «кодекс нравственности», принятый среди подростков. Все это формирует мотивы, побуждающие подростка к анализу самого себя и к сравнению себя с другими. Так, у него постепенно формируются ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определенных требованиях, предъявляемых к людям и к самому себе.
Этот возраст отличается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой ранее сложившихся психологических структур. Здесь закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Свертываются и отмирают прежние интересы подростка, но интенсивно формируются новые на основе проявления положительных факторов – возрастает его самостоятельность, значительно более многообразными становятся его отношения с другими людьми, взрослыми, он активно осваивает чужую социальную позицию, происходит переоценка ценностей [9].
Таким образом, подростковый возраст представляет собой важный этап в процессе социализации человека. Основа, заложенная в этом возрасте, остается с человеком в дальнейшей взрослой жизни. Именно поэтому в подростковом возрасте следует проводить специальную работу по формированию положительных установок в отношении себя и других людей. Соответственно, этот период является благоприятным для развития толерантности.
Приведем результаты экспериментального изучения уровня развития толерантности к людям с ОВЗ у подростков. В качестве респондентов нашего исследования выступили учащиеся девятого класса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 34» города Оренбурга. Всего в эксперименте участвовало шестнадцать человек в возрасте 14–15 лет.
Выбор контингента испытуемых связан с тем, что подростковый возраст является наиболее восприимчивым к усвоению социально значимых ценностей и формированию толерантности. Именно в этом возрасте идет поиск приемлемых социальных ролей, личностного самоопределения, развитие социальной активности и социальной ответственности.
Экспериментально-психологическое исследование осуществлялось с использованием следующих эмпирических методов: анкетирование, наблюдение, беседа.
Проанализировав результаты, у исследуемых подростков мы выявили средний уровень развития толерантности. Это указывает на наличие благоприятной среды для развития толерантности к инвалидам.
Средний балл по шкале социальной толерантности показывает средний уровень толерантности. Данные распределены неравномерно: 56% опрошенных показывают более высокий уровень, но все же не выходят за рамки среднего показателя. Для проверки уровня социальной толерантности в отношении отдельных групп населения были использованы такие утверждения: «Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах», «Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества», «Беженцам надо помогать не больше, чем остальным, так как у местных проблем не меньше», «Любые религиозные течения имеют право на существование». Были выявлены следующие показатели толерантности: к группе нищих – 25%, к группе беженцев – 42%, психически больных – 12%, религиозным течениям – 75%.
Таким образом, выяснилось, что отношения к различным группам населения распределились следующим образом (от более толерантного к менее):
- Религиозные течения.
- Беженцы.
- Нищие.
- Психически больные люди.
Причиной такого отношения к уязвимым группам населения служат как социальные стереотипы, так и жизненные ситуации из опыта подростков. В ходе беседы было выяснено, например, что у одного из респондентов родственник был членом религиозной секты.
В целом большая часть подростков проявила негативное отношение к бродягам и психически нездоровым людям, так как воспринимала их как опасную группу населения. Группа нищих и психически больных людей вызывает у подростков негативные чувства. Более терпимое отношение наблюдается к религиозным течениям, подростки готовы признать плюрализм в отношении религии. Это может быть связано с тем, что Россия – многоконфессиональная страна и в обществе существуют определенные социально необходимые правила сосуществования.
По шкале личностной толерантности утверждения можно условно разделить на три группы, отражающие толерантность:
1) к различным мнениям;
2) к беспорядку;
3) действия в конфликтной ситуации.
Первая группа содержала такие высказывания: «В споре может быть правильной только одна точка зрения», с этим утверждением согласны 20%, отрицают, но не уверены 45%. Показывают готовность выслушать другие точки зрения 100% респондентов, что говорит об общей толерантности к плюрализму, однако среди них 25% реагируют негативно на людей, имеющих отличающиеся точки зрения. Это говорит о несоответствии между действием и эмоциональной реакцией, что может быть связано с особенностями подросткового возраста, когда формируется своя система взглядов на жизнь. Подросток стремится отстоять свою точку зрения, понимая только к концу подросткового возраста, что его мнение не единственное.
По отношению к порядку с высказыванием «Беспорядок меня очень раздражает» согласились 85% респондентов, с утверждением «С неопрятными людьми неприятно общаться» согласились все респонденты. Таким образом, у опрошенных наблюдается стремление к порядку и негативное отношение к беспорядку, неопрятному внешнему виду собеседника. Эта личностная установка может распространяться впоследствии и на отдельные группы людей, преимущественно обладающих этими характеристиками.
В ситуации «Если друг предал» 60% проявили интолерантность. Это может объясняться особенностями возраста, когда межличностное общение выходит на первый план и представляет особую ценность, когда подростки примеряют на себя способы поведения взрослых и особенно чувствительны к предательству. 85% на грубость отвечают грубостью. Таким образом, большинство респондентов в конфликтной ситуации выбирают интолерантные формы поведения.
По шкале толерантности к людям с недостатками в развитии в большинстве случаев были выявлены наиболее высокие показатели по сравнению с другими шкалами. С утверждением «Я мог бы дружить с человеком-инвалидом» 25% скорее согласны, а 75% готовы принять человека-инвалида в качестве друга. Тем не менее среди последних половина респондентов не согласилась с утверждением «Я могу представить человека-инвалида своим близким другом». Таким образом, 60% опрошенных не могут увидеть человека с недостатками в развитии своим близким другом, для этих респондентов степень близости в отношениях с людьми попадает в зависимость от фактора состояния здоровья.
В правильности утверждения «Инвалиды должны иметь те же права, что и здоровые люди» сомневаются 50% опрошенных подростков.
Беседа показала: респонденты уверены в том, что люди с недостатками в развитии не смогут полностью реализовать свои права. Таким образом, несмотря на общий позитивный средний уровень развития толерантности, мы видим, что не все подростки готовы признать права инвалидов и, соответственно, признать их как полноценных членов общества. Ограниченность в возможностях респонденты переносят на сферу общения и общие социальные права данной группы населения.
Во время беседы выяснилось также, что подростки не так часто сталкиваются в жизни с людьми с ОВЗ и имеют лишь общее представление о данной категории лиц.
Здесь прослеживается такая особенность: респонденты проявляют толерантное отношение к инвалидам (что может быть связано с наличием стереотипа отношения к людям с недостатками в развитии) и при этом не проявляют согласия во взаимодействии с ними (т. е. готовы принять их, но не готовы признать их полноценными членами общества).
Было выявлено также, что большинство респондентов хотели бы стать более терпимыми по отношению к другим, что говорит об активной личностной позиции и готовности изменяться.
Значит, в отношении подростков к инвалидам большую роль играет социальный стереотип, на его основе формируется достаточно терпимое отношение к инвалидам. Проявленный социальный стереотип, с одной стороны, поощряет толерантное отношение к инвалидам, а с другой стороны, инвалиды воспринимаются как люди, ограниченные в возможностях. Данные установки присутствуют на личностном и социальном уровнях.
Таким образом, основным направлением в работе по психопрофилактике интолерантности является развитие чувства эмпатии как личностной основы толерантности и информирование респондентов о возможностях инвалидов в целях изменения социального стереотипа на социальном уровне.