Полный текст статьи
Печать

Выявление мнений потребителей о наиболее приемлемых с их точки зрения маркетинговых коммуникациях, которые использует торговое учреждение, является важным элементом обеспечения эффективного продвижения услуг магазина на развиваемом рынке. Это предполагает  проведение маркетинговых исследований, позволяющих перманентно определять потребительские предпочтения и оценивать возможности следовать этим предпочтениям в вопросе выбора средств коммуникаций. Считаем целесообразным  исследовать вопрос проведения маркетинговых исследований мнений потребителей о средствах коммуникаций на конкретном примере. В нашем случае, это магазин «Домострой» ИП Дворников О.В., расположенный в станице Егорлыкской Краснодарского края. 

Как известно, существует несколько общепризнанных методов исследования (табл.1) [2].

Таблица 1

Характеристика методов исследования

Метод

 

Показатели

Рекомендации  по использованию

Прямое  наблюдение

Поведение потребителей

Метод следует  применять в том случае, если исследуется  прямая последовательность. Например, в какой последовательности потребители  изучают товары, выставленные на прилавке.

Непрямое  наблюдение

Результаты  определенного 

поведения

Следует применять метод при использовании архивных данных, при необходимости изучения физических доказательств некоторых событий.

Открытое  наблюдение

Поведение потребителей

Так как люди знают, что за ними наблюдают, то следует присутствие наблюдателей свести к минимуму.

Скрытое наблюдение

Поведение потребителей и персонала

Не нарушать личного пространства наблюдаемых, быть вежливыми и аккуратными.

Структурализованное наблюдение

Поведение потребителей.

Результаты, полученные другими методами

Метод требует  хорошего предварительного знания предмета исследования

Неструктурализованное наблюдение

Все виды поведения

Следует использовать при проведении разведочных исследований

Опрос

Уровень знаний потребителей о товаре, отношение  к продукту, предпочтения,  покупательское поведение

Следить за тем, чтобы все пункты анкеты были заполнены; объяснить внятно респонденту всю  важность опроса. Предоставлять респонденту  достоверную информацию.

Для поведения исследования об эффективности маркетинговых коммуникаций, используемых в магазине «Домострой» предпочтителен метод опроса потребителей. Для получения наиболее актуальных и полных данных была разработана анкета (Приложение 1) в которой посетителю магазина предлагается ответить на 15 вопросов. Анкета состоит из трех частей. Первая часть включает в себя обращение и цель исследования. Вторая – основанная часть содержит вопросы, направленные на выявление предпочтений потребителей. В заключительной части, опрашиваемый указывает основные социально-демографические характеристики (пол, возраст, род занятий и средний доход).

Цель проведения маркетингового исследования: выяснить, какие из используемых магазином «Домострой» маркетинговые коммуникации привлекают внимание покупателей; провести анализ полученной информации.

Задачи исследования: выбрать метод проведения исследования; осуществить сбор первичной информации; проанализировать полученные данные и представить их в форме диаграмм.

Анкеты предлагалось заполнить всем покупателям магазина «Домострой» после совершения покупки. Продавцами-консультантами оказывалась помощь в заполнении анкет. После окончания сроков проведения опроса была сделана случайная выборка 100 анкет, для более эффективного и актуального результата.

Следующим этапом исследования стала систематизация и анализ полученных данных.

На рис. 1 приведены данные о частоте посещаемости магазина.

 

Рис. 1 Данные о посещаемости магазина

  Большинство опрашиваемых посещает магазин «Домострой» один раз в несколько месяцев (35%), либо несколько раз в месяц (30%). Реализуемые в магазине товары не являются товарами первой необходимости, поэтому покупателям нет нужды часто приходить в магазин. Хороший показатель посещаемости магазина первый раз (15%). Это значит, что магазин привлекает не только постоянных клиентов, но и приобретает новых.

Мнение об удобстве расположения магазина представлено на рис. 2. 

 

Рис. 2 Данные об удобстве расположения магазина 

  Для 45% покупателей, принявших участие в опросе, оценили расположение магазина, как не очень удобное.  Многие покупатели добираются до магазина на автомобильном транспорте, и эту проблему можно компенсировать, организовав рядом с магазином небольшую парковку.

В отношении вопроса о том, какую продукцию наиболее часто приобретают, данные приведены на рис. 3.

 

Рис. 3 Данные о приобретаемой продукции в магазине 

  Так как большинство потребителей, согласно опросу, приобретают в магазине лакокрасочную продукцию (30%) и различные виды инструментов (20%), то можно предложить руководителю торгового предприятия делать упор на развитие именно этих позиций в ассортименте товаров.

В отношении приемлемости уровня цен большинство покупателей (60%) устраивают цены, установленные в магазине «Домострой», следовательно, руководителю рекомендуется придерживаться данной ценовой политики.

По поводу удовлетворенности выкладкой товаров были получены следующие результаты (рис.4).

 

Рис. 4 Данные об удовлетворенности выкладкой товаров в магазине

  Так как выкладка в магазине производится в основном по планограмме компаний-производителей товаров, особенно, если товар размещен на фирменных стеллажах, с соблюдением основ мерчендайзинга, то 60% опрошенных устраивает, как выглядит полочное пространство магазина.

Данные о предпочтениях по каналу получения информации об акцийях приведены на рис. 5.

 

Рис. 5 Данные о предпочтительном виде получения информации о проводимых магазином акциях

  В связи с быстрым ростом числа пользователей сети Интернет, большинство опрашиваемых (40%) высказались за получение информации посредствам сайта магазина. Объявление на телевидении, однако, тоже привлекло бы внимание большого количества потребителей (30%).

По поводу медиа-предпочтений были получены следующие данные (рис. 6).

 

Рис. 6 Данные о медиа-предпочтениях потребителей

  Практически равное количество покупателей отдали свое предпочтение интернету (30%), телевидению (25%) и прессе (25%). Это значит, что руководству магазина необходимо регулярно давать рекламные объявления с помощью данных средств массовой информации.

Сведения об удовлетворенности качеством обслуживания приведены на рис. 7.

 

Рис. 7 Данные об удовлетворенности покупателей обслуживанием в магазине

  Так как абсолютное большинство (88%) опрошенных удовлетворено качеством обслуживание продавцами магазина, то можно сделать вывод, что обоснованы мероприятия по стимулированию личных продаж.

В отношении важности для потребителей наличия упаковки продукции были получены следующие данные (рис. 8). 

 

Рис. 8 Данные о значимости упаковки товара для покупателей

  Половина респондентов указала на значимость качественной упаковки товаров, приобретаемых в магазине. Поэтому необходимо обратить внимание на качество упаковочного материала.

По поводу значимости для потребителей популярности приобретаемого товара были получены следующие данные (рис.9).

 

Рис. 9 Данные о значимости популярности бренда

  Для многих покупателей известность торговой марки приобретаемого товара имеет большое значение. Поэтому руководству магазина  желательно выбирать таких поставщиков продукции, которые поставляют не только качественный, но и довольно товар довольно известных марок.

В отношении пола опрошенных в процессе исследования получилось, что 70% составили мужчины. Наиболее активно в исследовании принимали участие граждане в возрасте от 31 до 40 лет (40%) и старше 50 лет (30%). По роду занятий преобладали работающие  - 60% с доходом от 10 до 30 тыс. руб. на члена домохозяйства.

Полагаем, что регулярное проведение таких исследований поможет магазину направить свои действия на совершенствование тех маркетинговых коммуникаций, которые действительно заинтересуют покупателей и помогут торговому предприятию заявить о себе. Предполагаем, что подобный опыт может быть интересен и другим торговым учреждениям (преимущественно, малым предприятиям), работающим в сфере продаж на рынке строительных материалов.

Ссылки на источники:

  1. Бондаренко В.А. Маркетинговые исследования потребительских предпочтений для определения привлекательности фирмы на локальном рынке металлопластиковых изделий // Практический маркетинг. №2. 2015. С. 40-46.
    1. Дурович А.П. Маркетинговые исследования: учебное пособие / А.П. Дурович. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 432 с.

 

Приложение 1 

Уважаемый покупатель! Примите, пожалуйста, участие в опросе, проводимом с целью определения, какие из проводимых акций по повышению узнаваемости магазина  являются наиболее эффективными. Отметьте подходящий Вам вариант ответа.

Ваше мнение очень важно для нас!

 

  1. 1.    Как часто Вы посещаете наш магазин?

Несколько раз в неделю

Несколько раз в месяц

Раз в несколько месяцев

Посещаю впервые

 

  1. 2.    Удобно ли для Вас расположен наш магазин?

Удобно

Не очень удобно

Не удобно

 

  1. Какую продукцию Вы приобретаете в магазине наиболее часто? ______________________________________________(впишите)

 

  1. 4.    Устраивает ли Вас уровень цен в магазине»?

Устраивает

Не устраивает (на какие группы товаров?)____________________

 

  1. 5.    Устраивает ли Вас выкладка товаров в магазине»?

Устраивает

Не совсем устраивает (причина)_____________________________

Не устраивает (причина)___________________________________

 

  1. 6.    В каком виде Вы предпочитаете получать информацию о проводимых магазином акциях?

Объявление по телевидению

Объявление по радио

СМС-оповещение

На сайте магазина

 

  1. 7.    Реклама в каких средствах массовой информации привлекает Ваше внимание?

Телевидение

Радио

Интернет

Пресса

 

  1. 8.    Удовлетворены ли Вы качеством обслуживания?

Да

Не всегда (укажите причину)_______________________________

Нет (укажите причину) ____________________________________

 

  1. 9.    Насколько большое значение для Вас имеет упаковка товара?

Большое

Не очень большое

Не имеет значения

 

10. Имеет ли значение для Вас популярность приобретаемого товара?

Да

Не всегда

Нет

 

11. Ваши предложения и пожелания: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

12. Укажите Ваш пол

Женский

Мужской

 

13. Укажите Ваш  возраст

До 20

21 - 30

31 – 40

Больше 50

 

14. Укажите род Ваших занятий

Работающий

Учащийся, студент

Не работающий

 

15. Отметьте уровень Ваших доходов

Свыше 30000 руб.

10000– 30000 руб.

5000 – 10000 руб.

До 5000 руб.

Благодарим за участие в нашем опросе!