Редкий исследователь отечественной исторической науки не замечает того очевидного факта, что политико-идеологические и духовные реалии послевоенного времени несли в себе импульс к обновлению. Но можно ли считать победоносный 1945 год переломным в истории с ТРР («теорией революции рабов»)? «Дух перемен к лучшему» витал в атмосфере: недаром М. Я. Гефтер подметил произошедшую «спонтанную и вместе с тем охватывающую миллионы людей десталинизацию». Этот импульс нашел своеобразное преломление и в исторической науке. В ней, несмотря на главенство партийного официоза, постепенно прорастала тенденция объективности исследования. Наступил ли при этом новый фазис в осмыслении сталинского тезиса?
30 и 31 октября 1946 года состоялась 3-я сессия Отделения истории и философии АН СССР, посвященная вопросам византиноведения. В рамках сего мероприятия Н. В. Пигулевгкая прочитала доклад на тему «Общественные отношения в Византии перед арабским завоеванием». Этот доклад явился обобщением результатов многолетних конкретно-исторических исследований автора. В нем автор пишет: «Разложению старых рабовладельческих отношений и появлению новых, феодальных, на Востоке, как и на Западе, способствовали две силы — революция рабов и варварские завоевания. Но в Византии этот процесс принял несколько иную форму благодаря тому, что византийское крестьянство, как это доказано советскими учеными, в определенной части было свободным или жило общинами на положении «свободных колонов». А это увеличивало способность Византии к сопротивлению внешнему натиску, делало ее более устойчивой по сравнению с Римом и, одновременно, способствовало тому, что восстания рабов в Византии имели иной вид, нежели в Италии, и отличались меньшим размахом» [1].
Затем Н. В. Пигулевская остановилась на движении димов, которое она рассматривает как своеобразное явление кризиса рабовладельческого общества и считает, что это движение возникло и могло возникнуть лишь в городе рабовладельческого типа. Участие рабов в движении димов, близкое участие вольноотпущенников – все это, по мнению автора, говорит о большом удельном весе низших слоев рабовладельческого общества в этих движениях [2].
Примечательно, но по докладу Н.В. Пигулевской развернулись оживленные прения, в которых приняли участие Ф. М. Россейкин, В. Н. Лазарев, М. В. Левченко, А. К. Бергер и др. Основные возражения были сделаны против утверждения докладчика, что в движении димов играли очень большую роль рабы. М. В, Левченко в своем выступлении указал, что нельзя говорить о торжестве феодальных отношений в VII в., и упрекнул Н. В. Пигулевскую в излишнем социологизировании. По мнению А. К. Бергера, докладчик неверно датирует революцию рабов, относя ее к VI в., тогда как уже с начала нашей эры рабы перестали выступать с прежней интенсивностью и восставали уже совместно с колонами. Неверным он считает и то, что рабская эксплуатация сменилась крепостнической в VI в·, а в VII в. мы имеем дело уже с торжеством феодализма [3].
1948 год был отмечен тем, что в ВДИ («Вестнике древней истории») выходит недвусмысленная в своем призыве передовая «Против низкопоклонства перед иностранщиной в области древней истории» [4]. В статье ученым напоминали, что они в первую очередь – работники идеологического фронта, а потому им следует «предъявлять более высокие требования к своей продукции, к выпускаемым книгам, статьям, к своим лекциям и докладам» [5]. «Наука не движется вперед там, где отсутствует единый фронт ученых в борьбе за торжество марксистской методологии, за учение Ленина-Сталина, самое передовое и единственно прогрессивное во всей современной науке» [6] – воодушевленно восклицали авторы...
Советским историкам древнего мира следовало бы просмотреть свой научный багаж, серьезнее проверить его и сильнее вооружить идейным содержанием. Успехи, достигнутые советской историографией в области древней истории свидетельствуют о движении вперед; однако для дальнейшего движения нужно навсегда освободиться от недостатков и пороков, указанных тт. Молотовым и Ждановым.
Эти «пороки» и «недостатки» на деле оказались всего-навсего ссылками (!) на иностранных коллег. Действительно, страшное преступление для историка... знание иностранной историографии той или иной проблемы... «Привести в чувство» зарвавшихся, наверное, должна была следующая тирада: «Вооруженные передовой марксистской методологией, советские историки древнего мира по-новому объяснили не только целый ряд исторических категорий, но дали, например, принципиально отличное от буржуазного представления понятие древневосточного общества, характеристику рабства, причин падения римской республики и империи, показали роль классовой борьбы в истории древности, движения рабов и т. д. Вместе с тем, несмотря на явное преимущество нашей науки перед западноевропейской, некоторые наши ученые не совсем еще свободны от зарубежного влияния...» [7].
За раболепным признанием западноевропейских авторитетов авторам виделась куда более страшная угроза: проникновение «идеологического буржуазного влияния на отдельных наших советских ученых, в проникновении буржуазных концепций в науку, в нашу область истории» [8]. Одним словом, в своем стремлении «щегольнуть» знанием множества фамилий иностранных авторов независимо от их научной ценности «заблудшие историки» ведут по сути подрывную работу: ведь «достижения нашей русской и советской науки остаются многими авторами незамеченными, недооцениваются, имена русских ученых мало популяризируются, затушевываются или совсем забываются, а приоритет русской науки недостаточно оберегается» [9].
Далее в статье перечисляются якобы «факты» притупления политической бдительности среди некоторых ученых-антиковедов, приправленные горьким упреком: «...в то время как современное состояние буржуазной науки в области древней истории требует от советского историка острой, боевой критики...» [10]. Для всякого, изучающего коллизии ТРР самое поразительное в этой статье – это обвинение зарубежной исторической науки в создании искусственных аналогий из истории античного мира.
Уже ближе к концу статьи перед нами разыгрывается настоящая покаянная сцена (наверное, от лица всех авторов ВДИ): «Недостойное советских ученых угодничество и преклонение перед иностранными «авторитетами», к сожалению, сумело проникнуть и в наш журнал, и редакция журнала не смогла довести до конца борьбу с этим явлением. Наши рецензии на иностранную литературу часто носят библиографический характер, не вскрывают идеологической направленности рецензируемой работы и не стали еще нашим острым, действенным орудием в борьбе с буржуазной наукой за торжество марксистской методологии» [11].
Следует признать – строки достаточно уничижительного свойства... По этой причине К. А. Богданов называет данную статью не иначе как «садомазохистской передовицей» [12]. К тому же, еще на всякий случай пришлось признать: «Указание И. В. Сталина на то, что, в отличие от буржуазной науки, история, созданная советскими учеными, должна быть историей непосредственных производителей, а не историей царей и полководцев, еще не выполнено нашими учеными» [13].
А после самобичевания последовали строки, заверяющие в преданности и лояльности власти: «Наши советские ученые свободны от узких рамок капиталистического строя, мы живем и работаем в условиях самого передового общественного и государственного строя, который открывает широчайшие творческие перспективы для движения нашей науки. «Последний советский гражданин, – говорит товарищ Сталин, – свободный от цепей капитализма, стоит головой выше любого зарубежного высокопоставленного чинуши, влачащего на плечах ярмо капиталистического рабства». Советские историки, вооруженные марксистско-ленинской методологией, стоят неизмеримо выше любого самого прославленного буржуазного авторитета. Советская историческая наука достигла немаловажных результатов. Советские историки имеют законные основания гордиться своими успехами. И есть все основания полагать, что мы в самое ближайшее время изживем недостатки тех немногих историков из нашей среды, которые еще не освободились от низкопоклонства перед буржуазной наукой и культурой» [14].
И напоследок авторы выдают дежурную мантру: «Учение Маркса – Энгельса – Ленина – Сталина всесильно, потому что оно верно». Логика отдыхает, но ведь и не поспоришь...
В 1948 году Е. М. Штаерман в статье «Африканские восстания III века» (все в том же «Вестнике древней истории») рисует настоящую гражданскую войну в Африке, где в 260 году против Рима объединились восставшие колоны, жившие на римской земле племена и племена, вторгшиеся из-за границы провинции» [15].
Как и большинство провинций Римской империи, в середине III в. Африка становится ареной ожесточенной борьбы Рима с варварскими племенами. И не только: в III веке Африку потрясают могучие восстания угнетенных. Эти восстания, согласно Е. М. Штаерман, «имеют много сходных черт с движением багаудов в Галлии. Начало того и другого почти совпадают хронологически; в обоих случаях восстания местных земледельцев соединяются с вторжением извне; восставшие осаждают и берут города (Рапидум и Сальда), захватывают или облагают данью имущество горожан, как мы это видим на примере Августодуна в Галлии, Аузии – в Африке. В обоих случаях движение не удается подавить окончательно, оно временно затухает, чтобы затем разгореться с новой силой. И в Галлии и в Африке восстания были ответом на дальнейшее закрепощение крестьян, и результатом их явилась все возрастающая потребность в новой рабочей силе» [16].
Автор видит в африканских восстаниях одно из звеньев того большого движения земледельческого населения, которое сопровождало, начиная с середины III в. феодализацию империи. «Привлечение на римскую территорию племен из-за границы государства, в связи с кризисом рабочей силы начинается значительно ранее установления домината и сопровождается отчаянным сопротивлением этих новых колонов, соединяющихся со своими соплеменниками, оставшимися вне империи, и с крестьянами, издавна сидящими на римской земле» [17].
Изучая второй этап революции рабов, А. Д. Дмитрев в 1948-1949 гг. становится ее активным пропагандистом. Промежуточные результаты его работы воплощаются в текстах начатой в 1940 году серии статей. На 1948 год приходится статья в ВДИ «К вопросу об агонистиках или циркумцеллионах» [18], на 1949-й – «Падение Дакии» [19]. И в последней примечательна конкретизирующая подпись в скобках в заглавии статьи:
В статье после обязательного в таких случаях критического разгрома «шовинистичнеской» и всей прочей историографии, автор уже на второй странице обозначает свою генеральную линию: «...История продолжительной борьбы за Дакию и ее падение ясно обнаруживают перед нами эту связь и органическое слияние варварских вторжений с освободительной антиримской борьбой порабощенных народов. Мы видим, что римская Дакия была не только первым плацдармом, откуда поток варварских народностей стал постепенно заливать империю, она была вместе с тем и первым местом, где порабощенное туземное население консолидировалось с окружающим варварским миром для совместной борьбы против римского хищника и насильника...» [20].
Согласно авторской позиции, объективное и научное изучение источников позволяет сделать вывод, что варварские вторжения часто сливались с встречными волнами освободительной антиримской борьбы – потому как последняя ослабляла и изнуряла изнутри римскую военную мощь и обеспечивала варварам успех.
Эта взаимозависимость факторов дестабилизации прослеживается автором скурпулезно. Например: «...В конце 143 г. Антонин Пий снова вынужден был вести настоящую войну против восставших даков. Мы можем также с большой вероятностью предположить, что этому серьезному восстанию даков сопутствовало вторжение соседних варварских народностей и, прежде всего, этнически близких им карпов» [21].
Не менее показателен и другой отрывок: «...Возможно, эти движения относятся уже к периоду так наз. Маркоманнской войны при Марке Аврелии. Эта война, естественно, пробудила у порабощенных даков надежды на освобождение от римского гнета, и они приняли в ней активное участие, оказывая то скрытую, то открытую поддержку наступавшим варварам и подрывая изнутри оборону дакийского плацдарма» [22]. Одним словом, статья наполнена выражениями наподобие «пламя опустошительного восстания слилось с вторжением» [23], или «...в это время прорыва варварами дакийского фронта происходили волнения угнетенных масс даже в глубоком тылу, далеко от театра военных действий» [24].
Далее автор ведет речь о том, как «...Эсхатологические чаяния христианских масс переводились на язык реальной действительности, и надежды на скорое освобождение от римского гнета связывались с вторжениями и победами варваров. Ширились все более толки, что эти варвары положат конец Риму, что они идут как мстители бога и что под их ударами скоро рухнет весь мир неправды и зла и страшные муки постигнут этих гордых и знатных римлян, угнетающих народ. Массы, возбуждаемые пророками, не только идеологически, но и во внешнем поведении обнаруживали величайшую непокорность властям и готовность помочь варварам» [25].
Именно в таких тонах описывает А. Д. Дмитрев непрекращавшуюся борьбу дакийского народа против римского господства. В своей неравной борьбе даки опирались на вторгавшиеся, этнически близкие им, племена и народности: «...Для них эта борьба на стороне варварского мира приобретала полный действенного порыва смысл освободительной борьбы. В этом упорном сопротивлении покоренных народов провинций римскому господству мы видим ахиллесову пяту римской военной мощи, несмотря на блестящую организацию военного дела и на безусловное превосходство римских вооруженных сил перед многочисленными, но нестройными толпами варваров» [26].
Судьба Дакии для автора – архетип его концепции. Этот форпост римской мощи на Дунае, пал под двойным ударом внутренних и внешних врагов Римского государства.
В 1949 году в «Вестнике древней истории» публикуется статья «Историческое значение трудов товарища Сталина для изучения первобытно-общинного и рабовладельческого общества» [27]. Теоретические труды товарища Сталина в статье уже привычно провозглашены «величайшим достижением советской исторической науки». Именно они «...представляют собой вершину марксистско-ленинской исторической мысли, подняли на новую, высшую ступень исторически материализм» [28]. «В своих, замечательных трудах <...> И. В. Сталин теоретически углубил и развил основные положения диалектического и исторического материализма и сделал новый, ценный и огромный вклад в сокровищницу марксистско-ленинской исторической науки» [29].
Согласно тексту статьи, труды товарища Сталина содержат в себе ясные указания относительно того, по какому пути следует идти для того, чтобы вскрыть и изучить законы общественного развития: «...Давая в ряде своих работ глубокий анализ условий материальной жизни общества, И. В. Сталин устанавливает, что главной силой, определяющей характер общественного строя, является способ производства. Одновременно с этим товарищ Сталин дает точное и четкое определение способа производства, производительных сил и производственных отношений» [30].
Высказывания товарища Сталина относительно рабовладельческого способа производства и рабовладельческого общества названы «чрезвычайно ценными» [31]. Блестящая сталинская характеристика рабовладельческого строя является дальнейшим глубоким развитием тех мыслей, которые высказал по этому вопросу В. И. Ленин в своей лекции «О государстве». Важнейшее значение имеет то, что В. И. Ленин и И. В. Сталин строго и точно определяют место, которое занимает рабовладельческое общество в общей цепи прогрессивного развития отдельных типов производственных отношений.
Глубоко вскрыв постоянную и жестокую эксплоатацию трудовых масс во все эпохи существования классового общества, в частности дав яркую характеристику тяжелого положения огромного количества бесправных рабов в рабовладельческом обществе, товарищ Сталин указал на то, что особенности противоречий между рабовладельцами и рабами, всегда и неизбежно приводивших к острым вспышкам классовой борьбы, не дали им, однако, возможности полностью разбить тяжелые цепи классовой эксплоатации [32].
Далее в статье идет отсылка к сталинскому опусу «Тяжела и невыносима доля рабочего класса. Мучительны и тягостны страдания трудящихся...» [33] и приводится заключение: «...упорная, длительная классовая борьба рабов с рабовладельцами привела к неизбежной революции, к крушению всего рабовладельческого общества. Развитие производительных сил неотвратимо привело к тому, что старый рабовладельческий тип производственных отношений сменился новым – феодальным» [34].
Итак, – «...в недрах античного рабовладельческого общества зародились элементы феодального общества, переход к которому произошел в результате революции рабов». Это указание товарища Сталина является целой программой работ для советских историков. В отличие от буржуазных историков, игнорировавших факты острой социальной борьбы в последние века античности, советские историки исследуют историю этого глубокого революционного движения рабов, которое привело к крушению рабовладельческих отношений, на которых основана была Римская империя.
А политика массового угнетения римлянами огромного количества различных народов привела, как это часто бывало в истории, к «объединению ряда народов против общего врага и к уничтожению гиганта, стоявшего на глиняных ногах и претендовавшего на мировое господство» [35].
Однако все привычные цитаты, отсылки и клише данной статьи меркнут перед ее же «выводами»: «...С глубокой проникновенностью наш великий вождь и учитель товарищ Сталин вскрыл отличительные, наиболее характерные черты первобытнообщинного и рабовладельческого строя, поставив тем самым перед специалистами по древней истории целый ряд важных, принципиальных вопросов. Существенно важные высказывания товарища Сталина будят мысль советских ученых, направляя их внимание на разрешение основных проблем древней истории. Основываясь на положениях, выдвинутых товарищем Сталиным применительно к принципиальным вопросам экономики, классовых взаимоотношений, характера государственности и идеологии первобытного и рабовладельческого общества, применяя марксистско-ленинскую методологию, советские ученые значительно двинули вперед изучение древней истории.
В этом отношении их вклад в советскую историографию должен быть освещен всесторонне и критически. Только глубоко изучая с позиций марксистско-ленинской теории наиболее важные, основные и принципиальные вопросы древней истории на большом фактическом материале, советские историки древнего мира смогут дальше идти по пути, который им указан в гениальных трудах корифеев нашей науки В. И. Ленина и И. В. Сталина» [36].
* * *
Итак, чуда «научного прозрения» – в смысле преодоления ТРР – в указанный период не произошло. Момент для этого, несомненно, был, однако ему было суждено остаться нереализованным. Общенародная, без преувеличения, волна победных настроений, помимо прочего, содержала и вполне закономерно оформившийся запрос на свободу... Однако «рябь по воде» общественных чаяний и настроений очень быстро улеглась. И уже в 1950-м году «Византийский временник» публикует поистине эпохальную статью «Методологическое значение высказываний И. В. Сталина о революции рабов для советского византиноведения» [37]. И эпический фотопортрет Хозяина, помещенный на третьей странице сей передовицы, говорил сам за себя.