Полный текст статьи
Печать

Проблемы, поднятые в настоящей статье являются актуальными и значимыми для современного отечественного права, так как именно сфера закупок для государственных нужд до недавнего времени считалась очень закрытой сферой, а это во многом  способствовало  проявлениям коррупции.  Собственно на борьбу с коррупцией, а также на повышение  эффективности  управления в данной сфере и направлено текущее законодательство РФ.

Актуальность данной темы вызвана и тем, что законодательство меняется порой очень часто и кардинально. Так, существенные изменения в действующий закон  были внесены в конце 2015 года.  С другой стороны  актуальность данной работы обусловлена ещё и тем, что фактически нет научных, учебных работ, которые посвящены анализу правовой основы закупок по новому закону. Так что любое исследование в известной степени способствует ликвидации такого пробела.

С другой стороны нельзя сказать, что механизм правового регулирования в сфере закупок для государственных, муниципальных нужд является  совершенным.

Так, например, не получили закрепления основные принципы государственного управления в данной сферы, во многом декларативными являются  нормы о планировании, прогнозировании, непонятен и механизм реализации норм об общественном контроле «закрытых» закупок. Весьма актуальной является и проблема систематизации правового материала –правовой материал разбросан.

До 1 января 2014 года основным документом, осуществляющим административно правовое регулирование государственного заказа  былФедеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.[1] Он устанавливал единый порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, под которыми понимаются определенные потребности, необходимые для осуществления функций РФ или решения вопросов местного значения, финансируемые за счет бюджетов соответствующего уровня и внебюджетных источников.

С 1 января 2014 года, регулирование государственных закупок осуществляет Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" [2]. Кстати,  полностью нормы этого закона вступают в действие лишь с 1 января 2017 года.

Более того, в настоящее время действует   Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О  закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".[3] Хотелось бы обратить внимание, что  изначально  предлагалось отменить и Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", однако  в итоге от этого отказались. Тем не менее, закупки по Закону N 223-ФЗ частично интегрируются в контрактную систему.

Отметим, что в настоящее время сфера закупок кроме двух упомянутых законов регулируется ещё и следующими  законами.

¾              Гражданский кодекс РФ ч.2. Отметим, что согласно п. 1 ст. 527 ГК РФ для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.[4]

¾              Кодекс об административных правонарушениях.[5] Ответственность участников контрактной системы закреплены нормами статей 7.29 – 7.32.1; 7.32.3 -7.32.4; 19.4.2, 19.7.2, 19.7.-1.

¾               Уголовный кодекс  РФ.[6]  Нормы глава 30 кодекса  закрепляют составы преступлений против государственной службы, интересов государственной и муниципальной службы. Естественно в сфере  контрактной системы возможны и такие преступления

¾              Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе"[7]

¾               ФЗ «О защите конкуренции». Нормы части 1 статьи 17 Закона определяют, что   «при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции».[8]

Более того очень большой массив правового материала по регулированию отношений в сфере государственных закупок содержится в актах  Правительства РФ и уполномоченного органа исполнительной власти – Министерство экономического  развития.

Мы полагаем, что  новое законодательство  России в сфере закупок имеет определённые достоинства:

 -  вводится обязательное требование об обосновании закупки, а также нормы об общественном обсуждении закупки и общественном контроле за осуществлением закупки;

 - вводится обязанность (а не право) заказчика формировать планы, планы – графики закупок;

 - определяются методы и методика обоснования начальной цены контракта;

 - увеличивается количество способов определения поставщиков;

 -  определение более чётких требований к приобретаемым товарам, услугам, работам. Например, вводится требования описания товара, услуги. Работы;

 - устанавливаются правила о едином порядке приемки товаров, работ, услуг;

 - впервые закрепляется право как заказчика, так и поставщика на односторонний отказ от выполнения контракта.

Впервые вводится и новый термин "закупка", под которой закон понимает систему действий, которая осуществляется заказчиком и имеет целью обеспечение государственных и муниципальных нужд. Закупка начинается с момента обоснования необходимости закупки и заканчивая мониторингом эффективности закупки.

Основная цель введения универсального термина «закупка» имеет целью   унифицировать как саму процедуру закупок, так и законодательство в сфере закупок. Фактически введение такого универсального термина означает значительный шаг  в процессе систематизации правового материала, который регулирует отношения в контрактной сфере.

Но конечно, можно выделить и определённые проблемы, недостатки в части  правового  регулирования института закупок для государственных, муниципальных нужд. Так, вводятся закрытее процедуры определения поставщиков, которые не способствуют открытости  процедуры определения поставщиков. Более того, резко расширяется практика осуществления закупки у единственного поставщика, фактически возможности осуществления закупки у единственного поставщика ограничивается только суммой в 2 миллиона рублей в год.

Но чаще  всего обращается внимание   на разбросанность правового материала. [9]

Как мы уже говорили – действует целых три специальных закона. Более того, значительная часть  общественных отношений в сфере закупок регулируется актами Правительства РФ  и актами уполномоченного органа исполнительной власти.

Так, например, Правительство РФ: определяет порядок функционирования единой информационной системы; устанавливает единые  требования к региональным и муниципальным информационным системам; устанавливает запрет и ограничения на допуск иностранных товаров, услуг;   определяет порядок  формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд;  требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд. Естественно – это лишь очень малый перечень полномочий Правительства РФ. Но он разбросан по всему закону, что создаёт трудности для правоприменителя.  Сказанное касается и определения полномочий  уполномоченного  органа исполнительной власти. Естественно, мы полагаем, что основные полномочия названных органов должны быть определены в отдельной статье Федерального закона. Точно также возможно следует выделить в отдельную главу КОАП составы административных  правонарушений в сфере контрактной системы и упростить структуру правового материала. Так, например, статья 7.30 КОАП закрепляет 20  составов правонарушения, что конечно, затрудняет её понимание  и применение.

 Более того, мы согласны с мнением ряда исследователей, которые  полагают, что есть смысл систематизировать правовой материал и  принять единый кодифицированный акт в сфере закупок, который  должен систематизировать  и обобщить правовой материал в  указанной сфере.