Полный текст статьи
Печать

Малолетнее материнство является важной социально-политической проблемой, как в нашей стране, так и за рубежом. В России данная проблема повсеместно имеет растущий характер, причем значительные показатели наблюдались еще до социально-экономических изменений в стране. Современная государственная демографическая политика России определяет охрану здоровья матерей и рождение полноценного потомства как одну из приоритетных социально-политических проблем. [Аничкова З.Я. – Охрана здоровья будущего ребенка. – М.: Гардарики, 2007. – c.390.]

В последнее время во всем мире отмечается увеличение числа непланируемых беременностей у несовершеннолетних. По данным Международной федерации планирования семьи, ежегодно в мире рожают 15 миллионов девушек-подростков, а еще 5 миллионов вынуждены прерывать беременность. Беременность в юном возрасте сопровождается рядом сложных медико-социальных проблем, решение которых в значительной степени зависит как от подростков и их семей, так и от общества. Малолетние матери чаще всего не имеют образования, профессии, работы, собственного жилья, что влечет за собой трудности в воспитании детей, и все это требует больших материальных и моральных затрат, разработки и применение на практике адресных программ социальной поддержки малолетних матерей. От государственной власти, которая должна принимать решения, учитывающие интересы малолетних матерей, задействуя для этого все имеющиеся ресурсы, во многом зависит судьба этих граждан.

Исследуя основные причины активизации роста количества малолетних матерей в современной России, можно выделить такие, как низкий уровень материальной и финансовой обеспеченности малолетних матерей (69% бедствуют); специфический возраст (невозможность получить образование, профессию, работу); малолетним матерям необходима психологическая адаптация (17,9% нуждаются в консультации психолога). Наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение, ранние половые связи, нежелательная беременность являются результатом размытых нравственных ориентиров подрастающего поколения, отсутствия программ сексуального просвещения, социальной инфраструктуры для малолетних матерей.

В России не существует социальной категории "малолетняя мать", а потому, находясь вне зоны должного внимания государства, малолетние матери по существу не стали объектом социальной поддержки. В отличие от зарубежных стран защищенность российских малолетних матерей на государственном уровне не подкреплена законодательными нормами. Важнейшая проблема социально-политического характера – фактическое отсутствие у российских малолетних матерей социального статуса не дает им право получать многие льготы и субсидии, окончить школу, иметь возможность работать. В отличие от таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, многодетные семьи, матери-одиночки и другие, малолетние матери не учитываются при разработке и реализации социальных программ. Пока работа проводится только по отдельным направлениям, законы и президентские указы, национальные проекты исполнительной властью реализуются слабо, к тому же они не ориентированы на региональные бюджеты.

Практика последних лет свидетельствует: рост стоимости жизни резко опережает принятие государственных программ, которые призваны компенсировать низкий уровень жизни малолетних матерей и их детей. В настоящее время социальная семейная политика активно развивает в основном систему предоставления льгот, пособий, субсидий. Это позволяет лишь поддерживать минимальный уровень жизни малолетних матерей. Но она не решает главной задачи – создание условий для достойной жизни малолетних матерей, равенства возможностей молодых родителей.

   Подростковая беременность в последние годы вызывает интерес в обществе, что отражается в публикациях как в научных изданиях, так и в СМИ. Чащ всего по отношению к подростковой беременности используют такую характеристику: "Дети, имеющие детей". На сегодняшний день несмотря на то что многие ученые из различных областей углубленно исследуют феномен подростковой беременности, вопрос о предупреждении, а также о сопровождении подростковых беременностей все равно остается открытым.

Изменения в образе жизни современной молодежи, "социальная революция" – снижение возраста начала половой жизни, происходящее на фоне более терпимого отношения общества к добрачным половым связям и вытекающим отсюда последствиям, – приобретают особую социальную значимость из-за всевозрастающего из года в год числа подростковых беременностей. Общество постоянно как бы должно давать ответ на вопрос: "Нужно ли ребенку вынашивать ребенка?". В связи с этим вызывает к себе повышенный интерес репродуктивное поведение и особенно медико-социальные, социально-психологические и юридические аспекты беременности, родов и абортов у юных женщин.

Исследования, имеющиеся в литературе, свидетельствуют о том, что значительная часть молодежи и подростков считает вполне приемлемой добрачную половую жизнь. С каждым годом отмечается снижение возраста начала половой жизни – акселерация, при этом значительно увеличилось число подростков, страдающих инфекциями, передаваемыми половым путем, в том числе и сифилисом. Установлено, что в России в настоящее время девушки заболевают сифилисом почти в 1,5, а гонореей – в 16-19 раз чаще, чем их сверстники. Среди подростков 15-17 лет девушки в 2-3 раза чаще болеют сифилисом и в 1,5 раза – гонореей. Оптимальный возраст вступления в брак и рождения первого ребенка для них еще впереди, но многие не знают и даже не подозревают, что после перенесения этих заболеваний они никогда не смогут познать радость материнства и отцовства.

Таким образом, девушка в возрасте 16 - 18 лет не готова стать матерью. Такая ранняя беременность не желательна не только ввиду медицинского риска для матери и ребёнка, но и из-за морально-социального климата, отнюдь не благоприятного для дальнейшего развития молодой мамы и её малыша. Становясь матерью в подростковом возрасте, юная женщина в силу социальной и психической незрелости не в состоянии осознать всей значимости произошедших в жизни перемен и той ответственности, которая ложится на ее плечи с рождением ребенка. Ее положение усугубляется правовой незащищенностью, несовершенством действующего законодательства в части, касающейся прав несовершеннолетней женщины, ставшей матерью. Часто именно это обстоятельство является решающим в определении судьбы родившегося ребенка. Ведь, пожалуй, единственное право, приравнивающее ее к совершеннолетним одиноким матерям, - это право передать ребенка в государственное детское учреждение на воспитание и полное государственное содержание в соответствии с п. 4 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г., который в этой части действует и по сей день. На этот шаг юная мать нередко идет вынужденно - от безысходности и отчаянья. И объясняется данный шаг, прежде всего, отсутствием у нее самостоятельных средств к существованию, своего дома, условий для нормального воспитания ребенка.

Обычно юные матери преждевременно прекращают занятия в школе; они, как правило, работают на самых низкооплачиваемых местах и испытывают большую неудовлетворенность своей работой. Они чаще попадают в зависимость от государственной поддержки. Юные матери должны продолжать свое собственное личностное и социальное развитие, в то же время, пытаясь адаптироваться к круглосуточным потребностям грудного ребенка.

Ежегодно в России имеет место около 1,5 тысяч рождений у матерей в возрасте 15 лет, 9 тысяч – 16 лет, 30 тысяч – в возрасте 17 лет. Фактически удельный вес детей, рожденных женщинами моложе 18 лет, в общем числе родившихся составляет в среднем 2,3%. Это подчеркивает всю серьезность проблемы подростковой беременности и юного материнства. [Васильев Т.В. – Болезнь-расплата. – М.: Феникс, 2007. – c.369.]

Подростковый возраст – возраст, являющийся переходным от детства к взрослости и охватывающий переход человеческой жизни от 10-11 до 13-15 лет. Этот период является важнейшим этапом в жизни каждого человека, поскольку в это время формируются основы образа жизни, стиль и стереотипы поведения, включая репродуктивное и сексуальное, которые будут существенно влиять на физическое и психическое здоровье, на всю дальнейшую жизнь человека и определять уровень здоровья населения страны в будущем.

В социальном плане ранней беременностью принято называть факт ожидания ребенка несовершеннолетней девушкой. Такая беременность в большинстве случаев вызвана теми или иными проблемами самой девушки или той среды, в которой она живет, и, значит, никоим образом не направлена на счастье будущего ребенка. Принято считать, что трагедия подростковой беременности в том, что весь мир (и в первую очередь родители и общество) отворачивается от юной беременной. Но на самом деле этот "мир" отворачивается от девушки гораздо раньше, то есть именно беременность часто бывает следствием этого, а не причиной.

Дети родителей-тинэйджеров также находятся в невыгодном положении по сравнению с детьми родителей более зрелого возраста. Они могут страдать от того, что их родителям не хватает опыта выполнения взрослых обязанностей и заботы о других. Поскольку эти юные родители испытывают стресс и фрустрацию, они чаще пренебрегают своими детьми или жестоко обращаются с ними. Дети юных родителей чаще отстают в развитии и когнитивном росте. Если в семье одновременно присутствуют такие факторы, как нищета, разногласия между супругами и плохое образование родителей, то шансы возникновения этих проблем у ребенка увеличиваются.

Тем не менее, некоторые юные родители отлично справляются с воспитанием своих детей, в то время как продолжают взрослеть сами. Для этого им почти всегда необходима помощь. Важнейшей социальной задачей остается помощь юным родителям и их детям, направленная на то, чтобы они успешно развивались и стали продуктивными членами общества.

Материнская сфера входит в состав репродуктивной сферы (вместе с половой). Половая и родительская потребностно - мотивационные сферы объединяются в общую - репродуктивную сферу - по характеру лежащих в их основе потребностей и по функции, которая обеспечена деятельностью субъекта по удовлетворению этих потребностей.

Для малолетних невест замужество неизменно означает раннюю беременность.

При нынешней сексуальной информированности и достаточной свободе есть родители, которые всеми силами регламентируют интимную жизнь детей, хотя весь интерес детей к этой жизни определяется банальным любопытством. И оказывается, до сих пор имеется тенденция регистрации брака для того, чтобы получить право на интимную жизнь. Понятно, что как только любопытство удовлетворено, брак становится не нужным и легко расторгается. Подросткам, которые серьезно готовятся к совместной семейной жизни, бывает нелегко сохранить прочность своего брака - легко говорить об "ответственности за семью", а кто этому научит. Ведь если в ранние браки убегают дети из откровенно проблемных семей - то понятно, какую "школу" и какие впечатления они получили в доме родителей. И именно по этой модели, даже бессознательно, они могут строить и свои семьи - потому что другой-то модели для них нет.

Потребностно-мотивационная сфера раннего материнства подразумевает потребность в материнстве и включает потребностно-эмоциональный и ценностно-смысловой компоненты.

По мнению специалистов, наиболее эффективно половое воспитание может быть осуществлено в рамках соответствующих просветительных программ в образовательных учреждениях. Однако в России система таких мероприятий практически не налажена. Этому препятствует распространённое мнение, что целенаправленное сексуальное воспитание развращает детей и подростков и провоцирует их на нежелательное поведение. Опыт стран, где подобные программы осуществляются, показывает несправедливость такого мнения. Установлено, что половое воспитание не провоцирует раннее начало половой жизни. Наоборот, оно обеспечивает усвоение детьми и подростками достоверных сведений и здоровых установок в сфере половых отношений. В результате значительно снижаются показатели внебрачной беременности подростковой, ранних браков, абортов, венерических заболеваний, преступлений на сексуальной почве.

В настоящее время наметилась тенденция преодоления упущений в области полового воспитания. В ряде школ введён экспериментальный курс полового (или сексуального) воспитания. Оформляется сеть консультативных служб и центров, призванных способствовать половому воспитанию детей и подростков.

При создании системы полового воспитания в образовательном заведении перед педагогами ставятся сложные психолого-педагогические задачи. Полная программа полового воспитания охватывает все звенья общего образования от детского сада до старших классов. В начальной школе половое воспитание совпадает с изучением собственного тела, нацеленным на понимание детьми себя как растущих и изменяющихся людей. Учителя пытаются тактично исправлять неверные представления ребят о сексуальности. В 5-м и 6-м классах педагоги помогают детям подготовиться к пубертатному скачку роста. Большинство подростков вступает в период полового созревания в 7-9-х классах. В это время возрастает их интерес к сексуальным вопросам, поэтому учащихся желательно ознакомить с вопросами ответственности за половые контакты и их последствия, предостеречь от болезней, передающихся половым путём. Важны также информация о социальных и психологических аспектах сексуальности, обсуждение вопросов брака и семьи, а также абортов, проституции детской, гомосексуализма, порнографии и др. В половом воспитание от учителей требуется особый педагогический такт, всесторонняя подготовленность в сфере полового просвещения.

В современной России в политической науке исследование политики государственной поддержки малолетних матерей практически не имеет отражения. Но политологический аспект данной проблемы очень актуален. Государственная власть, в ведении которой находятся наиболее эффективные ресурсы для решения проблем малолетних матерей, должна создавать необходимые условия для их полноценной и оптимальной поддержки.

Необходимы механизмы реализации основных направлений политики государственной поддержки малолетних матерей, в частности, укрепление или создание в регионах в структуре исполнительных органов власти специальных учреждений социальной направленности для работы с ними; законодательно закрепить механизм адресного финансирования, причем не только из федерального и региональных бюджетов, но и активно привлекать внебюджетные средства, полученные от бизнес-структур, некоммерческих организаций, благотворительных фондов; создание условий для изучения политологами, психологами, педагогами, правоведами, социологами проблем малолетних матерей, проведение по этой тематике научных исследований.[ Гадасина А.Д. – Плоды запретов: подростки и секс. – М.: Просвещение, 2014. – c.80.]

Подводя итоги можно сказать, что раннее материнство является в настоящее время одной из основных проблем современной молодежи. Раннее начало половой жизни является в известной степени сигналом родителям, обществу, государству о существующей проблеме. Такое поведение связано с так называемыми "свободными отношениями", иллюстрирующими их взрослость и независимость поведения.