Полный текст статьи
Печать

 С 2012 года вопросы социальной политики  связаны с реализацией Указа Президента РФ №597«О мероприятиях по реализации государственной
социальной политики» от 7 мая 2012 года. В процессе инагурации В.В. Путин уточнил перспективы развития государства в направлении социального государства. Понимание сущности термина «Социальное государство» до сих пор вызывает  разногласия в среде научного сообщества, т.к. в мире представлены несколько его моделей. Вероятно именно поэтому, в нашей стране понимание перспектив социального государства в России напрямую связано с направлениями социальной политики, определенными в указе президента. Как и по отношению к иным указам, принятым в первый день нового срока управления страной, все государственные органы ежегодно готовят публичные отчеты о реализации серии правовых актов, получивших название «майские указы». Указ №597 интересен тем, что включает в себя ряд направлений деятельности, хотя они отражены и в отдельных указах. Например, принятый в тот же день указ №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Он, на наш взгляд, является «частью» по отношению к «целому» - указу № 597.

Ежегодные публичные отчеты на федеральном уровне  и субъектов РФ позволяют отслеживать динамику развития социальной политики, прогнозировать ее перспективы. Тем не менее, научное сообщество стремится анализировать именения в социальной политике и через тематику научных конференций, конгрессов и через исследования научных школ. Особый интерес представляют аналитические исследования ВШЭ. Так, например, за последние годы можно наблюдать анализ следующих актуальных проблем социальной политики, рассмотренных на российском и международном уровне научного сообщества.

Анализ сценариев (прогнозов) социально-экономического развития страны. Минэкономразвитие подготовило такой документ до 2030, где определило направления по трем сценариям и характеристикой ожидаемых результатов: консервативный, инновационный и целевой (форсированный). Тем не менее, ни один из них не смог предвидеть санекционный режим, поэтому в 2015 году пересмотрены позиции Стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 года.

Демография и миграционная политика России тесно связаны с проблемами семьи. На примере действий Правительства в начале 2016 года можно отметить, что общество настояло на реализации ранее принятых Правительством Программ по поддержке молодых семей. Т.е. гражданская активность населения, характерная для социального государства и соответствующая политика в отношении семей, находящихся в трудной жизненной ситуации,  действительно актуальна для органов исполнительной власти. При этом демографическая политика в России более важна, чем миграционная, по сравнению с европейскими странами.

Рынок труда и законодательная политика на рынке труда отражена в кардинальных изменениях ТК РФ. Несмотря на кризисные явления в экономике, усилены аспекты защиты работников по отношению к работодателям. При этом,  изменения последних двух лет демонстрируют переход от поддержки политики работодателей в сторону концепции соуиальной ответственности (КСО). Причем данные изменения начались именно в среде коммерческих организаций и государственных корпораций через систему мониторинга, в том числе ежегодных публичных и статистических отчетов. Известно, что на данные меры повлияло вступление России в ВТО и система международного менеджмента качества. Но следует отметить настойчивую политику президента в наименее выгодных для экономики позициях при повышении социальной ответственности бизнеса и установления межсекторного взаимодействия: бизнес-общество-власть. При этом необходимо отметить, что данная политика, проводимая через Министерство экономического развития, особенно в области грантовой поддержки социальной инициативы общества и меценатства со стороны бизнеса с 2015 года частично переходит  в сферу влияния Общественной Палаты России. Явные причины данного явления не указаны в нормативных актах, т.к. изменения кажутся естественными: в   течение 2015 и 2016 годов наблюдается процесс передачи функций из одних органов другим по многим отраслям деятельности органов испольнительной власти. Наиболее важным на рынке труда следует отметить процесс введения профессиональных стандартов, многие из них начнут свое действие с 1 июля 2016 года. Оценка данных изменений, полностью изменивших ситуацию в профессиональной деятельности и в области образования (ФГОС ВО) вызывает неоднозначную оценку специалистов  с момента начала разработки профстандартов, поэтому социальная оценка ожидаемой экономической эффективности нововведений еще впереди. Главным же рузультатом является уход от профессий, характерных для индустриального общества и несоответсвующих вызовам информационного общества. При этом происходит политика активизации профориентации, что алогично в усоовиях доминирования видов деятелоьности, а не профессий, трудовой мобильности и развития фриланса вместо трудовых династий, что находит отражение в постпенномпоцессе отмены трудовых книжек с 2017 года.

Социальная политика касается регулирования трудовых доходов и расходов, особенно в условиях неопределенной экономической ситуации. Президент неоднократно настаивал на мерах по поддержке населения в ситуации превалирования расходной части бюджета и страны и города, и населенных пунктов, т.е. на всех уровнях управления. Естественно «такое ручное» управление в стране с развитой частной собственностью и реалиями рыночной экономики не вполне согласуется, но, как показывают исследования, рещение социального вопроса, особенно в обеспечении дохода на уровне прожиточного минимума является гарантией сохранности самого государства.

В системе социальных мер по поддержке социальной стабильности жизненного уровня населения находится и решение жилищных проблем. Стремительный рост ввода количества домов с одной строны решает проблемы молодых семей и также решает демографические проблемы, однако, с другой стороны население обнаружило рассогласование между количеством и качеством не только сданных в эксплуатацию объектов, но и организации сервисных услуг со стороны управляющих компаний. Особо остро стоит проблема застройки в исторической части городов, которая не только связана с информационной (визуальной) экологией, но и с обеспечением таких ресурсов как вода, тепло, свет в силу изношенности  инфраструктуры.

Социальная политика в области здравоохранения находится на верщине недовольства населения теми мерами, которыми решаются вопросы качественного обеспечения здоровья граждан государства. Тем не менее, начатая  с 2012 года политика не подверглась реорганизации в области охраны здоровья, хотя можно отметить переход политики от лечения заболеваний к профилактике здоровьеобеспечения, формирования мотивации ЗОЖ, переноса ответственности на самого человека за собственное здоровьесбережение. Государство в данном случае создало систему ежегодной диспансеризации, обязательного медосмотра за счет средств работодателя, т.е. создало условия для своевременного выявления проблем, которые предстоит решать самому человеку.  Введение с 2016 года обязательной экспертизы со стороны трудинспекции - «специальной оценки условий труда» еще более повысило ответственность работодателя за обеспечение безопасных для здоровья условий труда. Тем не менее, эти условия напрямую связаны с оплатой труда работника. Т.е. позиция работника по отношению к сохранности своего здоровья косвенным образом отражается на сохранности его трудоустройства.

 Область образования также является частью социальной политики. С 2012 года решение проблем образования напрямую связано с изменением законодательства и федеральный закон предусматривал инновационные процессы на всех уровнях системы образования. К 2016 году в целом завершен процесс основного внимания к дошкольному образованию,  как в области материального обеспечения, так и содержания образования и присмотра. Но главным образом решалась задача повсеместного обеспечения его доступности для детей, начиная с 3 лет. В это же время решался вопрос о переходе на ФГОС, начиная с начальной школы,  и к 2016 году подвергается анализу процесс преемственности начального и основного общего образования, особенно в условиях интеграции основного и дополнительного образования. Решение вопросов инновационной деятельности в высшей школе отражает процесс глокализации и взаимосвязан с ростом трудовой  и образовательной мобильности. Исследования в начале 2016 года показали, что Россия имеет наибольший процесс подгтовки человеческих ресурсов к решению проблем экономики знания не только для отечественного производства и науки. При этом встает вопрос об интеграции науки, культуры, образования для решения проблем «возрождения» экономического подьема России (см. Решения Гайдаровского Форума, Конгресса КРОН, Петербургского экономического форума и др. мероприятий с участием специалистов мировой экономики).

Однако самым актуальным вопросом в 2014-2016 годах стал вопрос об использовании трудоспособности лиц пенсионного возраста. В Стратегии социально-экономического развития России говорится о динамике роста дополнительного профессионального образования лиц до 64 лет. Одновременно решаются вопросы об организации условий общего и компьютерного образования граждан старшего возраста на базе Университетов III возраста и клубной деятельности в условиях традиционных информационых систем: музеи, архивы, библиотеки. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года ввел понятие «Дополнительное образование детей и взрослых». При этом в России принята Концепция развития дополнительного образования детей в 2014 году, в 2015 году «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и, наконец,  в 2016 году серия правовых актов об образовании пенсионеров:

Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года»

Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации",

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р, «О Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года»

А также значение имеют  международные документы социальной направленности - Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Венский международный план действий по проблемам старения 1982 года, Международный план действий по проблемам старения населения 2002 года, специальные решения Организации Объединенных Наций по вопросам старения населения и положения пожилых людей (такие как Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей (1991 год))

Ключевые позиции в области культуры  с 2012 года определяет Программа «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы». Поэтому мы наблюдаем серию тематических лет «Год литературы», «Год культуры», «Год кино», но при этом и развитие новых видов внутреннего туризма: музейный туризм, научно-образовательный туризм, деловой туризм, сохраняя традиции историко-культурного и спортивно-оздоровительного туризма. Россия постепенно перенимает опыт зарубежных стран по бесплатному посещению музеев для детей и пенсионеров, в связи с чем,  мы видим ряд правовых актов на всех уровнях управления в области культуры и образования, особенно непрерывного образования в условиях взаимодействия учреждений культуры и образования. Не менее значим «новый» правовой акт - Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года», разработанной с целью реализации   Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики". Рассматривая вопросы социальной политики в каждом отдельном направлении деятельности государства, значительное большинство новаций не совсем понятно обществу и не позволяет осознать неотвратимость изменений в общественном сознании. Но комплексное изучение инновационной составляюшей в социальной политике России помогает увидеть перспективы адаптации станы к новым историческим условиям жизни в мировом сообществе.