Полный текст статьи
Печать

На сегодняшний день в нашей  школе проблема сохранения здоровья учащихся является одной из основных.  

         Потребность школы в работе по данному направлению   определяется необходимостью  выполнения основной задачи  государственной социальной политики - обеспечения здоровых,  активных и творческих граждан, которые будут   конкурентноспособны и профессионально  востребованы  на рынке труда. 

         Мы считаем, что  необходимо   формировать приоритет и культуру здоровья  у всех участников образовательного процесса,  поскольку  здоровье выгодно биологически, экономически, эстетически, а, кроме того,  на данном этапе развития общества  произошло признание роли здоровья  как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества.     

         Предусмотреть  все основные аспекты  работы школы в области охраны здоровья   возможно через формирование  в ней  здоровьесберегающего пространства. 

         Под  ним  мы понимаем  совокупность условий, организуемых администрацией школы, всем педагогическим коллективом  при обязательном участии самих учащихся и их родителей  с целью  обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников,  формирования   нового сознания по отношению к личному здоровью у всех участников образовательного процесса, создания оптимальных условий работы учащихся и педагогов.

         Многочисленные  исследования  последних лет показывают,  что большинство причин ухудшения здоровья детей по мере их обучения в школе носит не столь объективный, сколько субъективный  характер и связано это или  с неправильными действиями учителей, или с их бездействием в отношении охраны здоровья, поэтому возникла потребность в обучении  педагогов нашей школы  технологиям  здоровьесбережения,  позволяющим им построить  работу на уроке так, чтобы не наносить  ущерба здоровью учеников и интегрировать свои усилия в общую программу работы школы, избравшей охрану здоровья  одним из приоритетов своего развития.

На сегодняшний день педагогический коллектив нашей школы состоит из 71 человека, из них - высшую категорию имеют – 27, первую категорию – 36. Почетные звания и государственные награды имеют – 20.

Каким образом такой огромный коллектив привлечь к деятельности по здоровьесбережению учащихся, научить здоровьесберегающим технологиям и, главное, внедрить полученные знания в практику?

Шаги приобщения учителей  школы   к здоровьесберегающей педагогике:

1. Осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся, формирование убежденности, что привычное отношение к здоровью необходимо менять.

На данном этапе была проведена диагностика всех компонентов здоровья, с результатами которой сначала были ознакомлены руководители методических объединений на школьном методическом совете, а затем и весь педагогический коллектив. Результаты диагностики наглядно показали, что здоровье учащихся нашей школы резко меняется в худшую сторону, и здесь не умалялась роль учителя. На данном же этапе был подробно рассмотрен вопрос «Проблемы организации валеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса». Рассматриваемая тема позволила каждому педагогу задуматься над тем, какую роль он играет в сохранении здоровья ребенка или, наоборот,  в его ухудшении.

2. Поиск путей исправления ситуации; признание своей ответственности за результаты работы.

На данном этапе была создана кафедра «здоровьесберегающая среда школы».

На заседаниях кафедры совместно пытались найти пути решения сохранения здоровья учащихся, обговаривали режим работы школы, создание условий, которые помогли бы нам сохранить здоровье учащихся.  Одним из результатов работы кафедры явилась разработанная и реализуемая на сегодняшний день программа «Формирование культуры здоровья и основ ЗОЖ у учащихся школы», а в последующем и опубликованные итоги работы кафедры.

3. Овладение  необходимыми  здоровьесберегающими технологиями (обретение соответствующих профессиональных компетенций);

Повышение профессионализма педагогов нашей школы по вопросам   здоровьесбережения,  формирование  у педагогического коллектива знаний, убеждений,  умений и навыков  здорового образа жизни происходило на семинаре, руководителем которого была Казаковцева Т.С., кандидат педагогических наук, доцент Вятского государственного гуманитарного университета. Семинар проводился на базе нашей школы и занятия вели члены кафедры.  Смысловая нагрузка проведенных занятий  сводилась к тому, чтобы  подвести учителя к попытке коррекции своего видения проблем сохранения здоровья учащихся,  коррекции профессиональных приоритетов и способов решения педагогических задач, направленных на здоровьесбережение, велась подготовка учителей к осмысленной и грамотной реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Именно после этих занятий деятельность школы, направленная на формирование нового сознания по отношению к личному здоровью  у участников образовательного процесса   стала многогранна.

4. Перестройка своей работы в соответствии с полученными знаниями;

На данном этапе учителя применяют в учебном процессе полученные знания. Одной из форм контролирующей деятельности на данном этапе – является посещение и анализ урока. Большинство позиций, по которым традиционно проводится анализ урока, касаются сугубо педагогических критериев проведения урока. Мы в анализе урока к традиционным критериям добавляем новые, которые тем или иным образом влияют на здоровье учащихся. (опираемся на разработки Аносовой М.В.) и предлагаем следующую схему анализа урока с позиции здоровьесбережения:

Анализ урока с позиции здоровьесбережения.

Дата, класс, учитель

 

Критерии

Оценка

Гигиенические условия

Температура, свежесть воздуха

 

Рациональность освещения класса и доски

 

Наличие/отсутствие звуковых раздражителей

 

Условия для сохранения физического здоровья учащихся

Позы учащихся, чередование поз

 

Оздоровительные моменты

 

Условия психологического комфорта учащихся

Наличие эмоциональных разрядок

 

Условия для формирования потребности в ЗОЖ

Наличие в теме вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ

 

Условия для продления фазы оптимальной устойчивой работоспособности

Число видов учебной деятельности (норма 4-7)

 

Их продолжительность и частота чередования (норма 7-10 минут)

 

Число видов преподавания (словесный, наглядный, сам. работа… не менее 3)

 

Способы активизации учащихся

 

Применение ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами)

 

Методы повышения мотивации

 

Плотность урока (время, затраченное на учебную работу. Норма 60-80%)

 

Момент наступления утомления

 

Темп и особенности окончания урока

 

 

Если при анализе урока оказалось, что большая часть рассматриваемых пунктов имеют отрицательную оценку, значит учитель не усвоил теоретические вопросы здоровьесберегающей педагогики, а урок нельзя назвать здоровьесберегающим.

Преодоление 4-го шага говорит о том, что каждый учитель готов приступить к активному участию в работе школы по реализации принципов здоровьесберегающей педагогики.

На сегодняшний момент, наш педагогический коллектив почти безболезненно прошел все ступеньки приобщения к здоровьесберегающей педагогике и активно реализует принципы здоровьесберегающей педагогики.