Полный текст статьи
Печать

Костюм, как и любое произведение искусства, призван выполнять эстетическую функцию - удовлетворять естественные и свойственные только человеку потребности в созерцании и созидании прекрасного. И хотя эта функция относительно утилитарности всегда находится в подчиненном положении, люди ею не пренебрегали даже в первобытную эпоху. Превратить функциональную одежду в художественно выполненный костюм позволяет ее декоративное оформление. Какая одежда во все времена была и остаётся самой яркой, дерзкой, интересной, необычной?

Ответ найти несложно – это сценические костюмы. Сценические и карнавальные костюмы – это своего рода специальная одежда для выступления артистов на сцене. Можно выделить следующие виды сценических костюмов: театральные, танцевальные, цирковые ансамблевые костюмы солистов. В карнавальных костюмах можно выделить следующие разновидности: стилизованные под определенную эпоху, костюмы персонажей и героев, новогодние костюмы, детские карнавальные костюмы [1].

Для создания сценического костюма необходимо учитывать специфику образа актера, соответствие костюма художественной задаче, при грамотном подборе материалов, покроя, выбора фурнитуры и аксессуаров. Особенностью сценических костюмов является то, что зрители наблюдают за происходящим с разного расстояния, и он должен всегда передавать то содержание, которое художник вкладывает в него. На зрительное восприятие элементов костюма с большого расстояния в темноте в первую очередь влияет цвет, яркость материала, масштабность. Огромное разнообразие отделки и декорирования, дополняющих образ, требует специальных технологий и материалов для передачи.

В настоящее время интенсивно развиваются инновационные технологии, в частности, в текстильной промышленности. Производство нового поколения текстиля стало объектом продвижения самых передовых NBIC-технологий (нано-, био-, инфо-, когнито-) и для производства «умного» текстиля (smart textile) технического, защитного, медицинского и декоративного назначения [1]. Для его производства усовершенствуются современные, разрабатываются и внедряются инновационные технологии прядения, ткачества, плетения, вязания, производства нетканых материалов, колорирования.

Для создания образа и композиции сценического костюма дизайнеры используют различные световые элементы: лазерные, светодиодные, оптоволоконные, LCD и PDP технологии, голография, электролюминесцентные панели, светоотражающие и свет возвращающие материалы. «Световые образы» проектируются для воплощения в одежде выразительности и создания моделей с эмоционально-зрительными характеристиками [2].

Выделяют следующие технологии производства светоизлучающих материалов- пассивное и активное свечение.

Нанесение краски на флуоресцентной основе относится к материалам с пассивным свечением. Особенность флуоресцентных красок состоит в том, что они способны поглощенный ими ультрафиолетовый свет преобразовывать и излучать в видимой части спектра. Такая краска наносится непосредственно на ткань кистью, штемпелем или под трафарет. В основном, в качестве флуоресцентных красителей используются родамины и производные аминонафталимида.

Такие материалы не требуют электропитания, но и освещать не могут без внешнего источника света. Многие из таких материалов обладают значительной жесткостью, что ограничивает их область применения, особенно в текстильных материалах [3].

Вторая категория светоизлучающих материалов применяет активное освещение. Эти устройства включают в себя флуоресцентные соединения или электрические лампочки. Их применение ограничено за счет значительной массы, сложности закрепления к текстилю и высокой стоимости.

Особой популярностью пользуются товары с LED- подсветкой. Такие светоизлучающие материалы относятся к энергосберегающим, имеют большой срок эксплуатации и малую массу. Недостатком такого метода является контроль работы каждого светодиода. Возможна ручная стирка таких материалов, но для начала необходимо отсоединить электронику и батареи от изделия.

Одним из перспективных материалов активного свечения являются ткани, где в качестве нити основы или утка использованы оптические волокна, которые соединяются со светодиодом. Показатель преломления освещенных волокон может быть изменен механической обработкой волокна, а также обработкой химическими реагентами (алифатические углеводороды; органические кислоты, алифатический спирт; кетоны; ароматические и алифатические амины; амиды; ароматические сложные эфиры).

Поверхностную модификацию оболочки волокон можно получить путем обработки волокна лазерным лучом. Оптическое волокно снабжено прорезями на внешней оболочке, проникающими до сердцевины, позволяющими свету исходить из волокна [3].

Технология изготовления изделий из такого материала подобна технологии изделий из обычных синтетических тканей. За счет изменения толщины светопроводящего слоя в волокнах возможно изменение жесткости и интенсивности освещения материала. Поэтому необходимо учитывать основные физико-механические свойства тканей, так как разные фактуры по-разному взаимодействуют с формой. За счет одной фактуры ткани дизайнер получает практически неограниченные возможности для творчества, позволяющие добиться любого эффекта, ведь каждая ткань имеет свои достоинства.

Оптическое волокно располагают по нити утка. В качестве нити основы могут быть использованы хлопковые, шерстяные, полиэфирные, полиамидные и другие волокна. Полимерные волокна отличаются большей прочностью и эластичностью по сравнению с натуральными, материалы из них практически не мнутся, держат форму, они негигроскопичны, то есть не поглощают влагу из окружающей среды. В связи с этим полимерные материалы лучше подходят для выполнения плоского или объемного декора [3].

Таким образом, использование светоизлучающих материалов позволяет передать определенные композиционные доминанты, цветодинамику, силуэт, фактуру, подчеркнуть в пространстве выразительность образа в вечернее время. Использование светоизлучающих текстильных материалов является перспективным направлением в развитии инновационных технологий в области дизайна сценического костюма. Технологические инновации в дизайне костюма начала XXI века включают в себя различные направления в светодизайне: лазерные, светодиодные, оптоволоконные, LCD и плазменные технологии, голографические технологии и т.д. Диапазон их применения в будущем будет зависеть от себестоимости производства и расширения проектного инструментария и приёмов светодизайна. Данный показатель непосредственно связан с совместной творческой деятельностью дизайнеров и технологов, а также зависит от активной маркетинговой стратегии производителей одежды [2].

Развитие инновационных технологий опережает темп их внедрения в сферу проектирования и производства одежды. Снижение себестоимости световых элементов и расширение их производства будут способствовать развитию этого нового направления и увеличат количество высокохудожественной дизайнерской продукции в области светодизайна сценического костюма.