Полный текст статьи
Печать

Современные российские граждане, обитатели мегаполисов, живут в хаотичном ритме, большое количество времени тратят на дорогу на работу и с работы. Имеют привычки быстрых перекусов, потребления пищи вне дома или питания дома готовыми изделиями и полуфабрикатами. Все это свидетельствует об изменении стереотипа питания представителя современного социума. Потребители склонны приобретать различные снеки и готовые продукты [1], позволяющие ускорить процесс потребления пищи и избежать значительных временных потерь, связанных с приобретением, приготовлением и приемом пищи. Насыщающим организм человека продуктом, своего рода «белковым снеком», является колбасная продукция, которая активно приобретается современными потребителями.

Восприятие потребителями качества колбасной продукции вообще и определенного товаропроизводителя играет ведущую роль при принятии решения о покупке. Маркетинговые исследования, демонстрирующие отношение клиентов к колбасной продукции, а также определяющие основные доминанты клиентского спроса и рыночного поведения, представляются необходимыми.

Следует понимать, что запрет импорта продовольствия из ряда стран и кризисные явления в национальной экономике в целом приводят к росту цен, в том числе на колбасные изделия. Рост цен негативно отражается на клиентском спросе из-за снизившейся покупательной способности населения. Во многом, поэтому производители колбасной продукции стремятся удешевить производство и снизить или оставить на прежнем уровне цены на свою продукцию. Качество такой продукции, как правило, тоже снижается, что, в свою очередь, также может способствовать снижению интереса со стороны потребителей.

Не вызывает сомнений то обстоятельство, что потребители, как правило, позитивно реагируют на информацию о снижении или отсутствии роста цен на продовольствие, но информация о снижении качества и изменении рецептуры производства может подорвать их доверие и выступить причиной переориентации на другие продукты, выводимые на рынок другими производителями.

В таких условиях выявление информированности потребителей и степени их  доверия к имеющимся на рынке производителям, доверии  качественным параметрам колбасной продукции,  представляется необходимыми к определению на регулярной основе. Это вызывает  интерес ранее проводимым исследованиям такого плана [2, 3].

Сейчас ситуация с качеством производимой колбасной продукции, активностью медийных СМИ, поведенческими мотивами россиян и уровнем жизни населения в мегаполисах представляется нам сопоставимой, поэтому мы считаем  допустимым рассмотреть результаты исследования в виде опроса, проведенного в Ростове-на-Дону, поскольку они могут быть адаптированы к ситуации в других городах России. 

Поясним, что в рамках опроса респондентов в Ростове-на-Дону (всего было опрошено 450 чел.) молодежную аудиторию (16-30 лет) анкетировали в высших учебных заведениях, где они обучаются или работают. Респондентов в других возрастных групп (старше 60 лет включительно)  опрашивали на выходе из супермаркетов, продовольственных рынков, а также специализированных магазинов [4].

В процессе опроса обсуждались тематики, представляющие интерес для товаропроизводителей колбасных изделий:

- осведомлены ли потребители о  «полезных»   колбасных продуктах, которая не содержит вредных веществ; задумывались ли они об этом вопросе;

- ухудшилось или улучшилось качество колбасной продукции по сравнению с советским периодом;

- приобретают ли они вообще колбасную продукцию;

- что является основными мотивами для ее приобретения (отсутствие вреда, экономия времени, привычки);

- готовы ли они платить больше за качество продуктов; если готовы, то каков размер ценовой премии;

- где предпочитают приобретать колбасные изделия; доверяют ли рекламе и рекламе колбасных изделий, в частности;

- пытаются ли удостовериться в качестве предлагаемой продукции до ее приобретения и какие действия для этого предпринимают;

- считают ли допустимым употребление колбасной продукции детьми, дают ли ее детям;

-  если узнают о нарушении технологии производства и низком качестве определенной колбасной продукции конкретного производителя, предпринимают ли какие-либо действия для борьбы с этим [5].

По данным проведенного опроса [4] получилось, что характеристики современной  покупательской аудитории в мегаполисе свидетельствуют о различном отношении к колбасной продукции.  Женщины говорят о том, что ценят освободившееся свободное время, мужчины рады быстрому насыщению организма.

Общим выводом, характеризующим клиентскую аудиторию, в целом, является следующий: несмотря на склонность к приобретению экологически чистых продуктов [6] и  заявления о желании вести здорового образа жизни, российские потребители в целом мало информированы о качественных характеристиках приобретаемых ими продуктов питания, что справедливо для колбасных изделий.

Цена выступающим решающим аргументом при выборе продуктов питания.  Молодое население, с одной стороны, нацелено на здоровый образ жизни, а, с другой стороны, считает, что продукты питания не нанесут вреда их здоровью, так, как они разрешены к продаже, значит по сути, безвредны. Те из потребителей, кто располагает какой-либо информацией о качественных характеристиках колбасной продукции и правилах правильного питания, информированы не глубоко и не стремятся к углублению своих знаний [5].

Маркетинговым коммуникациям и рекламе колбасной продукции потребители, в целом, не доверяют, но рассматривают ее как информационный источник. Считают, что все продукты примерно одинаковые по качеству и рецептуре, поэтому, реагировать на информационные сообщения оправдано. Мероприятия по снижению цен, о которых сообщают в СМИ, воспринимаются ими позитивно.

Вообще, практически все опрошенные демонстрируют равнодушие в отношении приобретаемой и потребляемой ими продукции. Они считают, что, если продукты питания продаются в магазине, значит они, априори, безопасны и могут ими безбоязненно потребляться, возможный отсроченный вред их состоянию здоровья ими во внимание не принимается.

В целом, складывается впечатление, что основным фактором, определяющим вектор поведения современных российских потребителей, выступает цена на колбасную продукцию, что отчетливо демонстрируется неготовностью к уплате даже небольшой ценовой премии  за более высокое качество продукта. Другим значимым фактором выступает стремление к экономии времени, что выражается в замене стереотипа приготовления пищи потреблением готовых колбасных изделий. Важно понимать, что цель экономии времени – это не желание больше трудиться или большего достичь, а, преимущественно, больше отдыхать и меньше утруждать себя, о чем свидетельствуют данные, полученные от опрашиваемых [3, 5].

Большинство респондентов, согласно исследованию, не предпринимают активных действий для поиска более качественной продукции, довольствуясь тем, что есть на прилавке в привычном месте продажи по пути с работы или на работу. Пассивное отношение потребительской аудитории демонстрируется практически полным отсутствием реакции на получение информации о некачественной продукции.

Всем известно из различных работ по теории маркетинга, что негативной информацией о продукте потребители делятся чаще и охотнее с большим числом знакомых, однако выходит, что только порядка 10% опрошенных  готовы поделиться этой информацией со своими знакомыми, порядка 2% готовы оповестить соответствующие инстанции для исправления ситуации, порядка 10% сделают эту информацию доступной в социальных сетях. Получается, что порядка 80% потребителей, точно зная о наличии в продаже некачественной продукции, не сделают ничего. Это свидетельствует о недостаточной активности населения и отсутствии правовой грамотности, а также, по большому счету,  безразличии к соблюдению собственных прав на качественное продовольствие.

Такое потребительское поведение порождает неоправданное спокойствие у товаропроизводителей и продавцов, что не способствует росту качества колбасной продукции на отечественном рынке. В этом отношении можно отметить, что уход иностранных производителей с данного рынка совсем не обязательно приведет к улучшению качества реализуемых товарных позиций колбасной продукции на российском рынке.

Резюмируя отметим, что нам представляется, что отмеченные факты справедливы для потребительского поведения жителей большинства российских городов. Ситуация на рынке продовольствия изменчива и подобные исследования необходимо проводить на регулярной основе, так как потребители склонны менять свое отношение и, собственно, траекторию рыночного поведения, что необходимо учитывать и на что следует ориентироваться для упрочнения собственных позиций товаропроизводителям. Если не осуществлять подобного анализа и не производить определенных действий по его итогу, можно утратить преимущества на своем рыночном сегменте.