Актуальность темы исследования. Анализ макроэкономической ситуации доказывает, что в России на сегодняшний день существует тенденция укрупнения и смешение городских поселений. При этом отмечается внезапное изминение их инфраструктуры на фоне уменьшении числа маленьких городов и сёл. Данный процесс сопровождается резким увеличением опасностей техногенного, природного и социогенного характера. В этих условиях внезапно увеличиваются требования к архитектурным, конструкторским, технологическим и организационным решениям в строительстве, а основное – к качеству и безопасности зданий и сооружений, что создает раннее не известные, увеличенные требования к оснащению, уровню профессиональной подготовки, финансово-экономической устойчивости и, в общем, – к уровню целостной организации всех предприятий строительного комплекса. [1]
Система подрядных торгов в строительстве, выступая важнейшей составной частью целой системы управления инвестиционно-строительным комплексом, разрабатывалась как инструмент, готовый увеличить степень организации его субъектов – предприятий, улучшить стоимость строительно-монтажных работ, активизировать инновационную деятельность, увеличить качество и безопасность оконченных строительством объектов, а также активизировать как добросовестную конкуренцию, так и выгодное всем сотрудничество на рынке строительных подрядов, повышая рост эффективности производства, защите окружающей среды и гармонизации социальных отношений. Но на практике таковой картины невозможно увидеть.
В системе подрядных торгов увеличился ряд существенных проблем, которые мешают реализации заложенного в неѐ положительного потенциала. Важной причиной этого обстоятельства служит применение старых представлений о системной организации и принципов моделирования экономических субъектов и их отношений. Отношения предприятиями и организациями – участниками инвестиционно-строительной деятельности является придуманными. В итоге, процедура торгов принимает формальный характер и ничего по сути не формирует, поскольку все решения уже принимаются заранее – на основании совершенно других критериев. Всѐ это ведѐт к увеличению правонарушений, в т.ч. к коррупции, к росту недобросовестной конкуренции, а также к другим, крайне отрицательным, последствиям, что внезапно уменьшает эффективность государственного и муниципального управления, создает нездоровые рыночные отношения, ведѐт к уменьшению показателей качества и безопасности строящихся зданий и сооружений. Для удачного решения данной задачи важна адекватная теоретическая база и новые принципы оценки претендентов – те, которые вскрывали бы их истинную сущность, и помогали с максимальной беспристрастностью находить лучшего из лучших.
К сожалению, можно сказать, что используемая сегодня на практике система конкурсного отбора предоставить этого не может. Таким образом, актуальность темы исследования необходима для усовершенствования методов конкурсного отбора участников подрядных торгов в строительстве, что поможет существенно улучшить результативность их проведения.[2]
Целью данной статьи считается развитие теоретико-методологических основ и прикладных механизмов конкурсного отбора участников подрядных торгов в строительстве на основе трансдисциплинарного системного подхода.
Установлено, что особой причиной ухудшения состояния системы подрядных торгов в строительстве считается применение старых методов моделирования субъектов хозяйственной деятельности, которые не учитывают внеэкономические и неформальные факторы и связи. Это уменьшает эффективность государственного и муниципального управления, формирует в отрасли нездоровые рыночные отношения, а также возрастают риски строительства и эксплуатации зданий и сооружений (п.1.3.55 паспорта ВАК специальности 08.00.05. Проведение торгов с одним заказчиком, отсутствие точной методологической базы и единой документации, несовершенствования нормативнозаконодательной базы, которые следуют к разночтению, и др. [1]
Мировой опыт тендеров показывает совершенствование их методического обеспечения, управляющего всеми сторонами деятельности участников торгов. К этому присоеденены национальные и международные профессиональные организации, финансовые учреждения, органы государственной и муниципальной власти и управления. Отмечается совершенствование строительных подрядных контрактов. Установлено увеличение роли государственного регулирования конкурсов, что, наряду с положительными моментами, приводит и к росту протекционизма – осуществление некой финансовой поддержки, льготному кредитованию, предоставлению госгарантий «своим» подрядчикам и т.д. Организаторы подрядных торгов обозначают необходимость проведения предварительной квалификации претендентов, которая на сегодняшний момент осуществляется почти во всех странах мира, но ей свойственны существенные не совершенствования. Часто торги осуществляются по обычной схеме, без обеспечения гласности и с много значимыми нарушениями процедур и регламентов. К выбору победителя нередко подходят очень субъективно и предвзято, используют низкие цены, что приводит к бесповоротным ошибкам в выборе подрядчика, срыву договорных обязательств и, в итоге, к огромным финансовым потерям. В нескольких регионов РФ не образованы все время действующие тендерные комитеты, а те, которые уже имеются, немного занимаются методологическим обеспечением, не собирают и не анализируют статистическую отчетность по подрядным торгам, в целом почти не влияют на территориальное развитие подрядных торгов. [1]
Плохо сказывается на развитие системы подрядных торгов стремление строи, навязывать ценовую политику, даже на фоне общей отсталости применяемых и небольшой конкурентоспособности. Глобальной проблемой считается большой объем технической части конкурсной документации. Часто организаторы торгов настоятельно просят о наличии утвержденного проекта, что затрудняет и удорожает предварительную оценку претендентов, требуя привлечения квалифицированных специалистов. Отрицательно показывает себя отсутствие или небольшое развитие страхования строительно-монтажных, эксплуатационных и финансовых рисков. К не совершенствованиям имеющейся нормативной базы можно отнести отсутствие чѐтких указаний, касающихся преимуществ местных участников торгов. [2]
В общем, система подрядных торгов считается звеном, которое при безошибочной реализации процедур возможно и должно осуществить адекватное росту энтропии увеличение степени организации в строительном комплексе. Но, это случается не всегда, и тенденция деградации подрядных торгов намечается, увы, всѐ более и более отчѐтливо. Установлено, что рост сложности социально-экономических систем при отсутствии адекватных систем управления ими бесповоротно ведѐт к увеличению энтропии, что ещѐ больше приводит к росту хаоса и неопределѐнности как самих хозяйствующих субъектов, так и их внешней среды. Появляются новые требования ко всем участникам инвестиционно-строительной деятельности, касающиеся их способности эффективно и стабильно функционировать в таких тяжелых условиях. Данная система критериев и методов оценки участников конкурсного отбора уже не соответствует реальной хозяйственно-экономической ситуации, а главное – она (система) безнадѐжно устарела в теоретическом плане, поскольку всѐ большее число исследователей показывает, что в мире проходят фундаментальные постиндустриальные изменения социальных и технологических укладов, чему соответствует резкое приращение знаний. Использование в качестве информации для принятия решения о победе в тендере данных бухгалтерского учета и отчетности предприятий считается уже точно неэффективным. Непонимание этого обстоятельства организаторами торгов выхолащивает эту систему и нивелирует еѐ потенциальные достоинства. В итоге, торги перерастают в официоз, выступают в качестве «глянцевого фасада», за которым прячутся совершенно другие механизмы выбора. Нередко решение принимается заранее до торгов, которые организуются лишь «для вида». Конкуренция между участниками упускает благообразную форму и перератает в нечестное ведение бизнеса.[1]
Теоретически обоснован новый метод оценки состояний предприятий – участников подрядных торгов в строительстве на базе квантово-механической теории, помогающий вскрыть настоящие цели конкурсантов, воспринять причины и механизмы их формирования, что помогает модернизировать процедуру конкурсного отбора участников и воплотить на практике заложенный в систему подрядных торгов важный потенциал управления (п.1.3.57 и 1.3.52 паспорта ВАК специальности 08.00.05). Вероятно, что фактический выбор настоящего победителя конкурса в любом случае производится на основании ряда критериев.
Практика отображает, что реальные критерии отбора зачастую скрыты и не соответствуют формальным, то есть тем, которые изложены в официальной тендерной документации. Часто организаторы прибегают к процедуре торгов в качестве неизбежной процедуры, считающейся, по сути, прикрытием действительного механизма выбора. Это показывает, что формальные критерии de-facto устарели и не совпадают с реально складывающейся хозяйственной практикой, то есть каждый раз организатор торгов (группа лиц, реально распоряжающаяся ресурсами) производит выбор на основании результатов собственной диагностики предприятий-оферентов. [2]
Сущность данной диагностики находится в оценке параметров состояний субъекта, находящихся в направлении вектора интересов организатора торгов. В статье предоставляется принципиально новый подход, к диагностике состояний предприятий-оферентов на основе квантово-механической теории. Современная экономическая парадигма постулирует, что «создателем» материального мира считается капитал,осуществляющий данную функцию посредством воплощения в технологиях трансформации вещества и энергии, используемых людьми для производства разных благ. Капитал прагматичен, а духовная сфера, этика и мораль при этом в расчеты не входят.
Используемые в теории экономики субъективные абстракции (труд, стоимость, цена) считаются понятиями, использование которых при осуществлении истинного взаимодействия людей и природы приносит несоответствия. В экономической теории реальная первопричина воздействия человека на природу (энергетическое воздействие) изменена на следствие – товар, изделие. Только неправильные представления о природе взаимодействий считаются одной из важнейших причин экономической и экологической несостоятельности современной цивилизации. Установлено, что экономическое развитие лежит в основе материального благополучия. Но, благополучие не является прямым следствием экономического развития. Развитие считается внутренним, индивидуальным свойством личностей и лишь косвенно – формируемых ими социальных модулей (например, предприятий). Поэтому, исследование социально-экономических систем должно осуществляться на моделях, отражающих пространство личностей, как субъектов развития, на пространство формируемых ими социальных модулей. Однозначно такая постановка задачи требует принципиально новых теоретических и методических подходов. В рамках существующей экономической теории это сделать нереально. Выход из этой ситуации автор показывает в применении теории и методологии квантовой механики. [2]
Данный подход формирует описания и моделирования социально-экономических систем, в т.ч. строительных предприятий – участников торгов, на принципиально ином уровне. По определению, любая социально-экономическая система выглядит как определенное количество людей, объединенных для выполнения какой-либо деятельности, причем определенная часть этих людей (ядро организации) соединяется и осуществляет данную деятельность осознанно и целенаправленно. Таким образом, предприятие-участник подрядных торгов представляется в виде коллективного разума (надорганизма) который может быть смоделирован и изучен с помощью инструментария квантовой механики. При данном подходе информационная (или интеллектуальная) составляющая в деятельности коллективов имеет главенствующее значение, поскольку именно виртуальная реальность (индивидуальное и коллективное сознание, знания) управляет действиями людей, которые эти действия способны воплотить только при наличии некоторого энергетического потенциала.
Изобретена методика ранжирования участников подрядных торгов в строительстве на базе оценки их деловой репутации, характеризуемой величиной энергетического потенциала предприятия, как квантово-механической системы. Использование методики на предшествующем или конечном этапах подрядных торгов формирует принятие наиболее взвешенного и экономически эффективного решения – из-за максимально целого учѐта фактора неопределённости и сокращения объѐма проверяемой тендерной документации (п.1.3.57 паспорта ВАК специальности 08.00.05). В отечественной и мировой хозяйственной практике применяется широкий спектр методик оценки состояний предприятий. Цели, которые предоставляются для каждого конкретного случая, вполне различны. Тендерные комитеты в сущности делают то же самое – осуществляют отбор участника по установленным критериям. По настоящему применяемых критериев мало – это, как правило, стоимость, качество, сроки, а также их различные комбинации. Но самая большая трудность состоит в том, что в этих задачах выбора всегда имеется сильнейший элемент неопределѐнности, вызванный необходимостью принятия решения на будущее на основании размытой, нечѐткой, а нередко специально искажѐнной информации из прошлого. Это автоматически формирует полный набор рисков, от которых организатор торгов всегда стремится каким-то образом скрыться. Деловая репутация, или, просто, репутация считается важным показателем деятельности участника торгов. Оценка же репутации, осуществленная с позиции квантово-механической парадигмы в экономике получает максимально достоверный образ реальности, в которой элемент неопределѐнности будет учтѐн максимально точно. [1]
Изобретен функционал преобразования энергетической шкалы делово репутации в еѐ денежный эквивалент, основанный на комбинированной физико-экономической модели, разрешающий с большой точностью и объективно оценить участника в системе координат тендерного комитета, а также показывающий механизмы создание параметров текущего состояния предприятия-участника торгов (п.1.3.57 паспорта ВАК специальности 08.00.05). Разделение предприятий-участников по энергетическому критерию в реальности соврененный экономики считаетс неявным и малоинформативным. Оптимальным вариантом считается традиционная стоимостная шкала оценки. Таким образом выделяется возможность приминения результатов оценивания в любых направлениях (учет, анализ, страхование и другие). Оценка деловой репутации в денежном выражении, как было установлено, довольно непроста. Изменить вектор градиента в деньги с помощью конечного алгоритма без серьѐзных допущений невозможно. Нематериальная субстанция не измеряется с помощью каких-либо материальных эквивалентов. Для решения многих задач применена смешанная экономико-физическая модель, разрешающая уменьшить влияние субъективности. Важность состоит в том, что проявленная микроэкономическая реальность (активы и параметры состояния предприятия) считается продуктом реализации коллективно-сознательной воли соответствующего социального модуля.[2]
Невозможности проследить большой объем документации уменьшат стоимость организации тендера и время на его проведение, а также приводит к исключению из практики принятия решений моменты, объединенные со скрытыми мотивами поведения всех участников (как организаторов торгов, так и претендентов) и заранее подготовленными позициями. На базе страховой оценки риска невыполнения договорных обязательств в статье исследован итоговый экономический эффект от внедрения изученный в данной статье методики – не менее 3% от стоимости заключѐнных договоров на выполнение подрядных работ. [1]
В данной статье имеется решение задачи, содержащей огромной значение для развития теории, методологии и организации подрядных торгов на объекты и услуги в строительстве и городском хозяйстве – создана методика конкурсного отбора участников подрядных торгов, основаная на квантово-механической теории и приминяющая оценку стоимости деловой репутации оферентов. Оснавная цель их появления состоит в использовании несовременных представлений о системной организации принципов моделирования экономических субъектов и их отношений. Все вышесказанное приводит к увеличению правонарушений, в том числе, коррупции, к развитию недобросовестной конкуренции и другим негативным последствиям, что уменьшает эффективность государственного и муниципального управления. Результаты данной статьи позволяют осуществить заложенный в систему подрядных строительных торгов потенциал управления, что увеличивает добросовестную конкуренцию и оказывает высокое качество и безопасность возводимых зданий и сооружений.