Как известно, проблематика импортозамещения продовольствия для России остается актуальной, во многом благодаря продуктовому эмбарго, введенному по отношению к широкому спектру товарных позиций продовольственных товаров из ряда стран [7]. Доступность большинства товарных позиций для населения страны, тем не менее, отражена в доктрины национальной безопасности, где продовольственному обеспечению отведено важное значение [6]. Для относительной для государства необходимо поддерживать уровень самообеспечения по основным видам продовольственных позиций на уровне не ниже 80% реальной потребности на эти продукты [6], что четко прописано в документах по обеспечению национальной продовольственной безопасности [9].
Важность импортозамещения продовольствия подчеркивается в большом числе научных публикаций [1, 2] и выступлениях топ-менеджмента страны [10].
Юг России, являясь регионом - поставщиком продовольствия, представляет собой базис для импортозамещения продуктов питания. Примером такой территории выступает Ростовская область, где, несмотря на кризисные явления в экономике, в целом, наладили производство индейки в объемах до 400 тонн в сутки, что значимо для внутреннего рынка [13].
Для решения задачи импортозамещения многие исследователи предлагают формирование кластеров в сфере сельскохозяйственного производства, нацеленных на быстрое и эффективное выстраивание отношений с поставщиками сырья, посредниками, инвесторами, группа потребителей [11, 12, 16, 17]. Подчеркивается, что, например, в Ростовской области треть населения проживает в сельской местности и может участвовать в сельскохозяйственном производстве [3, 4]. В Ростовской области принята и осуществляется концепция «Кластерного развития Ростовской области до 2020 г.» [8] нацеленная на формирование мощностей по переработке продукции, выращенной на территории области.
Данные обстоятельства позволяют констатировать, что предложения по запуску кластеров в сфере сельского хозяйства вполне оправданны, но работа предприятий, задействованных в сфере производства продовольствия, может быть эффективной в современных условиях при надлежащей ориентации на потребителей. Соответственно, необходим научный подход к исследованию проблематики импортозамещения и вовлечение в этот процесс инструментария маркетинга, позволяющего сделать импортозамещающие инициативы клиент ориентированными [5].
Изучение потенциала производства и предложения продовольствия предполагает необходимость маркетингового анализа соответствующих рынков и осуществление маркетингового исследования процесса развития продовольственного рынка с учетом задачи импортозамещения качественным продовольствием (в идеале, экологически чистым) [5].
Важной в плане маркетингового обеспечения указанного процесса должна быть научная составляющая, то есть теоретико-методическое сопровождение процесса развития продовольственного рынка для решения задачи импортозамещения. Это, в свою очередь, предполагает необходимость рассмотрения и разрешения следующих задач на примере региона Ростовской области:
- детерминировать влияние санкционных ограничений на экономику Ростовской области и оценить потенциал производства продуктов питания и их поставок на внутренний рынок;
- определить роль маркетинга в обеспечении функционирования продовольственного рынка в Ростовской области, скорректировать пул применяемых маркетинговых стратегий в работе агропромышленных компаний;
- выявить маркетинговые инструменты активизации функционирования рынка продовольствия в регионе;
- предложить актуальные направления развития регионального рынка продовольствия, в том числе, экологически чистого, в рамках обеспечения продовольственной безопасности.
Осуществление такого комплекса мероприятий позволитразработать научно-обоснованные рекомендации, направленные на реализацию маркетингового обеспечения процесса развития регионального продовольственного рынка для эффективного импотозамещения [5].
Данное исследование должно опираться на необходимость постоянного мониторинга основных осуществления процесса импортозамещения продовольствия, что предполагает комплексный научный подход в аналитическом изучении проблематики современных реалий продовольственного обеспечения общества, роли инструментов маркетинга в функционировании продовольственного и сельскохозяйственного рынка, оценки потенциала сельскохозяйственной сферы Ростовской области и возможности эффективного импортозамещения отечественными товарами, превосходящими по своим качественным параметрам ранее импортируемые товарные позиции. Значимым в этом вопросе представляется также управление ценовой политикой и недопущение неконтролируемого роста цен на продукты питания.
По нашему мнению, именно маркетинговое обеспечение рыночных процессов и научное обоснование этого процесса могут позволить эффективно запустить производство и выведение на рынок необходимых продовольственных товаров, что необходимо для полноценного решения задачи импортозамещения.