Полный текст статьи
Печать

Оживление на рынке проявляется тогда, когда существует спрос. Соответственно, любой рынок развивается с точки зрения товарного предложения и сервисных позиций в случае наличествующего клиентского спроса и обоснованных прогнозов по его увеличению. В этом смысле практически по всему миру интересным и растущим представляется рынок халяльных товаров и услуг. Численность мусульман в мире достигает почти 1,8 млрд. чел, это почти 23% всего населения планеты. Потребителями товаров и услуг, производимых в рамках индустрии халяль, являются ортодоксальные и этнические мусульмане, а также те, кто имеет бытовые привычки подобного потребления, вызванные проживанием в данной социокультурной среде, либо добрососедскими отношениями с этническими мусульманами и позитивный опыт потребления халяльных товаров.

Именно поэтому различные компании, предлагающие такие товары и услуги, ориентированы на широкого потребителя, готового платить определенную ценовую премию за халяльную продукцию, традиционно, являющуюся более качественной, чем харамная, так как к ней предъявляются достаточно жесткие требования. Получается, что граждане, имеющие достаточный уровень дохода и ориентированные на здоровый образ жизни, также являются целевой аудиторией для предприятий индустрии, не зависимо от их религиозных убеждений [2].

Сегодня мировой рынок всей халяльной продукции оценивается экспертами примерно в 2,1 трлн. долл. США [6]. Кроме того, число мусульманского населения в мире ежегодно увеличивается и на основании экспертных прогнозов к 2025 г. доля продуктов халяль будет составлять не менее 20 % от всей произведенной в мире продукции, а к 2030 г. может составить уже 25 % [3, 7].

Основной потребительский спрос, вызывающий интерес у компаний – производителей, сосредоточен сегодня в экономически благополучных странах: это США и ряд государств  Европы. В этих странах традиционно сильны традиции соблюдения интересов и прав потребителей. Применительно к индустрии халяль, где вопрос доверия клиентов к качеству продукции, является очень важным и практически ключевым, в этих государствах принимаются меры дополнительной правовой защиты потребителей. Например, в Калифорнии, Иллинойсе, Миннесоте и Мичигане (США)  действует специальный закон о халяльных продуктах, защищающий потребителей от подделок [5]. Есть фирмы, которые поставляют продукты военнослужащим. Такие продукты контролируются представителями  специального исламского комитета.

В Европе, например в  г. Киль, компании, производители халяльной продукции,  заключили договор с Исламским союзом Германии и получили право маркировать свою продукцию пометкой «халяль», удостоверяющей ее качество и поставляют ее заинтересованным сегментам населения.  

Фермы, задействованные в производстве халяльной продукции, проходят добровольную проверку на соответствие существующим жестким требованиям, поскольку в производстве халяльных продуктов нельзя использовать мясо птицы и домашних животных, получающих искусственные средства кормления. Животные должны выращиваться в определенных условиях [1, 9]. Такие меры способствуют росту доверия потребителей и развитию данного рынка.

За последние годы объем продаж мяса халяль ряда крупных американских компаний, таких как ConAgra, Tyson, Oskar Mayer и т.д., увеличился на 70 % [4]. Расширяется товарная линейка, активно предлагаются полуфабрикаты. В Детройте в меню некоторых ресторанов McDonald’s были включены халяльные блюда для удовлетворения аудитории, проявляющей интерес к халяльному питанию и, одновременно, посещающей фаст-фуд.

В целом, в рамках существующих тенденций роста активности мусульман в плане осознания своей культурной идентичности это вызывает интерес к халяльной продукции и способствует развитию соответствующего рынка. Немусульмане также проявляют интерес к данной продукции в рамках тренда здорового образа [2].

В европейских странах сегодня халяльные пищевые продукты предлагают крупнейшие транснациональные корпорации: Nestle, McDonald’s, KFC, TESCO и другие. Так, компания Nestle производит еду для мусульман на 75 из 480 своих фабрик. Это самая крупная продовольственная компания в мире, оборот только в сфере халяльной индустрии составляет 3 миллиарда долл. Компания Tesco, ритейлер № 1 в Великобритании и четвертый в мире, с 2005 г. вела в ассортимент своих магазинов халяльную продукцию; уже к концу 2009 г. продажа халяля увеличилась на 20 %. Также в Соединенном Королевстве в сети пиццерий Domino и ресторанов быстрого обслуживания KFC ввели халяль меню в точках, расположенных преимущественно в мусульманских районах. В Финляндии McDonald’s использует куриное мясо халяль, зачастую даже не афишируя этот факт [3, 8].

Например, в 2014 г. халяльный рынок Франции вырос более чем на 10, а в текущем году обороты халяльной продукции достигают 5,5 млрд. евро. В последнее время среди французских мусульман существует популярная тенденция к использованию в повседневной жизни всех видов халяльной продукции: от продуктов питания, бытовой химии до декоративной косметики и одежды. Только в 2014 г. во Франции появилось несколько новых марок халяльных сладостей, декоративной косметики и уникальная сеть пиццерий [10]. Согласно приводимым аналитическим данным, 88 % потребительских нужд приходится на сектор халяльного производства мясных продуктов. Так, если вначале 2000-х отделы халяльных мясных продуктов составляли от 6 до 8 % площадей французских продуктовых магазинов, то уже в 2012 г. это соотношение площадей достигло 20% [10].

По мнению ряда экспертов, в Германии выручка могла бы достигать пяти млрд. евро в год [10], учитывая, что в стране проживают более 4 млн. мусульман. Тем не менее, сегодня позиции немецких фирм-поставщиков не такие прочные по сравнению с французскими компаниями. Однако большинство европейских производителей ориентированы на предложение продуктов, соответствующих канонам ислама, так как это позволяет получать весомую. Предлагаемые продукты ориентированы также на  потребителей в традиционных мусульманских странах.

Формат халяльного фаст-фуда в основном продвигается в европейских странах, где молодежь ориентирована на проведение досуга в рамках посещения мест общественного питания. Так, например,первыми и наиболее многочисленными предприятиями общепита в Германии, массово получившими сертификацию халяль, стали небольшие закусочные Imbiss, продающие донеры (турецкий вариант шаурмы).

Предлагаются халяльные продукты в европейских супермаркетах. Так, наиболее активно продвигаются xаляльные продукты в сетях Франции и Великобритании, занимая наиболее удобные и заметные площади внутри магазинов. Часто такие продукты  позиционируются как био- и эко, вызывая у немусульманского потребителя ассоциации с более правильным и здоровым образом жизни, который приветствуется большинством членов современного европейского социума. Обозначение халяль для немусульманского потребителя заменено на более понятную и приемлемую маркировку ethnicfood, вызывающую интерес и ассоциации  с экологичной новинкой. [2].

Ряд органов ЕС задействован в гарантировании качества подобной продукции, например, Европейский комитет по стандартизации (Comite Europeen de Normalisation, CEN) разрабатывает проект постановления по введению в странах Евросоюза единых стандартов сертификации различных видов халяльных продуктов [11, 12, 13]. Такая  мера призвана сделать более прозрачным процесс производства разрешенных к потреблению мусульманами продуктов.

Важным здесь представляется также формулирование единых требований к технике ритуального забоя животных и установления норм ингредиентов, которые можно использовать при производстве продуктов в индустрии халяль.

Характеризуя, в общем, перспективы развития индустрии халяль в мире и, прежде всего, в экономически благополучных странах Европы и США, можно отметить, что есть все шансы для ее роста, прогнозируется, в целом, активизация товарного предложения, расширение линейки товаров и сопутствующих услуг. Это можно объяснить достаточным уровнем доходов у мусульман, проживающих в данных государствах, а также наличием интереса к данной продукции у немусульман,  стремящихся вести здоровый образ жизни. Полагаем, что халяль индустрия будет развиваться в направлении своего расширения в сторону этнического фастфуда, расширения товарного предложения продуктов глубокой заморозки, создания специализированных ферм, выведения новых  брендов, позиционируемых в качестве экологически чистых и попытки расширения целевого сегмента потребителей.