Полный текст статьи
Печать

Наличие социально–культурных институтов в современном обществе явление абсолютно естественное, так как в настоящее время невозможно представить современное общество без них. Одним из таких социальных–культурных институтов является музей – научно-исследовательское или научно-просветительское “неизменно действующее, некоммерческое учреждение, целью которого является служение обществу и оказание содействия в его развитии [1]. Музей это учреждения, который доступен широкой публике, занимающийся не только исследованием, хранением, но и популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеческой жизни и среде его обитания в целях изучения, образования и удовлетворения духовных потребностей. Музей является неотделимым элементом культурного пространства, так как человек находится в непрерывных отношениях с миром и с его вещами. Из этого следует, что музей – особая сфера культуры, основой для формирования духовных ценностей в которой служат предметные следствия человеческой деятельности. Музей как социально–культурный институт учреждает и согласовывает деятельность общества по сохранению памятников прошлых эпох и передаче имеющихся сведений о них, без наличия данного  социально–культурного института настоящая деятельность имела бы, возможно, обособленный, нелогичный и неустойчивый характер. Из истории известно, что деятельность музеев зародилась на заре античности и в первую очередь была призвана проводить государственную идеологию. Музеям предписывалось быть собирателями, накопителями и распространителями информации, которая была связанна с общественной и естественной историей конкретной страны или территории. В свою очередь государство выделяло музеям часть своих финансовых ресурсов [2].

Вместе с тем, возникновение музейной деятельности было определено поисками связующего звена между теоретическим и эмпирическим знанием об окружающей реальности. В целом условия зарождения музейной деятельности являлись общими для всех его исторических форм. А также, были определены потребностью, как в этнической, так и в социальной и национальной самоидентификации общества. В историческом развитии музейная деятельность прошла три основополагающих этапа. Вторая половина I тысячелетия до н.э. – середина XYIII века – этап институализиции, музеи распространяются по всей европейской территории и оформляются как специфический социально–культурный институт.  В конце XVIII века  и до конца XIX века отмечается следующий  этап, этап структурирования, в ходе которого музеи обозначили сферы своей деятельности. Рубеж XIX–XX веков – конец XX века – этап интегрирования, в музейной деятельности окончательно вырабатывается структура, и она превращается  в инструмент, который формирует сознание [3]. В несколько этапов проходило и становление музея как специального социально–культурного института. Для того чтобы данный социально–культурный институт осуществлял свою деятельность необходимо было в первую очередь возникновение потребности в сохранении достижений человечества в различных сферах и отраслях его жизни. Зачастую возникновение и развитие музеев происходило тогда, когда совпадали цели общества и отдельных личностей, которые стремились сохранить культурно-историческое наследие. Второе, с появлением деятельности данного социально–культурного института понемногу формировалось новое ценностное отношение к прошлому, которое было отраженно в музейных предметах. Наконец, характерные музейные ценности и правила поведения, являющиеся атрибутом музейной реальности, крепко укрепились в морали и праве общества.

По мере того как развивалась музейная деятельность формировались и ее определенные социальные функции, становление, актуализация и изменение которых зависели непосредственно от исторически детерминированных  потребностей. Однако функции музейной деятельности зависят не только от общественных потребностей и запросов, они во многом обусловливаются политикой государства, которое в свою очередь включает музеи в русло идеологической работы [4]. На протяжении нескольких десятилетий музейные учреждения являлись исключительно научными и образовательными учреждениями, что приводило к их закрытости. В настоящее время музеи постепенно становятся социально–культурными институтами, которые открыты внешнему миру и активно участвуют в жизни общества [5]. Основной стратегической целью музея становится ориентировка на конкретного посетителя. На сегодняшний день музейная деятельность стремится к внесению весомого вклада в социально–культурное развитие общества, совмещая в себе идеи, как образования, так и развлечения. Иными слова музей становится учреждением двойного назначения. Деятельность современных музеев как социально–культурных институтов не ограничивается происходящим только в стенах своего учреждения. Современное общество становится свидетелями того, как активно музей внедряется в жизнь социума, давая возможность любому индивидууму принять активное участие в его деятельности при помощи инновационных форм музейной работы. Исходя из этого, можно сказать, что современные музеи в отличие от, других учреждений культуры, более направлен на самоидентификации личности в социальном пространстве [6]. Основная задача музея как социально–культурного института заключается в передаче накопленных знаний будущим поколениям, с помощью коммуникации  и личностного взаимодействия музейных посетителей.

Интеграция современной жизни все чаще вынуждает музеи пересмотреть и обновить методы своей деятельности, благодаря чему, исходя от общественных запросов, музеи понемногу становятся общественно–культурными центрами, характерными инструментами взаимодействия среди представителей различных культур и социальных слоев, разных народов и стран, осуществляя регулятивную и интегративную функции [7]. На данный момент роль музея как социально–культурного института в обществе существенно возрастает, подтверждением этому служит как увеличение количества музеев во всем мире, так и повышение интереса со стороны общества. Музей становится активным участником не только культурных и национальных, но и политических процессов.

Причиной этому служит то, что в современном социуме музей является практически единственным учреждением культуры, который способен не только удержать в своих стенах память о прошлом, сохранить культурное наследие, но и решить проблему приспособления человека к новым условиям жизни. Невзирая на все нынешние непростые финансовые условия, музей продолжает осуществлять свои уже устоявшиеся функции, удовлетворяя важные социальные потребности, как в воспитании, так и в становлении личности посредством сохранения и применения предметов настоящего мира как элементов исторической памяти. Вследствие чего музейная деятельность  занимает особое место в системе производства и распространения социально ориентированных ценностей, поскольку самое основное свойство музея – быть выразителем духа времени.