Полный текст статьи
Печать

Регулирование регионального развития страны является одной из важнейших функций современного государства. Путем осуществления целенаправленной  и последовательной региональной политики государство стремиться повысить уровень социально-экономического развития территории, сгладить дифференциацию регионов  по основным социально-экономическим показателям, обеспечить хороший инвестиционный климат в регионе и т.д.

Главным инструментом влияния на  социально-экономическое развитие  регионов является разработка и внедрение государственных целевых программ, которые охватывают практически все сферы социально-экономической деятельности государства - здравоохранение, жилье, транспорт, экологию, оборону и безопасность, науку, культуру и т.д. Они направлены на поддержку стратегически значимых для страны и региона приоритетных направлений и вопросы их реализации затрагивают практически все регионы, все отрасли экономики, касаются каждого жителя страны.

Целевые программы являются ключевым средством реализации государственной политики, воздействия на производственные, экономические и социальные процессы в пределах полномочий органов власти федерального, регионального и местного уровней. Целевые программы являются средством управления и регулирования стратегиями социального, научно –технического и  экономического развития, способом аккумулирования ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

Преимущество целевых программ в том, что они обеспечивают концентрацию ресурсов на наиболее перспективных и эффективных направлениях. Программы позволяют ускорить развитие приоритетных отраслей, отдельных регионов и привлекать для этого дополнительные ресурсы и инвестиции.

Программно-целевое управление в широком смысле рассматривается как воздействие субъекта управления на объект управления, вырабатываемое на основе методологии системного анализа. Средства достижения целей управления  определяются, исходя из этих целей и охвата всех стадий воспроизводственного процесса (жизненного цикла). В узком смысле сущность программно-целевого управления сводится ими только к разработке и реализации целевых комплексных программ различного типа.

Разработка региональных программ — это  целенаправленный и последовательный  процесс аккумулирования всех возможностей регионов на различных уровнях.

Региональные программы обладают строгой  целевой направленностью и по сравнению с федеральными государственными программами относительно небольшими объемами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью, адресностью, ограничением временных интервалов и связываются с  общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой страны.

Основные задачи региональных программ:

-формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;

-выравнивание межрегиональных различий по социально-экономическим показателям;

- эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;

-сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;

-охрана окружающей среды;

-преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;

-сохранение культурно- исторического наследия региона, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно - политической и правовой обстановки

-формирование информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов.

Наиболее сложной проблемой является разработка программы комплексного развития экономики и социальной сферы региона как целостного образования, поскольку в этом случае необходимо учесть все многообразие ограничений на экономическое развитие региона, а именно: состояние природного фактора, современную социально-демографическую ситуацию, прогноз социальной напряженности в регионе и пр. Для стабильного развития региона необходимо решать задачи стратегического порядка, призванные обеспечить совершенствование социально-экономического развития.

Специфика региональных программ заключается в следующем:

- отбор региональных проблем производится территориальными органами власти;

- управление проектированием и реализацией программ обеспечивается структурами исполнительной власти региона;

- программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона (край, область, города федерального значения);

- финансирование программ осуществляется в основном за счет средств соответствующего региона, а также за счет средств государства, инвестиций и т.д.;

- региональные программы увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой страны;

- региональные программы обладают строгой целевой направленностью, точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов.

Базовыми методологическими принципами разработки и реализации региональных программ в современных условиях являются:

- комплексность и синхронность целей и задач программы на каждом этапе ее выполнения;

- целевая направленность и системность мероприятий программы;

- вариантная разработка мероприятий программы с учетом неопределенности (альтернативности) условий ее реализации;

- ресурсная обеспеченность программы;

-  адресность заданий программы (исполнители, сроки, контрольные показатели и т.п.);

-  обеспечение управляемости программы (создание необходимых правовых, организационных, финансовых механизмов).

Таким образом, основной целью региональной программы является эффективное использование и развитие в рыночных условиях природного, производственного, трудового и интеллектуального потенциала региона, преимуществ его участия в национальном и международном разделении труда и повышение на этой основе уровня жизни населения региона [1].

Оценить результативность комплекса мероприятий региональной целевой программы довольно сложно. Если учесть существующие критерии народнохозяйственной и социальной эффективности государственного регулирования экономики в целом: обеспеченность общественными благами национальных потребностей, вклад государственной собственности в снижение издержек частного предпринимательства и повышение его конкурентоспособности, вклад государственного сектора в обеспечение национальной безопасности, то косвенным показателем оценки регулирующего действия государства относительно сектора является доля государственных расходов на услуги в валовом внутреннем продукте. Тем не менее, оценка результатов реализации комплекса мероприятий целевой программы развития сферы услуг на уровне регионального развития может быть проведена на основе анализа динамики таких показателей, как:

1) динамика численности предприятий сферы услуг;
2) динамика масштабов предприятий сферы услуг;
3) доля налоговых отчислений предприятий сферы услуг в доходах региональных и муниципальных бюджетов;
4) обновление материально-технической базы предприятий сферы услуг;
5) количество предоставляемых услуг в натуральном и стоимостном выражении;
6) уровень соответствия законодательств в сфере услуг и хозяйственной практики;
7) динамика уровня благосостояния пайщиков предприятий сферы услуг и населения обслуживаемых территорий;
8) объемы бюджетного и частного финансирования деятельности сервисного сектора экономики;
9) степень диверсификации сервисной экономики;

10) уровень информационной обеспеченности функционирования сервисного сектора экономики и т.д.

Таким образом, меры государственного регулирования сферы услуг позволят обеспечить устойчивое ее развитие как на уровне региона, так и в целом по стране .