Полный текст статьи
Печать

Поиск смысла жизни интересовал человечество во все времена. Это отражается в том числе и в литературных произведениях, которые всегда являются отражением мыслей и жизни общества. Этому посвящён рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», трактат Л.Н. Толстого «Исповедь», роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», роман А. Камю «Чума» – ряд можно продолжать бесконечно долго. Современные экзистенциональные психологи Виктор Франкл, Юджин Минковски, Эрвин Страус, Людвиг Бинсвангер, Медард Босс поднимали вопрос осмысленности жизни.

Одной из причин отсутствия смысла в жизни современных молодых людей является окружающая обстановка. Процессы распада прежней системы ценностей, идеалов, существующих моделей социализации и поиск новых не могли не оказать влияния на личностное формирование и развитие молодёжи. Сейчас идёт активное внедрение техники в нашу жизнь, но помимо положительных результатов в этом есть свои минусы: отмечена тенденция возрастающей духовной изоляции человека, существенно сокращается межличностное взаимодействие. Также на потерю смысла повлияли и череда экономических кризисов нулевых и десятых годов XXI века. В России исторически сложился культ духовно-нравственного начала, патриотизма, патриархальности, но сейчас формируется культ материального успеха, возникает потребительская психология, за которыми тяжело увидеть осмысленность жизни. «Современная культура часто порождает вид невроза, отличный от описанного Фрейдом. Современные неврозы характеризуются не столько вытеснением и отсутствием инсайта, но отсутствием цели, смысла в жизни», – говорит экзистенциональный психолог Николас Хоббс.

Эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций воцерковленных (общей численностью 35 человек) и невоцерковленых (общей численностью 35 человек) православных христиан показало, что в обеих категориях испытуемых существуют определённые проблемы, связанные с восприятием жизни как таковой и её значением для развития личности.

Воцерковленная молодёжь ясно видит в своей жизни смысл, она полностью вовлечена в сам процесс, и он ей нравится, однако, несмотря на это, молодые люди смотрят на жизнь пессимистично, что вполне объяснимо: главная цель воцерковленных – стараться тщательно соблюдать заповеди Божии, то есть стремиться меньше грешить, и тогда они попадут после окончания земной жизни в Царствие Небесное, смогут жить рядом с Господом. Для большинства людей это представляет большую сложность. Природа человека повредилась после грехопадения. На эту расположенность к греху много указаний в Библии. Бог сказал Каину: «У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:6-7). По святоотеческому толкованию, слова «у дверей» означают у дверей сердца. Осознавая это, воцерковленный понимает, что он не может стать настоящим православным христианином. Значит, попасть в рай крайне трудно для него. Это и приводит к пессимистичному видению мира (нередко от воцерковленных можно слышать: «Недостоин» или «Грешен»). Как сказал глубоко христианский писатель Ф.М. Достоевский в черновых записях к «Преступлению и наказанию», «Православное воззрение, в чём есть православие: нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием».

В качестве системы мер по развитию более оптимистичного настроя на жизненные ситуации для воцерковленных христиан мы предлагаем ряд духовных бесед, часть из них будет приведена в данной работе.

Невоцерковленные православные христиане смотрят на жизнь радостнее и легче, но осмысленность их существования, как показало исследование, низка. Большинство не видит перед собой целей в жизни, они не удовлетворены процессом жизни и, как следствие, результатом. Такой вывод также неслучаен: эта группа испытуемых верит в Бога, но, в отличие от первых, не стремится исполнять все заповеди по различным соображениям. Чаще у них нет чётких ориентиров на то, что с ними будем позже. Виктор Франкл утверждал, что 20 % неврозов, которые он встречает в клинической практике, – «ноогенного» происхождения, то есть возникают из-за отсутствия смысла в жизни. Порой это приводит даже к самоубийствам.

Интересно, что изучение людей, побывавших в экстремальных ситуациях, переживших опыт клинической смерти, а также хронически больных неопровержимо свидетельствует, что углубление осознания смерти может вести к более высокой оценке жизни. На это обращает внимание и американский экзистенциальный психотерапевт Ирвин Ялом, в своей книге «Экзистенциальная психотерапия» он помещает целую главу «Невнимание к смерти в теории и практике психотерапии». Одно из различий воцерковленных от невоцерковленных христиан заключается как раз в осознании смерти: если воцерковленные всегда помнят об этом, то невоцерковленные задумываются о смерти гораздо реже, возможно, это приводит к тем результатам, которые мы получили в ходе исследования их смысложизненных ориентаций.

Мы разработали социально-психологический экзистенциальный тренинг, направленный на повышение качества жизни невоцерковленной молодёжи за счёт развития способностей к достижению личных целей и обретению смысла жизни.

Целью экзистенциального тренинга является «настройка» личностных возможностей обретения смысла жизни, заинтересованности в ней.

Задачами экзистенциального тренинга являются модификация личных ценностей, осознание и решение специфических проблем экзистенциального уровня, таких как: потеря интереса к жизни и работе; отсутствие эмоционального удовлетворения при занятии прежде любимыми делами; переживание внутренней пустоты при внешнем благополучии и успешности; поиск «спасения» через попытки отвлечься с помощью алкоголя, азартных игр, экстремальных хобби.

Структура комплексной работы включает 4 блока:

Диагностический блок

Цель – изучение личностных особенностей и степени осмысленности жизни, её процесса и результата, степени вовлечённости в жизнь.

Для реализации поставленной цели используются следующие методики: тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, тест жизнестойкости (методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева), личностный опросник А.Т. Джерсайлда, шкала экзистенции А. Лэнгле и К. Орглер.

Установочный блок

Цель – создание установки у невоцерковленной молодёжи на активный рабочий процесс. Основу данного блока составляет консультационная работа с молодёжью, имеющей трудности в вопросе осмысленности жизни, психологический настрой на работу в тренинге (посредством введения групповых правил и принципов тренинга).

Основными приёмами являются проведение информационной беседы с молодёжью, предоставление результатов диагностики, проведение установочной беседы.

Коррекционный блок

Цель – принятие жизни и смерти как ценности, и именно благодаря этому обретая понимание сначала бессмысленности, а затем индивидуального смысла жизни.

Для достижения поставленной цели с невоцерковленной молодёжью проводится рефлексия изменения отношения участников к себе и к тому, что происходит вокруг них, осознание ценности принятия смерти для полноценной жизни, поиск смысла в бессмысленном мире.

Оценочный блок

Цель – оценка эффективности проведенной работы, которая осуществляется с помощью: повторной диагностики с использованием методик, описанных в диагностическом блоке и их статистического анализа; отзывов молодёжи, их оценки результатов тренинга; личных наблюдений тренера.

Условия формирования группы тренинга:

Количественный состав тренинговой группы составляет 12-15 человек.

Качественный состав группы – гетерогенный, т.к. это обеспечивает большую продуктивность работы, благодаря моделированию реальной системы отношений участников в окружающем мире (этот вариант не является обязательным, возможен гомогенный состав группы).

В группу входят участники психически здоровые и адекватные.

В группу включаются участники, которые принимают тренера группы, без явного негатива воспринимают участников тренинга.

Рекомендуемый режим работы – закрытый.

Рекомендуется проводить занятия 2 раза в неделю, по 2 часа. Общее количество занятий составляет 9, общей продолжительностью 18 часов.

В основе организации тренинга лежат принципы работы, которые обычно используются при проведении активного социально-психологического обучения.

Используются такие методы и приёмы работы, как информирование, групповые дискуссии, методы анализа ситуаций, игровые методы, ролевые игры, мозговой штурм, домашнее задание, диагностические процедуры.

Первый этап – организационный (продолжительность – 1 занятие). Это своеобразная вводная часть классического содержания. На данном этапе происходит знакомство участников, информирование о специфике тренинга как метода обучения, создаются благоприятные условия для дальнейшей работы, принимаются соответствующие «Правила работы группы», закрепляется мотивация работы. Методики: игры на знакомство, беседа, арт-терапия, упражнения на групповое взаимодействие, релаксационные техники.

Второй этап – основной (продолжительность – 7 занятий), который, в свою очередь, подразделяется на 2 цикла: первый направлен на осознание того, зачем нужны поиски смысла жизни, на понимание, что эта проблема коснулась многих, в том числе известных мыслителей, писателей. Методы и методики: информирование, групповая дискуссия, анализ жизненных ситуаций, упражнения на развитие групповой динамики и групповое взаимодействие, игротерапия, рефлексия, релаксационные упражнения. Второй цикл направлен на развитие способности заинтересоваться жизнью, найти в ней смысл. Методики: упражнения на взаимодействие, игротерапия, ролевое проигрывание, групповая дискуссия, анализ жизненных ситуаций, релаксационные упражнения.

Третий этап – завершающий (продолжительность – 1 занятие). Цель его – через определение позитивных результатов работы группы в целом прийти к осознанию собственных личностных достижений. Методы и методики: Беседа, рефлексия, арт-терапия, релаксационные упражнения.

Структура проведения занятия выглядит следующим образом: вводная часть (ее цель – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между участниками), основная часть (ее цель – решение поставленных задач), завершающая часть (ее цель – отслеживание настроения молодёжи в конце занятия, получение обратной связи о произошедших переменах в состояниях и мыслях).

Схема проведения занятия тренинга выглядит следующим образом: 1. Приветствие. Обсуждение домашнего задания. 2. Предложение тренером темы занятия. 3. Выявление ожиданий участников группы. 4. Основная (рабочая часть). 5. Подведение итогов занятия. 6. Обсуждение домашнего задания. Прощание.

При оценке эффективности работы используются данные повторного измерения осмысленности жизни, восприятия процесса жизни и вовлечённости в неё (методики описаны в диагностическом блоке), отзывы участников и наблюдения ведущего.

Теперь перейдём к составлению системы мер по формированию оптимистичного взгляда на жизнь у воцерковленных православных христиан. Количественный и качественный состав групп не так важен, как в тренинге, поскольку духовные беседы предполагают формат лекций с обсуждением.

Также выделим принципы, которыми следует руководствоваться при оказании психологической помощи воцерковленным православным христианам:

1. Авторитет Библии и христианской духовной литературы. Авторитет Библии позволяет психологу и человеку‚ обратившемуся за помощью‚ иметь одинаковый подход к проблемной ситуации‚ совместно участвовать в поиске решений на основе христианских ценностей.

2. Кросс-культурный‚ точнее‚ внекультурный характер. Писание говорит: «Всякий верующий в Него не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином‚ потому‚ что один господь у всех‚ богатый для всех‚ призывающий Его» (Рим. 10. 11-12). Христианская психологическая помощь до известной степени и внеконфессиональна‚ что требует от психолога знания особенностей духовной практики и вероучения основных христианских исповеданий.

3. Христоцентричность. Целью взаимодействия в христианской помощи является близость субъектов взаимодействия к Богу‚ установление более близких‚ личных отношений с Христом‚ новое понимание этих отношений. Решение проблемы‚ выступившей в качестве запроса‚ является следствием этой близости.

4. Разделение ответственности. Отказ от воздействия и управления. Диалог психолога с обратившимся за помощью христианином всегда предполагает участие Третьего. “Где двое или трое собраны во имя Моё‚ там Я посреди них“ (Мф. 18‚ 20). Это в значительной мере снимает проблему ответственности за результат такого диалога по сравнению с другими видами психотерапевтических отношений. Ответственность психолога-христианина - это ответственность не за результат‚ а за собственную компетентность и добросовестность. Ответственность обратившегося за помощью - это ответственность за желание и готовность измениться.

5. Символичность. Христианский психолог может привлекать христианские символы‚ что позволяет пользоваться энергией символа для помощи человеку.

6. Обращение к духовному Я. Речь идёт об обращении к образу Божию в человеке‚ к его совести в интуиции‚ которая позволяет человеку осознать духовное Я. При этом психологическая консультация не должна выполнять функцию проповеди или катехизационной беседы.

7. Благодатная помощь таинств и молитвы. Христианская психологическая помощь предполагает совместную молитву или‚ по крайней мере‚ молитву психолога за своего клиента‚ а также участие субъектов помощи в Таинствах Церкви. Консультация у христианского психолога может помочь подготовиться к исповеди‚ но её не заменяет.

8. Понимание греховности человеческой природы и учёт состояния человека. «Нет праведного ни одного» (Рим. 3‚ 10)‚ «Потому что все согрешили и лишены славы Божией‚ получая оправдание даром по благодати Его‚ искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3‚ 23-24).

Режим работы предлагается ввести открытый, так как многие просто не поймут, почему они пришли в храм на духовную беседу, а их не пускают.

Предполагается, что будет 3 беседы по полтора часа 1 раз в неделю.

В первой беседе будут предоставлены результаты исследования, которое показало, что большинство воцерковленных православных христиан смотрят на жизнь пессимистично, проанализированы причины полученных итогов (прежде участникам будет предложено самим порассуждать).

Во второй беседе продолжим говорить об оптимизме. Будем приводить в пример отрывки из Библии и трудов святых отцов Церкви, где говорится про радость в мире.

В третьей беседе будет закрепление результатов. Планируется, что на 3 беседу можно позвать священника, который своим авторитетом подтвердит слова психолога. На этом занятии много времени будет отводиться на высказывания участников, чтобы понять, какие выводы для себя они сделали.

В начале и в конце бесед можно провести краткую диагностику с помощью методики «Тест атрибутивных стилей» Л.М. Рудиной.

Таким образом, на основании анализа исследования смысложизненных ориентаций воцерковленных и невоцерковленных православных христиан нами были разработаны системы мероприятий, которые помогут невоцерковленным в поиске смысла жизни и воцерковленным православным христианам в развитии более оптимистического взгляда.