Полный текст статьи
Печать

Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и никогда не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше. У каждого ребенка есть способности и таланты. Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но, чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

Игра оказывает заметное влияние на деятельность учащихся, в процессе игры, дети не замечают, что учатся. Математическая игра является массовой по обхвату и познавательной, активной, творческой относительно деятельности учащихся. Математическая игра как форма внеклассной работы имеет свои цели, задачи и функции, что позволяет добиваться хороших результатов по привлечению большего числа учащихся к внеклассной работе по математике, возникновению у них познавательного интереса к предмету. В свою очередь, не только сильные учащиеся будут больше проявлять заинтересованность к предмету, но и слабые учащиеся начнут проявлять свою активность в учении [1]. Главной целью математической игры является развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразие применения математических игр [2].

П. М. Горев отмечает, что математическая игра является одной из форм внеклассной работы по математике. Она используется в системе внеклассной работы для формирования у детей интереса к предмету, приобретения ими новых знаний, умений, навыков, углубление уже имеющихся знаний [3].

Рассмотрим само понятие «игра». Термин «игра» многозначен, в широком употреблении границы между игрой и не игрой чрезвычайно размыты. Как справедливо подчеркивал Д. Б. Эльконин [4] и С. А. Шкаков [5], слова «игра» и «играть» употребляются в самых различных смыслах: развлечение, исполнение музыкального произведения или роли в пьесе. Ведущая функция игры отдых, развлечение. Это свойство как раз и отличает игру от не игры. Игра, по мнению многих ученых психологов, есть вид развивающей деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Российский психолог А. Н. Леонтьев считает игру ведущим типом деятельности ребенка, с развитием которой происходят главные изменения психики детей, подготавливающие переход к новой, высшей степени их развития. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. А. С. Макаренко считал, что «игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, пополнять жизнь детского коллектива интересным содержанием» [6].

Л. А. Черанева в своей работе отмечает, что игра используется как средство, форма и метод обучения и воспитания. Математические игры включаются во внеклассную работу не только для того чтобы развлечь учеников, но и заинтересовать их математикой, возбудить у них стремление преодолеть трудности, приобрести новые знания по предмету, она удачно соединяет игровые и познавательные мотивы, и в такой игровой деятельности постепенно происходит переход от игровых мотивов к учебным мотивам [7].

Полностью соглашусь с О. Холодовой, что познавательные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное-привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению.

Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни. Введение регулярных занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гумманизирует образовательный процесс.

Внеклассную работу по математике я провожу в виде факультатива, работаю по специальному курсу О. Холодовой РПС «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей», информатика, логика, математика. Данный курс помогает мне развивать у детей различные виды памяти, внимания, наблюдательность, воображение, быстроту реакции, а также формировать нестандартное, «креативное» мышление. Данный курс я провожу в форме факультатива как для детей, имеющих различные проблемы в обучении, так и для детей, мотивированных на обучение. Достоинствами такой формы занятий являются, прежде всего, достаточный объем, регулярность, а также систематичность и целенаправленность. На занятиях детям предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает детей младшего школьного возраста. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Особенным и немаловажным элементом данных занятий является то, что занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки.

 Проводимые занятия позволяют решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий [8].

Приведу план модели занятия с примерами.

  1. «Мозговая гимнастика» (1-2 мин.)

Выполняются упражнения для улучшения мозговой деятельности. Под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

Примеры:

– Качание головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

– «Ленивые восьмерки (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

– «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

– Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.

– «Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 4-5 сек, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

2. Разминка (3-5 минут)

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно легкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

– Какой сейчас месяц? Какой месяц наступит после него?

– Как называется место, где шьют одежду? (Ателье)

– Как называется место, где учат детей? (Школа)

– Кто хрюкает? (Поросенок) Кто лает? (Собака)

– Кто носит шляпу на ноге? (Гриб)

3. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (10-15 мин).

Задания, используемые на этом этапе занятия, не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

Тренировка слуховой памяти

– Послушайте внимательно пары слов:

Курица-яйцо

Молоко-корова

Замок-ключ

Зима-снег

Кофе-чай

Мама-дочь

Теперь я называю первое слово пары, а вы должны вспомнить второе.

Овал нарисуйте слева от прямоугольника, но справа от треугольника. Проверка: какая геометрическая фигура нарисована первой? Последней? (Треугольник, овал, прямоугольник)

Развитие концентрации внимания

– Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют цифрам. Прочитав буквы по порядку, вы сможете прочитать рассыпанные слова. Работа выполняется за 20 сек. (Селедка, пирожок)

 

Рис. 1.

 

– Найдите цыпленка, который вылупился из яйца. Раскрась его желтым карандашом. Какого цыпленка вы раскрасили и почему? (Рис. 2) Как скорее отгадать загадку? (Надо двигаться по дорожке от скорлупы)

Рис. 2.

Совершенствование воображения

– Рисунки фигурок, которые одновременно похожи на несколько предметов. Подумайте, на что может быть похожа первая фигура?

– Зарисуйте быстро и схематично предметы и явления: стена, вода, песня, ветер, смех, ночь, свет. А теперь по своим зарисовкам попытайтесь вспомнить, какое слово было первым? Вторым? И так далее.

Развитие логического мышления

– Ира, и Лена одинакового роста. Лена ростом выше Оли, а Таня выше Иры. Кто выше, Таня или Оля? (Таня) Подпишите, где кто (Ира, Оля, Лена, Таня)

– Ящерица короче ужа. Уж короче удава. Покажите их длины с помощью отрезков. Кто длиннее всех? (удав)

4.Веселая переменка (3-5мин).

Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребенка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

5. Логически-поисковые задания(10-12мин).

На данном этапе предлагаются задания: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предложения, проверять их, делать выводя, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка.

– Выполните действия и напишите полученное слово

ВО+РОК-К+БЕЙ=ВОРОБЕЙ

КОМ-М+Н+ ФЕ + ТА=КОНФЕТА

 

Рис. 3.

6. Корректирующая гимнастика для глаз (1-2мин)

Выполнение корректирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижение состояния зрительного комфорта.

7. Графический диктант, штриховка (10 мин)

В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев». От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. Поэтому очень важно «поставить руку».

Графические диктанты – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого кажутся на умении красиво, аккуратно писать и логически мыслить.

Графические диктанты – это и способ развития речи, так как попутно ребята отгадывают загадки, читают и заучивают стихи, песенки, потешки, т. е овладевают выразительными свойствами языка.

Рис. 4. 

Приведенная модель и примеры представлены из материала методического пособия для 1 класса по программе курса «РПС».

Ведущей ролью на данных занятиях принадлежит педагогу, задачей которого является поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. Ведь по утверждению американского писателя П. Хаббарда «цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».