Полный текст статьи
Печать

В соответствии с новым ФГОС сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности. Школа – это место, где в процессе совместной учебной деятельности многие трудности в реализации главной цели современного образования – развитии личности могут быть преодолены благодаря учебным приемам, которые позволяют превратить учебу в интересное сотрудничество, увлекательный поиск для учителей и учеников, в котором учитель помогает обучающимся научиться пользоваться информацией, научиться общаться, научиться создавать завершенный продукт деятельности.

В образовательном процессе уделяется большее внимание игровой учебной деятельности, так как она позволяет решать несколько важных задач:

– повышение мотивации к обучению;

– в процессе игры обучающиеся «примеряют» на себя различные социальные роли, которые им в будущем придется исполнять в жизни;

– формирование коммуникативных навыков, в том числе пользования специальным языком науки;

– формирование умения взаимодействовать в команде, уважать чужое мнение, достигать компромисса, находить правильное совместное решение;

– игра – самый продуктивный способ познания и усвоения новой информации.

Наиболее актуальными и значимыми задачами для выполнения ФГОС является реализуемый в рамках проектной деятельности деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и ее способностей через активную познавательную деятельность самого школьника, овладение им универсальными надпредметными умениями, развитие активного и самостоятельного мышления обучающихся.

Игровые моменты можно применять как в учебной деятельности, так и во внеклассной работе, интегрируя мероприятия в предметной неделе учителей истории и математики. Темы уроков или внеклассных мероприятий могут быть различными: посвященные какой-либо исторической дате, либо конкретно по тематическому планированию учителей истории, математики, например, «День национального единства (история создания памятника К. Минину и Д. Пожарскому в Москве)» (рисунок 1), «Введение в метрологию: Старинные меры длины, объема и веса (цикл уроков для 5-6 классов)», «Образование в эпоху Петра I», «Царь Колокол», «Царь Пушка» и т. д.

Практически всем таким мероприятиям предшествует групповая проектная деятельность, в рамках которой осуществляется деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и ее способностей через активную познавательную деятельность, овладение школьником универсальными надпредметными умениями и развитие активного, самостоятельного мышления обучающихся.

В ходе создания проекта дети сотрудничают друг с другом, преодолевают социальные барьеры (если они есть), учатся понимать друг друга, доверять, уважать традиции и обычаи отечества. Учителями истории предлагается группе обучающихся подготовить краткий теоретический материал, сообщение, миниреферат, создать презентацию по исторической теме. Создаются группы разной направленности, в зависимости от интересов и способностей обучающихся. Например, это могут быть «историки» (рисунки 2-5), «искусствоведы» (рисунки 6, 8), «инженеры» (рисунок 7), а также «технические консультанты», которые оказывают информационно-консультативную поддержку одноклассникам в работе с современными источниками информации, в том числе на электронных носителях. В ходе урока в исторический материал включаются математические задачи и их решение. Класс разбивается на команды и проводится математическое соревнование между ними. Победителям и участникам по итогам выставляются баллы: за правильное решение, за быстрое правильное решение. Один из участников команды рассказывает решение. При обсуждении с учащимися проверяется не только правильность и обоснованность решения, но и быстрые способы получения правильного результата. В конце мероприятия подводятся итоги изучения исторического материала, делаются выводы, выявляются победители конкурса по математике

Задача 1. (Рисунок 6)

Над созданием эскизов памятника Мартос работал а лет. Время, затраченное им на изготовление моделей составляет 50 % времени, потребовавшегося для создания эскизов. На изготовление, доставку и установку памятника ушло 50 % времени, затраченного на изготовление моделей. Сколько лет работал Мартос над памятником. Составьте алгебраическое выражение и вычислите его числовую величину, если известно, что а = 8.

Решение задачи:

Эскизы памятника - а лет

Изготовление моделей – 0,5 а лет

Доставка и установка – 0,25 а лет

а+0,5а+0,25а= 1,75а или 1 ¾ а = 7/4 а

Если а=8, то ответ 14 лет

Задача 2. (Рисунок 7)

Высота скульптурной группы памятника Минину и Пожарскому в 1,225 раза больше высоты его постамента. Высота памятника, т. е. скульптуры и постамента, – 8,9 м. Какой процент составляет высота скульптурной группы от высоты памятника? Вычисления произведите с точностью до единицы.

Решение задачи:

Пусть высота постамента памятника – х м, тогда высота скульптурной группы –1,225х м. Высота всего памятника 8,9 м. Составим уравнение: х+ 1,225х =8,9;

х=4. 8,9-4=4,9 (м)

(4,9:8,9)х100, округляем до единиц, то ответ: 55 метров

Задача 3. (Рисунок 8)

Лицевая сторона постамента памятника украшена барельефом прямоугольной формы, высота которого составляет 46 % от его ширины. Вычислите размеры барельефа, если известно, что его ширина на 1,377 м больше его высоты.

Решение задачи:

Пусть ширина барельефа памятника – х м, тогда высота – 0,46х м. Разность –1,377м. Составим уравнение: х – 0,46х =1,377;

0,54х=1,377;

х= 2,55; 2,55- 1,377=1,173 (м).

Ответ: 2,55 и 1,173 метра.

При проведении таких внеклассных мероприятий развиваются коммуникативные навыки обучающихся, умение работать в группе, умение представить подготовленный материал при публичном выступлении, умение искать информацию в различных источниках: интернет, энциклопедии, учебники и т. д., умение составлять конспекты, умение работать с компьютерной техникой, формируется информационная культура, читательская компетентность и т. д.

Таким образом, игровая деятельность соответствует задачам нового стандарта: формирование ориентиров для гражданской, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству в духе демократических ценностей современного общества; активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам; формирование таких нравственных свойств и качеств у школьников как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, коммуникативность и социальную активность.