Полный текст статьи
Печать

Одно из важных условий при переходе на ФГОС – учитель должен не только снабжать школьников определенной суммой знаний, но и учить его пользоваться всеми психическими функциями и процессами: мышлением, памятью и вниманием.

Под внеклассной работой по математике понимаются необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Внеклассная работа по математике является составной частью учебно–воспитательного процесса, осуществляемого школой и учителем. [1]

Внеурочная деятельность учителя сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу к использованию информации, проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Внеклассная работа является естественным продолжением и дополнением основных форм организации учебно–познавательной деятельности учащихся на уроке.

Наиболее важными задачами внеклассной работы в условиях перехода на ФГОС являются следующие:

- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;

- расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;

- развитие математических способностей и мышления у учащихся;

- развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно – популярной литературой;

- создание актива, способного оказать учителю помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса;

-расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике, экономике;

 -расширение и углубление представлений учащихся о культурно – исторической ценности математики;

 -осуществление индивидуализации и дифференциации;

- разностороннее развитие личности. [2]

В содержание внеклассной работы необходимо включать: вопросы, выходящие за рамки школьной программы по математике, но примыкающие к ней; вопросы, вошедшие в содержание математического образования в последние десятилетия: логика, теория вероятностей, комбинаторика и т. п.

  Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Индивидуальная работа – работа с учащимися с целью руководства внеклассным чтением по математике, подготовкой докладов, рефератов, математических сочинений, изготовлением моделей; работа с консультантами; подготовка некоторых учащихся к участию в олимпиадах.

Групповая работа – систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся. К ней можно отнести факультативы, кружки, спецкурсы, элективные курсы.

Массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим ученическим коллективом. К данному виду относятся вечера, научно– практические конференции, недели математики, олимпиады, конкурсы, соревнования и т. п. [2]

 На практике все эти три вида внеклассной работы тесно связаны друг с другом.

Внеклассные занятия и мероприятия по математике помогают обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования.

Внеклассная работа по математике предполагает широко использовать не только исторический, но и занимательный материал, игры разума, задачи из практической и реальной жизни, ребусы, кроссворды, головоломки, судоку разной степени сложности. Важным моментом является то, что занимательность развивает интерес и любовь к математике, делает более жизнерадостной и энергичной деятельность учащихся, создаёт радостное настроение. Учащиеся легко откликаются и с удовольствием участвуют во внеклассных мероприятиях, общешкольных вечерах, КВН-ах. Участвуя в занимательных мероприятиях, ученик развивает свои творческие способности, обогащаясь знаниями, расширяя кругозор. [1]

 

Тема: ТУРНИР СМЕКАЛИСТЫХ

Класс: 1

Форма занятия: игра-соревнование

Цель: проверка и совершенствование знаний, умений и навыков по математике.

Задачи:

Обучающие:

закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи; отрабатывать счет в пределах двадцати; повторить геометрический материал.

Развивающие:

развивать математическую речь, логическое мышление, внимание, память, наблюдательность;

Воспитывающие:

воспитывать культуру речи, интерес к математике, взаимопомощь, умение работать в группе, уважение друг к другу, взаимопомощь, дружбу.

Метапредметные задачи:

Познавательные УУД:

-формировать у учащихся умения ориентироваться в задании;

-развивать математическую речь;

Коммуникативные УУД:

-в сотрудничестве с учениками и учителем находить варианты решения учебной задачи;

-взаимодействовать в группе;

-определять общую цель и пути её достижения;

Регулятивные УУД:

-формировать у учащихся умения принимать и сохранять учебную задачу;

-контролировать собственную деятельность;

-оценивать результат своих действий и действий участников группы;

Личностные задачи урока:

-создать условия для формирования интереса к учебной деятельности и к учебному материалу;

Оборудование: рисунки с изображением сказочных героев, карточки с заданиями.

Ход занятия:

  1. I.         Орг. момент.

     Ребята, сегодня у нас в гостях хорошо знакомые вам веселые человечки из любимых сказок. Они приготовили для вас много интересных заданий и помогут вам провести «Час веселой математики». (хором)

     В соревновании участвуют две команды (ученики делятся на две команды). Жюри будет внимательно следить за ходом игры. За каждый правильный ответ команда получает одно очко. Каждый из вас должен помнить, что работает в команде и результат будет зависеть от него.

Разминка.

Итак, начинаем наше соревнование. Для начала небольшая разминка. Проверим, хорошо ли вы знаете цифры и правильно ли умеете считать. [4]

 

Ноль подставил спинку брату,                   Отгадайте-ка, ребята,

Тот взобрался не спеша –                         Что за цифра акробатка?

Стали новой цифрой браться,                   Если на голову встанет,

Не найти нам в ней конца.                        Ровно на три меньше станет. (9)

Повернуть ее ты можешь,

Головой поставить вниз.

Цифра будет все такой же,

Ну, подумай, разберись. (8)

 

Вид ее, как запятая,                                      Эта цифра, как замочек:

Хвост крючком, и не секрет:                          Сверху крюк, внизу кружочек (6)

Любит всех она лентяев,

А лентяи ее – нет. (2)

 

Вот так цифра – кочерга,                             Я двойку в 20 превращу,

У нее одна нога! (7)                                      Из троек и четверок

                                                                   могу я, если захочу,

                                                                   Составить 30, 40. (0)

 

А теперь попробуйте сосчитать все предметы, которые купил герой стихотворения С. Маршака.

В сад я к бабушке пошел

 И копейку там нашел.

 Что купил я? Шапку, кепку,

 А в придачу – тряпку, щепку,

 Ложу, плошку, шайку, лейку,

 Все купил я за копейку! (8 предм.)

Итак, разминка окончена.

Жюри подсчитает, сколько очков получила каждая команда.

  1. II.               Конкурсы.

I конкурс «Загадки карандаша» (4 участника: по 2 человека).

1). Соединить точки в нужном порядке и получить изображение какого-то предмета. 

2). Еще одно задание «Карандаша»:

Рассмотрите рисунки, назовите геометрические фигуры, которые были использованы для этих рисунков.

II конкурс «Помогите Буратино».

Этот конкурс проводит Буратино. Он смастерил счетные машины для веселых человечков. Но вот беда – они сломались! Помогите Буратино найти результат математических действий.   

 Молодцы! Жюри подсчитывает количество очков, полученных данной командой. 

Физминутка.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел –

Видно, ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

 

III конкурс «Задачи Дюймовочки».

Дюймовочка приготовила для вас шуточные задачи в стихах:

 

1). Дружно муравьи живут                                   2) На воде две уточки,

И без дела не снуют:                                  Во дворе две курочки,

Два несут травинку,                                   Два гуся в пруду,

Два несут былинку,                                                И индюк в саду.

Три несут иголки,                                        Сколько птиц всего?

Сколько их под елкой?                              Сосчитайте!

 2+ 2 +3=7 2+2+2+1=7

 

3) Посадила мама в печь                          4) Подогрела чайка чайник,

Пироги с капустой печь.                           Пригласила девять чаек:

Для Наташи, Коли, Вовы                          - Приходите все на чай!

Пироги уже готовы,                                    Сколько чаек – отвечай!

Да еще один пирог                                     1+9=10

Кот под лавку уволок.

Да еще из печки пять

Маме нужно вынимать.

Если можешь – помоги,

Сосчитай все пироги!

 1+1+1+1+5=9

 

5) Ежик по грибы пошел,                          6) Три гуся летят над нами,

Десять рыжиков нашел,                            Три других за облаками,

Восемь положил в корзинку,                   Два спустились за ручей,

Остальные же – на спинку.                                  Сколько было всех гусей?

Сколько рыжиков несешь 3+3+2=8

На своих иголках, еж?

 10-8=2

 

7) Я рисую Кошкин дом,                            8) Две мышки проникли в квартиру,

Три окошка, дверь с крыльцом,               Решили попробовать сыру.

Наверху еще окно,                                     Тут следом явились подружки –

Чтобы не было темно.                               Три сереньких мышки-норушки

Посчитай окошки в домике у кошки!     Кот спал в это время на крыше,

 3+1=4                         Про этот не ведая пир.

                                                             А ну сосчитай, сколько мышек

                                                             Съели оставленный сыр?

                                                                                    2+3=5

 

IV конкурс «Лесенка Мальвины».

Вот по этой лесенке вам предстоит подняться. Но ступеньки, как видите, не простые- на каждой из них пример. Какая же команда быстрее и правильно выполнит это задание? Кто первым преодолеет лесенку Мальвины?

V конкурс «Волшебные квадраты Петрушки». [3]

                   А вот что приготовил нам Петрушка – волшебные квадраты. Узнаете?

С некоторыми подобными вы встречались на уроках математики. Напоминаю, что сумма трех чисел по вертикали и горизонтали должна быть одинаковой. Вам предстоит заполнить пустые клетки так, чтобы квадраты были действительно волшебными.

5

 

2

 

3

6

4

 

1

 



 

3

3

5

0

 

 1

4

 

 

 

 

1 команда 2 команда

VI конкурс «Сложи фигуру».

Теперь нам придется помочь незадачливому Незнайке. Он как всегда все перепутал и не может сложить из отдельных деталей фигурки животных. Помогите ему!

 VII конкурс «Шифрограмма».

Вот и подходит к концу наше математическое соревнование. Осталось последнее задание – расшифровать пожелание наших гостей. Подумайте, как найти ключ к шифру. Кто быстрее прочитает шифрограмму? 

16

9

5

11

3

8

1

7

2

12

15

14

10

13

6

14

!

М

Т

Л

Б

Ы

Р

В

Е

О

Ы

Я

О

Д

А

Ц

 

(Ребята, вы молодцы!) 

III. Подведение итога. Рефлексия.

Жюри подводит итог игры, награждает команду-победительницу.

Наше занятие подходит к концу.

- Какое у вас настроение? Покажите мимикой.

- Задание какого сказочного героя было для вас самым трудным?

- А самым интересным?

- Как вы оцените работу своих друзей, одноклассников?

 - Вы выберите самого активного ученика в команде. Эти ученики получают медали: «Самый смекалистый!»

- Вот мы и справились с заданиями друзей- сказочных героев.

Вернулись наши герои в свою сказку, в математическое царство. Благодарят нас за помощь. И говорят:

- Ребята! Любите сказки, читайте сказки, перед вами откроется огромный удивительный мир чудес, красоты, добра. Дружите с математикой. Вооружившись знаниями, вы преодолеете любые трудности.

-       Желаю вам, успехов в изучении математики!

Звучит песня «Давайте, ребята, учиться считать!»