Полный текст статьи
Печать

Этикет как система правил поведения, организующих высоконравственные нормы формируется параллельно с зарождением и изменением общества[1]. Несомненно, понятия этикет и речь находятся в тесной связи между собой. Бесспорно, манера речи, стиль, разрешение или запрещение говорить одно и не говорить другое, выбор языковых средств как принадлежность к среде – всё это заметно в ежедневных речевых проявлениях. Все люди употребляют выражения речевого этикета: обращаются к друг другу, поздравляют с праздниками, приветствуют при виде другого человека, благодарят, извиняются за поступки, желают успехов в делах.

Речевой этикет - это система правил речевого поведения и достоверных формулировок корректного общения. Владение им предполагает получению определенных навыков, которые помогают в повседневной жизни. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринуждённо, не чувствовать смущения и затруднения в общении с людьми. Правильное соблюдение норм и правил в деловом общении оставляет у делового человека, знающего современные нормы языка, оставляют благоприятное впечатление.

Безусловно, речевой этикет обладает общенациональной спецификой. Каждый народ имеет свой порядок правил речевого поведения каждого человека. В  современном российском обществе особую ценность представляют такие качества, как доброжелательность и простота. Важность этих качеств отражается в многочисленных русских пословицах и поговорках, характеризующих моральные стандарты  общения в современной коммуникативной среде. [2]

Без всякого сомнения, необходимо рассмотреть соотношение таких явлений, как речевой этикет и вежливость. Речевой этикет – это приобретенные в том или ином обществе, кругу людей нормы поведения, которые, с одной стороны, координируют, а с другой стороны, наглядно показывают: свой-чужой, вышестоящий-нижестоящий и тд. Вежливость же –это почтительность к адресату, авторитетное отношение к собеседнику.

Присущая человеку вежливость оценивается окружающими как его отличное качество. Каждый из нас слышал что-то похожее: Какой хороший человек-всегда поздравляет. Славная у вас дочка-всегда со всеми здоровается. Или пример: «Иван Кузьмич Беломестных, припоздало выйдя на залитый рассветом двор, увидел записку на гвозде: «Спасибо за гостеприимство. С. Лачугин» - и подумал о геологическом парне хорошо и надежно: «Уважительный. Не как некоторые. Попрощаться тоже надо уметь» (Е.Евтушенко. Ягодные места). Безусловно, высокая культура речи, постоянная забота о ее совершенствовании – важная часть общей культуры человека, одно из условий развития его личности. Высокая культура языка, яркая и выразительная повседневная речь вместе с художественной литературой прошлого и настоящего, –актуальный инструмент культурного и духовного обустройства личности человека на сегодняшний момент.

Само собой разумеется, любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Этикет имеет несколько возможных формулировок.

При обращении в любое государственное или частное  учреждение по телефону или лично возникает необходимость представиться:

- Позвольте (разрешите) представиться,…..

- Моя фамилия Федоров.

- Меня зовут Василий Павлович.

Начальным формулам общения противостоят формулы, используемые в конце общения, они выражают пожелание: Всего доброго (хорошего.

На сегодняшний момент особого внимания заслуживают особенности речевого поведения современных студентов. На основании анкеты было выявлено, что в речевом общении молодежи самыми заметными чертами являются креативный подход к нормам языка, разрушение стереотипности во всем. Студенты же как передовая часть молодежи более всего склонны к исследованию возможностей языка и экспериментированию с правилами современного русского языка. Было опрошено 40 студентов и магистрантов. Большинство, из которых склонны к исследованиям и познаниям норм русского языка.

Верно, характерная черта словесного этикета в том, что он действительно открывает двери к человеческим чувствам. Ещё В. А. Сухомлинский говорил, что " речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры". В слове - суть мысли. Вот почему важно, растущего человека с самого раннего возраста учить мыслить и обозначать мысль правильным словом, соблюдая общепринятый речевой этикет. Именно благодаря этому формируется человек как личность. [3]