Введение. Актуальностьисследования обусловлена тем, что в настоящее время для любого человека владение нормами литературного произношения, умение правильно и грамотно оформить звучащую речь является насущной необходимостью. В настоящее время в связи с возрастающей ролью публичной речи, общей настроенности средств массовой информации на «живое» общение, значительное расширение круга лиц, допущенных к эфиру, наблюдается, по мнению исследователей, «расшатывание акцентологических норм»
[2, с. 62]. В связи с этим актуальным является исследование, позволяющее выявить реальное состояние акцентологической нормы, представленной среди современных школьников.
Проблема: У современных школьников часто возникают трудности в правильной постановке ударения в словах повседневного обихода. В настоящее время на развитие речи учеников влияет не только окружающая среда, но и не соответствующая нормам речь, воспринимаемая в транспорте, во дворе, дома, в школе (т.е. в повседневном обиходе). Часто неправильно произнесённые слова в повседневной речи взрослых в семье быстро закрепляются и входят в словарный запас детей. Сложность заключается и в разноместности, подвижности русского ударения. Так как в постановке ударения в русском языке нет правил, ударение трудно запомнить.
В школьной программе по русскому языку сведения об акцентологических нормах представлены в небольшом объеме, но в активном запасе подростков значительно больше слов повседневного обихода (например, облегчИт, включИт, крАны, опломбировАть, принялА, шАрфы и др.). Наше исследование поможет ученикам 5 классов, учащимся гимназии №2, в том числе при подготовке к экзаменам учащимся 9, 11 классов, их родителям усвоить правильное ударение в словах повседневного обихода, повысить акцентологическую грамотность.
Акцентология (от лат. accentus - ударение, акцент и греч. logos — слово, учение) - раздел языкознания, изучающий природу, особенности и функции ударения. Акцентологические нормы - это нормы ударения, которые закреплены в орфоэпических словарях. В ходе исследования мы опирались на труды Р.И Аванесова [1], Н.С.Валгиной [2], К.С.Горбачевича [3], Д.А.Головановой, Е.В.Михайловой [5] в области орфоэпии, акцентологии.
Ударение, то есть «звуковое выделение одного из слогов слова», является важной стороной орфоэпии [2, с.18].Труды учёных в области акцентологии начали появляться в XIX веке. Основы её были заложены А.Х. Востоковым (1831), который дал группировки русских слов по типу ударения.
В начале XX в. велась работа по изучению норм языка и составлению словарей. О правильности речи писали В. В. Виноградов, Л.В. Щерба, С.И. Ожегов. Опытом первого орфоэпического словаря является словарь «В помощь диктору» под редакцией К. И. Былинского, на основе его в 1960 г. был создан «Словарь ударений для работников радио и телевидения», последнее издание вышло в 1971 г. под редакцией Д. Э. Розенталя. С именем Р.И. Аванесова связано рождение орфоэпических словарей: «Словарь-справочник по орфоэпии» (1955), «Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы» (1983г.). В современных орфоэпических словарях можно найти исчерпывающую информацию о современных нормах ударения [4, 7,8,9,10 и др].
В XXI в. проблема русского ударения и его кодификации значительно обострилась в связи с возрастающей ролью публичной речи. Средства массовой информации в настоящее время настроены на живое, непринуждённое общение, значительно расширился круг лиц, допущенных к эфиру. Это явление серьёзно расшатало акцентные нормы русского языка. Как отмечает Н. С. Валгина, «особенно это заметно в области ударения, т.к. в язык хлынул поток новых слов, ещё недостаточно освоенных, понятых» [2, с. 62]. Соблюдение норм становится в обществе необходимостью. Норма, как считал С.И. Ожегов, это «узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй» [5, с. 21].
Основная часть:
Цель исследования: определение уровня акцентологической грамотности в речи современных школьников; формирование потребности «говорить правильно», соблюдая акцентологические нормы.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить литературу, посвященную особенностям русского ударения, рассмотреть некоторые нормы русского словесного ударения, выяснить причины нарушения норм ударения в русском языке, провести социолингвистическое исследование с целью определения наиболее частотных акцентологических ошибок в словах повседневного обихода в речи учащихся 5 и 11 классов гимназии №2; провести повторное социолингвистическое исследование и сравнить результаты, разработать способы решения проблемы по устранению и предупреждению акцентологических ошибок в словах повседневного обихода среди учащихся гимназии, в т.ч. среди учащихся 5 классов.
Для решения задач использованы следующие методы: изучение литературы по вопросу исследования, наблюдение, анкетирование, сравнительный анализ по материалам анкетирования, статистическая обработка материала, метод обобщения.
Заключение. Результаты:
В своём исследовании мы остановились на акцентологических нормах, на соблюдении норм ударения в словах повседневного обихода, ведь устная речь характеризует человека, определяет уровень его образованности и воспитанности.
В ходе работы мы выяснили, что среди акцентологических норм существуют следующие правила[3, с. 11]: слово обладает единственно правильным ударением (свЁкла, откУпорить); слово предполагает два равноправных варианта постановки ударения (твОрОг); слово сохраняет и допускает устаревшую ударную позицию (рАкурс / ракУрс); вариант ударения указывает на употребление слова в профессиональной речи, что не является нормой литературного языка (кОмпас/компАс у моряков).
В ходе работы мы выяснили, что трудности в усвоении русского ударения связаны с его особенностями: разноместностью (способность ударения падать на любой слог: книга — на первом слоге; фонарь — на втором; ураган — на третьем и т. д..) и подвижностью (свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении слова: вода́ — во́ду, хожу́ — хо́дишь). Большая часть слов русского языка (около 96 %) имеет подвижное ударение.
Анализ теоретического материала помог перейти к практической части работы. Исследование проходило в несколько этапов:
1. Разработка анкеты, позволяющей исследовать поставленную проблему. Проведение анкетирования среди учащихся 5 и 11 классов, цель которого - определение отношения к проблеме нарушения норм ударения.
2. Выявление наиболее частотных акцентологических ошибок в речи учащихся. Проведение тест-опроса.
3. Обобщение и систематизация результатов исследования. Анализ результатов теста с целью выяснения, какие акцентологические нормы чаще нарушаются. Составление таблиц, диаграмм.
4. Проведение мероприятий по повышению акцентологической грамотности среди учащихся гимназии и их родителей
5. Проведение повторного тест-опроса. Обобщение и систематизация результатов.
Практическое исследование состояния акцентологических норм в речи учащихся
Чтобы узнать отношение респондентов к соблюдению норм ударения в своей речи, была составлена анкета из 7 вопросов. Для получения объемной и широкой картины мы решили предложить участвовать в исследовании ученикам из разных возрастных групп: учащимся 5 и 11 классов. Приняли участие в анкетировании 87 учеников 5 классов и 36 учащихся 11 классов.
Результаты анкетирования показывают, что акцентологические ошибки у окружающих почти все учащиеся замечают. В своих акцентологических ошибках признаются больше половины учащихся. Думают о правильном выборе ударения при произношении слов также больше половины учащихся. Все учащиеся признают необходимость соблюдения норм русского языка.
Наблюдая за речью одноклассников, взрослых в семье, среди знакомых, мы выявили слова повседневного обихода, наиболее часто употребляемые и вызывающие множество отклонений от нормы в их устной речи. Нами проведен диагностический тест с целью выявления слов с наибольшим количеством ошибок в повседневной лексике. При отборе слов была учтена лексика из «Орфоэпического словаря» учебника «Русский язык. 5 класс» под редакцией М.М.Разумовской [6] и слова из «Орфоэпического словника ЕГЭ. Русский язык. 2016 год» [3].
После этого мы составили картотеку со словами, в которых чаще всего нарушаются акцентологические нормы. На этом этапе мы провели социолингвистическое исследование среди учащихся 5 и 11 классов гимназии №2, целью которогобыло выявление уровня владения акцентологическими нормами. Мы раздавали карточки и предлагали поставить в словах ударение. Для проверки состояния норм ударения был составлен тест-опрос, в который вошли 33 слова из повседневной лексики: баловаться, балуюсь, облегчить, банты, начала, включишь, опломбировать, каталог, отключенный, краны, приняла, жалюзи, простыней, звонишь, свекла, звонит, сверлит, завидно, сливовый, исчерпать, средства, клала, танцовщица, красивее, щавель, кухонный, торты, лила, форзац, мусоропровод, шарфы, шоферы, щавеля. Было опрошено 87 учащихся 5 классов и 36 учащихся 11 классов.
Анализ результатов тест-опроса
Исследование показало недостаточно высокий уровень знаний акцентологических норм в предложенных вариантах слов: 40% учащихся 5 классов в среднем знают акцентологические нормы, только 65% учащихся 11 классов в среднем знают акцентологические нормы.Несмотря на важность обучения орфоэпии, малое количество уроков по данной теме не удовлетворяет потребностям времени. Современные школьники допускают большое количество ошибок в своей речи, даже не обращая на это внимание. Думаем, что наше исследование покажет нашим одноклассникам и другим ученикам, что нужно серьезнее относиться к своей речи, следить за постановкой ударения, чаще обращаться к словарям, если возникает затруднительная ситуация.
Мы выявили слова-лидеры по ошибкам.Самыми трудными для учащихся 5 классов оказались слова:завидно, исчерпать, сверлит, опломбировать, банты, щавеля (форма р.п ед. ч.), включишь. Самыми трудными для учащихся 11 классов оказались слова: щавеля (форма р.п ед. ч.),сверлит, включишь, баловаться. Нами было установлено, что у учеников 5 классов наблюдаются разнообразные ошибки в постановке ударения: в существительных в именительном падеже (банты, щавель), в существительных в родительном падеже (щавеля), в личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени (сверлит, включишь, облегчит), в суффиксах причастий (включённый). У учеников 11 классов чаще всего наблюдаются ошибки в постановке ударения: в личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени (сверлит, включишь), в существительных в родительном падеже (щавеля).
Результаты опроса показывают, что ученики 5 классов допустили бОльшее количество ошибок. Это говорит о том, что школьники 5 класса не имеют еще необходимых знаний. Основные ошибки учащихся в постановке ударения допускаются вследствие незнания исконного ударения в иноязычной лексике (жалюзи, 45%), неправильного графического оформления печатными средствами слов русского языка (в печатных текстах иногда нет буквы ё) и вследствие изучения темы «Причастие» в 6 классе (отключенный, е – ё) 57% и низкой речевой культуры (78%). Поскольку в подростковом возрасте личностные качества продолжают формироваться, значит, шанс предотвратить снижение уровня культуры языка есть. А учащиеся 11 классов имеют наименьший показатель. Это, скорее всего, потому, что они осознанно готовятся к экзаменам ЕГЭ, в котором есть задание № 4, проверяющее знание акцентологических норм.
Таким образом, полученные данные позволяют судить о том, что количество акцентологических ошибок в речи зависит от низкого уровня речевой культуры школьников, влияния среды, средств коммуникации, усугубляющих проблему орфоэпической неграмотности, от недостаточного количества уроков по орфоэпии.
После проведения тест-опроса была проведена работа по повышению акцентологического уровня учащихся гимназии (в том числе 5 классов), их родителей: проведена акция «Давайте говорить правильно», создан веб-сайт «Говорите правильно», созданы «Запоминалки», создан буклет «Давайте говорить правильно».
Анализ результатов повторного тест-опроса
После проведенных мероприятий по повышению акцентологической грамотности мы вновь провели тест-опрос, используя карточки-задания, разработанные нами ранее. Полученные результаты отражены в диаграммах. Анализ полученных данных в результате повторного тест-опроса позволяет сделать вывод о том, что у большинства опрошенных увеличилось количество правильных ответов: в среднем на 22% у учащихся 11 классов, на 10% у учащихся 5 классов.
Итак, проведенное нами исследование, анализ полученных данных позволил нам сделать следующие выводы. Проблема правильности постановки ударения в устной речи считается подростками серьезной. Но реальное положение дела расходится с представлениями учащихся о правильности постановки ударения. Но поскольку в подростковом возрасте личностные качества продолжают формироваться, значит, шанс предотвратить снижение уровня культуры языка есть.
Способы решения проблемы повышения акцентологической грамотности
После проведения тест-опроса, в результате которого нами были выявлены слова повседневной лексики с наиболее частотными ошибками, была проведена работа по повышению акцентологического уровня учащихся 5 классов, их родителей. Мы определили проблемы и способы их решения.
- Проблема: ученики редко заглядывают в орфоэпический словарь в конце учебника, чтобы проверить себя в правильном ударении. Как визуально привлечь внимание к акцентологическим нормам? Способ решения проблемы: проведение акции «Давайте говорить правильно», в ходе которой мы создавали листовки, плакаты со словами повседневного обихода и вывешивали их в местах наибольшей проходимости в гимназии, чтобы их могли видеть и ученики, и родители (в фойе, в столовой, в кабинетах русского языка) с целью визуального привлечения внимания к соблюдению акцентологических норм. Создано 5 листовок формата А3 и 10 плакатов с тематическими группами слов, составлены сюжеты из слов для быстрого запоминания. Для более быстрого запоминания ударения мы разделили слова на тематические группы (тематическую группу составляют слова, которые обладают общностью лексического значения и обозначают сходные, но не одинаковые понятия, признаки, действия) и создали сюжеты со словами («На кухне», «У стоматолога», «Собираемся в школу», «Ремонт»). На наш взгляд, когда ученик снова столкнетесь с этим словом и засомневается в ударении, ему достаточно будет вспомнить этот сюжет.Примеры листовок: 1. СЛОВА ДНЯ.Мы часто произносим их дома,в неофициальной обстановке – например, НА КУХНЕ: кУхонный гарнитур, бисквитные тОрты, слИвовый джем, сварил свЁклу, клАла ложки на стол, налилА воды в чайник, сорвалА щавЕль, началА варить суп из щавелЯ. 2. СЛОВА ДНЯ. Мы часто их слышим В КАБИНЕТЕ СТОМАТОЛОГА: врач принялА, облегчИт боль, опломбировАть зуб, обезбОливающие срЕдства, включИт бормашину, включЁнный аппарат, кровоточАщий зуб.
- Проблема: учащиеся 5 классов мало тренируются в постановке ударения в словах повседневного обихода. Способ решения проблемы: создание веб-сайта «Говорите правильно» с возможностью тестирования с целью определения уровня знаний учащихся, их родителей. На сайте 10 тестов (в каждом по 10 вопросов, создан «банк» из 10 тестов по орфоэпии в программе Pover Point).
- Проблема:так как в постановке ударения нет правил, ударение трудно запомнить. Способ решения проблемы:создание «Запоминалок» для облегчения запоминания постановки ударения в словах повседневного обихода. Создано 4 презентации «Запоминалок» (40 текстов «запоминалок», из них 15 авторские) (Приложение). В «Запоминалках» необходимо подобрать к «проблемному» в ударении слову созвучное слово - такое, в котором на этот слог ударение падает без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы рифма попадала на запоминаемый слог. Долго ели тОрты - Не налезли шОрты! Боль зубную облегчИт добрый доктор Айболит!
- Проблема: в учебнике по русскому языку 5 класса под редакцией М.М.Разумовской в разделе «Орфоэпический словарь» представлено мало слов с акцентологической нормой, а потребность узнать правильность ударения в словах повседневного обихода большая. Способ решения проблемы: создание буклета «Давайте говорить правильно» с целью расширения списка слов с акцентологической нормой произношения, знакомства с информацией об особенностях русского ударения, знакомства с орфоэпическими словарями с разделами: «Особенности русского ударения», «Акцентологический минимум пятиклассника», «Запоминалки» с картинками, «Основные орфоэпические словари» (электронные и бумажные). Эти буклеты мы раздавали ученикам гимназии и их родителям.
Таким образом, мы нашли способы решения проблемы повышения акцентологической грамотности учащихся гимназии (в том числе 5 классов), их родителей: чаще обращаться к орфоэпическим словарям; использовать «Запоминалки»; запоминать ударение в словах на уровне ассоциаций, объединив их в тематические группы; проходить тестирование на сайтах (в том числе на сайте www.govorite_pravilno.wix.com/test); использовать мини-словарик из слов повседневного обихода «Акцентологический минимум пятиклассника».
Планируется продолжение работы по повышению акцентологической грамотности учащихся гимназии в словах с вариативным ударением.