Полный текст статьи
Печать

В современном мире культура является важнейшим фактором, обеспечивающим духовное развитие, экономический рост, социальную стабильность, национальную безопасность и развитие институтов гражданского общества. Любые экономические преобразования неэффективны без полноценного удовлетворения культурных потребностей населения. Сами преобразования невозможны без достаточного культурного уровня осуществляющих их людей.

Мы отмечаем, что управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на своей территории. При этом, управление в сфере культуры на муниципальном уровне строится на основе общих принципов государственной культурной политики.

О состоянии культуры в муниципальных образованиях, мы выделяем следующее.

Наиболее массовыми учреждениями культуры в городе, обеспечивающими досуг населения, являются учреждения культурно-досугового типа (библиотеки, дворцы культуры, клубы, театр и пр.). 

Важную роль в сохранении культурного наследия играют библиотеки и музеи. Однако обновление библиотечных фондов идет медленными темпами, доля устаревшей и ветхой литературы составляет 70%.

Проблемы библиотечного обслуживания напрямую связаны с недостаточным оснащением современной компьютерной техникой, специальным технологическим оборудованием, необходимым для повышения качества обслуживания посетителей и внедрением передовых технологий (внедрение электронных услуг, автоматизированных каталогов в библиотеках города, Интернет-классов, медиатек, новых информационных технологий, способствующих развитию выставочной, культурно-просветительной, образовательной, культурно-досуговой деятельности и др.).

Необходимость проведения капитальных ремонтов, технического переоснащения учреждений, финансирования технического обслуживания среди клубных учреждений города все еще остается острой проблемой. Состояние материально-технической базы учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры района характеризуется высокой степенью износа (срок эксплуатации 70% зданий составляет 30-50 лет). Техническое и технологическое оснащение учреждений культуры района также находится в неудовлетворительном состоянии, что в значительной мере, влияет на конкурентоспособность муниципальных учреждений культуры. Светотехническое и звукотехническое оборудование во многих учреждениях культуры отсутствует, в остальных морально устарело, достигло 80% износа. Оснащенность музыкальными инструментами составляет, 35% от уже устаревших нормативов и достигла в среднем 75% износа.

Одним из приоритетных направлений культурной политики города является восполнение и развитие кадрового ресурса, поэтому в числе основных задач остается подготовка и переподготовка специалистов для отрасли. Однако, дефицит кадров продолжает оставаться серьезной проблемой, что обусловлено низкой заработной платой и социальной незащищенностью творческих работников и работников культуры, а также снижение уровня заинтересованности молодых людей в получении профессионального образования в сфере культуры и искусства. Кроме того, несоответствие кадрового потенциала уровню возникающих проблем в отрасли приводит к низкому уровню развития инновационной и экспериментальной деятельности, слабому учету учреждениями культуры актуальных социально-культурных процессов, досуговых предпочтений и ценностных ориентаций различных категорий населения.

Таким образом, проведенный анализ отрасли «культура» в муниципальном образовании показал, что несмотря на целенаправленную политику по разработке и реализации различных форм организации деятельности и развитию культуры, остаются существенные проблемы. Состояние культурной сферы муниципального образования определяется сокращением числа культурно-досуговых учреждений, устареванием их материально-технической базы, истощением кадрового ресурса, а также недостатком финансирования. осуществления поддержки муниципальной культуры приоритетное внимание уделяется развитию культурного потенциала.

Цель государственной политики в сфере культуры - развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом. Для достижения качественных результатов в культурной политике России выделяются следующие приоритетные направления:

Первое направление – обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ и образования в сфере культуры и искусства (выравнивание возможностей участия граждан в культурной жизни общества, развитие публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации, созданных на базе региональных и муниципальных библиотек, формирование сети многофункциональных культурных комплексов, увеличение количества универсальных передвижных систем, развитие и поддержка межрегиональной гастрольной, выставочной и фестивальной деятельности, обеспечение доступности культурных благ и услуг для граждан с ограниченными возможностями, совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества, развитие науки в сфере культуры и искусства, обеспечение подготовки кадров в сфере искусствоведения, культурологии и межкультурных коммуникаций на базе ведущих высших учебных заведений отрасли, развитие системы непрерывного профессионального образования в сфере культуры и искусства, укрепление материально-технической, учебной и вспомогательной баз образовательных учреждений отрасли, сохранение и развитие кадрового потенциала учреждений культуры и искусства и т.д.).

Второе направление – создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры (модернизация и обеспечение инновационного развития организаций культуры, обеспечение условий для функционирования и развития библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото-, видео- и аудиофондов, развитие механизмов поддержки творческой деятельности в сфере культуры и искусства, в том числе традиционной народной культуры, развитие системы стимулирования и поддержки новых направлений, видов и жанров искусства, развитие производства и проката произведений отечественной кинематографии, в том числе для детей и юношества, содействие развитию культурного потенциала регионов, поддержка региональных культурных инициатив).

Третье направление – сохранение и популяризация культурного наследия народов России (сохранение и пополнение библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото-, видео- и аудиофондов, создание единой информационной системы общероссийского мониторинга состояния и использования объектов культурного наследия, памятников истории и культуры, составление и публикация свода объектов историко-культурного наследия, проведение реставрационных работ, улучшение технического состояния объектов культурного наследия, позволяющих вернуть их в хозяйственный и культурный оборот, обеспечение эффективного использования имущественных прав собственников на объекты культурного наследия, перевод в электронный вид архивных, библиотечных, музейных кино-, фото-, видео- и аудиофондов, создание инфраструктуры доступа населения к ним с использованием сети Интернет, разработка и внедрение систем охранной и учетной маркировки музейных предметов, а также хранения страховых электронных копий недвижимых объектов культурного наследия).

Четвертое направление – использование культурного потенциала России для формирования положительного образа страны за рубежом (развитие культурного сотрудничества с иностранными государствами, прежде всего с государствами-участниками СНГ, реализация проектов двустороннего и многостороннего культурного сотрудничества, в том числе поддержка международных фестивалей и выставок, проходящих в регионах).

Пятое направление – совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры (развитие механизмов частно-государственного партнерства, поэтапный перевод организаций культуры в автономные учреждения, содействие развитию культурно-познавательного туризма, обеспечение комплексного подхода к сохранению культурно-исторического наследия, облика исторических поселений, создание механизмов реализации авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности и обеспечение условий доступа к ним, разработка стандартов качества услуг, предоставляемых в сфере культуры). Во всем мире меняется отношение к культуре как важнейшей составляющей жизни человека, культура становится фактором развития территории, может определять ее значимость. Повышение роли культуры в воспитании, просвещении и в обеспечении досуга населения продиктовано необходимостью обеспечения духовного здоровья человека, развития его функциональных возможностей в преодолении антисоциальных явлений – преступности, наркомании, алкоголизма и т.д. Для дальнейшего развития сферы культуры необходимо создать для населения благоприятные условия по реализации творческого потенциала, для обмена знаниями и умениями в этой сфере, а также максимально развивать культурно- досуговую деятельность учреждений сферы культуры и искусства.