В настоящее время все больше молодых людей проявляют нежелание служить в армии и строить карьеру военнослужащего. Это связанно с тем, что у большинства молодых людей, призывающихся в армию, нет четкого преставления о целях и задачах военной службы, о перспективах и привилегиях, о значимости в дальнейшей жизни военного билета, а также в нежелании выполнять воинской долг, и увеличивающийся рост преступности среди молодежи. Эффективность военно-профессиональной деятельности характеризуется устойчивой внутренней мотивацией военнослужащих к службе в армии, стремлению к достижению успеха и избеганию неудач в профессиональной деятельности, а также способность продуктивно выполнять военно-профессиональные действия в любых ситуациях.
Существует ряд факторов, которые могут негативно повлиять на повышение эффективности деятельности и мотивации военнослужащих. Основной их этих факторов, повышенная тревожность, которая может быть связанна с высоким уровнем опасности, различными физическими и психологическими перегрузками, высокой напряженностью и интенсивностью.
По мнению Л.С. Выготскому, тревожность, это индивидуальная психологическая особенность, которая проявляется в склонности человека часто и сильно переживать отрицательные эмоции, тревоги, по различному поводу, который не всегда является существенным. Тревожность можно рассматривать как личностную, которая является характеристикой личности и может быть связанно с темпераментом или со слабостью нервных процессов, так и ситуативную, уровень которой зависит от ситуации и такая тревожность является временной и зависит от условий в которые попал человек [1, с. 123].
По мнению О.Ю. Сумариной существуют различные факторы, которые могут повлиять на психическое здоровье личности и уровень развития тревожности. Это такие факторы, как:
- генетическая предрасположенность,
- физическое здоровье,
- психологическое здоровье,
- ранее полученный опыт, при наличии негативного опыта,
- окружающая среда [2].
Спилбергер Ч.Д считает, что тревога представляет собой генерализованный, беспредметный страх. И автор выделяет два вида тревожности:
- ситуативная тревожность, возникающая в преддверии возникновения неприятностей и жизненных осложнений, может мобилизировать человека и позволяет ему обдуманно действовать в сложившихся обстоятельствах.
- личностная тревожность, рассматривается как личностная черта, которая проявляется в склонности к переживаниям тревоги в различных ситуациях, даже когда ситуации объективно этого не требуют. Человек находится в подавленном состоянии, затруднены контакты с окружающими людьми, это способствует формированию заниженной самооценки и пессимистическому настрою [3].
Н.Б. Пасынков отмечает, что эффективность военно-профессиональной деятельности (ВПД) существенно зависит от индивидуальных особенностей военнослужащих, таких как, уровень тревожности, от умения противостоять внутреннему беспокойству, страху, ценностные ориентации и мотивы которыми руководствуется военнослужащий в организации своей деятельности [4, с. 67].
Мотивационная сфера воинской деятельности, является сложной системой взаимосвязанных компонентов, которые находятся в определенной иерархии соподчинения [5].
А.К. Маркова исследователь в области потребностей военнослужащих, считает что, в основе мотивации воинской деятельности лежит классификация на основании иерархии потребностей А. Маслоу:
- Физиологические потребности, необходимые для поддержания биологической жизни организма, характерно для любого индивида.
- Потребности безопасности и защиты, у военнослужащих может проявляться в стремление человека к созданию определенных норм жизни, которые могут быть изложены в воинском уставе и прочих нормативных документах. Для военнослужащего защита Родины, служба в армии, является проявлением безопасности не только личной, но и общества..
- Потребности принадлежности, любви, проявляется в принадлежности к воинскому коллективу подразделения, включенность в дружеские отношения, готовность оказать взаимопомощь.
- Потребности самоуважения, проявляется в том, воинская служба является престижной, что дает военнослужащему статус и хорошую репутацию.
- Потребности самоактуализации, выражается в желании развиваться достичь успехов в военно – профессиональной деятельности, получить высокий чин или звание, максимально использовав при этом все возможные ресурсы [6, с. 83-92].
В процессе деятельности человека могут появляться новые потребности и мотивы, что в результате может сдвинуть ранее намеченную цель. Для военнослужащего присуще не одна потребность, а несколько, порождая и соответствующие мотивы. В мотивах военной деятельности выражаются свойства личности призывника, его мировоззрение, отношение к службе, другим служащим и командному составу.
Мотивы побуждают военнослужащего проявлять боевую активность, придают определенный личностный смысл его деятельности, но различные личностные характеристики могут влиять на мотивы военнослужащего, особенно призывников, чья мотивационная сфера еще не сформирована и не устоявшаяся [7].
Так например, Сабадаш А.Г., отмечает что, перед боевыми стрельбами уровень тревожности у большинства военнослужащих повышается, это происходит по причине того, что воздействие ожидаемой опасности превосходит воздействие реальной опасности. Таким образом, в процессе выполнения стрельб тревожность немного притупляется, а после выполнения уровень тревожности снова несколько повышается [8].
В результате можно увидеть реакции военнослужащих с разным уровнем тревожности (низким и высоким), которые значительно различаются. Военнослужащие с невысоким уровнем тревожности, стремятся пересдать оценку и улучшить результаты. А военнослужащие с высоким уровнем тревожности таких просьб не высказывают, и появляется реакция избегания, т.е стремление под любым предлогом уклониться от следующих стрельб [8].
Особенностью тревожности, является ее влияние на деятельность человека, по - средством мотивов, тревожность обладает побудительной силой и может подменять мотивы деятельности, выступая как мотив, имеющий достаточно привычные формы его реализации. Страх неудачи у военнослужащих с высоким уровнем тревожности может привести к тому, что они не смогут адекватно анализировать свои ошибки и не будут искать варианты устранения этих ошибок, что в результате может привести к снижению интереса индивида к военной деятельности в целом [9].
Проанализировав различные теоретические источники, была выдвинута гипотеза, что высокая тревожность способствует снижению мотивации военно-профессиональной деятельности.
В качестве выборки исследования стали военнослужащие в/ч г. Владивостока, мужского пола, в возрасте от 18 до 23 лет, в количестве 40 человек, все испытуемые служат первое полугодие в армии.
Исследование поводилось с помощью методик:
-- «Измерения уровня тревожности» Дж. Тейлора
- «Определения уровня тревожности» (Ч.Д. Спилбергер)
- «Мотивация к успеху» Т. Элерс
- «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерс
- «Диагностика мотивации профессиональной деятельности К. Замфир
По результатам диагностики с помощью методики тревожности Дж. Тейлора, необходимо было определить общий уровень тревожности, были получены следующие результаты (рис.1):
Рис.1. Показатели тревожности по методике Дж. Тейлора
По результатам диагностики можно сделать вывод:
В данной выборке преобладает высокий уровень тревожности,, который возникает как реакция на изменение жизнедеятельности молодого человека, чему способствуют такие факторы как: отрыв от родителей, новая неизвестная обстановка, режим и распорядок дня, конфликты и процессы взаимодействия со сверстниками, командным составом, физическая нагрузка, психологическое давление, стрессы и многое другое.
По результатам диагностики с помощью методики Ч.Д. Спилбергера, необходимо было определить уровень ситуативной и личностной тревожности (табл. 1, 2).
Таблица 1 – Показатели уровня ситуативной тревожности
Баллы |
Показатели по уровню тревожности |
Количество человек |
3,5 – 4,0 |
Очень высокий уровень тревожности |
8 |
3,0 – 3, 4 |
Высокий уровень тревожности |
13 |
2,0 – 2,9 |
Средний уровень тревожности |
7 |
1,5 – 1,9 |
Низкий уровень тревожности |
2 |
0,0 – 1,4 |
Очень низкий уровень тревожности |
0 |
В выборке испытуемых отмечен высокий уровень ситуативной тревожности, что характерно для призывников и связанно с условиями жизнедеятельности и напряженной обстановкой, стрессами и большими нагрузками, как физическими, так и психологическими.
Таблица 2 – Показатели уровня личностной тревожности
Баллы |
Показатели по уровню тревожности |
Количество человек |
|
3,5 – 4,0 |
Очень высокий уровень тревожности |
3 |
|
3,0 – 3, 4 |
Высокий уровень тревожности |
7 |
|
2,0 – 2,9 |
Средний уровень тревожности |
15 |
|
1,5 – 1,9 |
Низкий уровень тревожности |
5 |
|
0,0 – 1,4 |
Очень низкий уровень тревожности |
0 |
|
Уровень личностной тревожности в данной выборке не высокий, а значит личностной характеристикой тревожность, не является и проявляется только в определенных стрессовых ситуациях.
По результатам диагностики можно сделать вывод, что для призывников присуща ситуативная тревожность в большей степени, чем личностная, что может быть связанно со службой в армии и стрессовой ситуацией в целом, которая влияет на морально – психологическое состояние молодого человека.
По результатам диагностики с помощью методики «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерс, необходимо было выявить стремление к достижению успеха и избеганию неудач в военно-профессиональной деятельности призывников. Были получены следующие результаты (табл.3, 4).
Таблица 3 – Показатели по методике «Мотивация к успеху»
Баллы |
Показатели по уровню мотивации к успеху |
Количество человек |
От 1 до 10 |
низкая мотивация к успеху |
6 |
от 11 до 16 |
средний уровень мотивации |
12 |
от 17 до 20 |
умеренно высокий уровень мотивации |
16 |
более 21 |
слишком высокий уровень мотивации к успеху |
6 |
Доминирующими мотивами у военнослужащих с высоким уровнем тревожности являются стремление к облегчению условий службы и не потерять честь и достоинство в глазах сослуживцев. У военнослужащих со средним уровнем тревожности основополагающими мотивами являются стремление социальному престижу, получению новых знаний, а у военнослужащих с низким уровнем тревожности важным мотивом является стремление к лидерству, получению высокого звания. Необходимо отметить, что мотив физического самосовершенствования, проявляющийся у всех категорий как один из ведущих мотивов, что связано со сложившимся стереотипом, что физические данные являются одним из критериев отбора в более перспективные войска.
Таблица 4 – Показатели по методике «Мотивация к избеганию неудач»
Баллы |
Показатели по уровню мотивации к избеганию неудач |
Количество человек |
От 2 до 10 |
низкая мотивация к защите |
5 |
от 11 до 16 |
средний уровень мотивации |
10 |
от 17 до 20 |
высокий уровень мотивации |
17 |
более 20 |
слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите |
8 |
Военнослужащие, у которой преобладает мотив избегания неудач, выбирают крайности, или риск или полное отсутствие инициативы, происходит из-за боязни потерпеть неудачу, которая может повлиять на их статус. Их – за этого у испытуемых возникают страхи и тревоги, особенно в военной деятельности, где необходимо рисковать и принимать сложные решения во время боевых учений и сложных нестандартных ситуациях, где исход сложно предвидеть. Все это приводит к снижению самооценки и уровню притязаний, отсутствию инициативы и желание быть незамеченным, что бы избежать вероятности выполнять поставленные задачи.
По результатам диагностики можно сделать следующие выводы:
Высокотревожных военнослужащих будет угнетать любая деятельность, требующая инициативы и самостоятельность, что является важным для военно - профессионально деятельности. Давление со стороны окружения и высокая ответственность позволяют усомниться в правильности решения, а значит, вызывает мотив избегания неудачи, что бы в случае краха или провала не быть виноватым. Постоянное напряжение и эмоциональная нестабильность, стрессы, дискомфорт приводят к подавленности, депрессии и хронической боязни неудач и стремлению обойти возможность рисковать всеми возможными способами.
По результатам диагностики мотивации профессиональной деятельности К. Замфир, необхоимо было выявить мотивационный комплекс личности, который представляет соотношение между собой трех видов мотивации: внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ). Были получены следующие результаты (рис.2):
Рис. 2. Показатели мотивации профессиональной деятельности К. Замфир
Положительным мотивационным комплексам являются следующие сочетания: ВМ>ВПМ>ВОМ, у 4 из 40 человек и ВМ=ВПМ>ВОМ, у 5 из 40 человек, характеризуется тем, что призывники качественно способны выполнять свои обязанности и показывать высокие результаты по военной подготовке.
Оптимальный комплекс: ВМ=ВПМ=ВОМ, у 3 из 40 человек, ВМ>ВПМ=ВОМ, у 7 из 40 человек, ВОМ = ВПМ = ВМ, у 8 из 40 человек, ВОМ > ВПМ =ВМ, у 7 из 40 человек, характеризуются тем, что призывники способны достигать поставленных целей и требуемых результатов.
Наихудшим мотивационным комплексом является тип: ВОМ =ВПМ > ВМ, у 4 из 40 человек, ВОМ > ВПМ > ВМ, у 2 из 40 человек, проявляется в том, что призывник не может проявлять свои сильные стороны, а так же достигать поставленных целей из-за низкого уровня мотивации и отсутствии заинтересованности.
Благоприятнее мотивационный комплекс способствует проявлению активности призывника и достижению высоких результатов, но при этом эмоциональная нестабильность снижается. И наоборот, чем больше деятельность призывника обусловлена мотивами избегания, тем выше уровень эмоциональной нестабильности.
Для сопоставления показателей уровня тревожности и мотивов к достижению успех и к избеганию неудач, был применен корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции рангов Ч.Э. Спирмена (табл.5, 6).
Таблица 5.Значение коэффициента корреляции между уровнем тревожности и мотивом к достижению успеха
Критические значения rs кр. |
Эмпирическое значение |
|
p ≤ 0,05 |
p ≤ 0,01 |
0,95 |
0,31 |
0, 40 |
Значение коэффициента корреляции r = 0,95, что свидетельствует об высокой тесноте связи между уровнем тревожности и мотивации к успеху, т.е чем выше уровень тревожности, тем ниже мотив к достижению успеха [46].
Таблица 6. Значение коэффициента корреляции между уровнем тревожности и мотивом избегания неудач
Критические значения rs кр. |
Эмпирическое значение |
|
p ≤ 0,05 |
p ≤ 0,01 |
0,9 |
0,31 |
0, 40 |
Значение коэффициента корреляции r = 0,9, что свидетельствует об высокой тесноте связи между тревожностью и мотивацией к избеганию неудач, т.е чем выше уровень тревожности, тем ниже мотив избегания неудач.
Таким образом, проведенное исследование и показало наличие высокой корреляционной связи между тревожностью, мотивом к достижению успеха и мотивом к избеганию неудач у военнослужащих, данная связь является достоверной на p ≤ 0,05 и p ≤ 0,01 уровнях.
Полученные данные свидетельствуют о том, что тревожность оказывает влияние на проявление мотивов военно-профессиональной деятельности. Таким образом, выдвинутая гипотеза по результатам проведенного исследовании, подтвердилась.
В данной работе у большинства испытуемых высокий уровень тревожности, что означает, что призывники не всегда могут контролировать свои эмоции, в одни периоды они более стабильны, в другие периоды у них могут проявляться страхи, стрессы, боязни различного рода. Высокая тревожность способствует тому, что проявляются мотивы, которые мешают развитию успешной военно-профессиональной. Исследования показали, что военнослужащие, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Чем выше мотивация военнослужащего к успеху, достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом, чем выше мотивация к успеху, тем ниже уровень ожиданий от результата, тем уровень избегания риска выше, чем при слабой мотивации к успеху и высоком уровне риска.