Технология технического осмотра подвижного состава (цистерн) под погрузку под сдвоенные операции разработана с целью выполнения приказа начальника Северо-Кавказской железной дороги № 21/Н от 31.01.04 г. об осмотре груженых вагонов парка ОАО РЖД по станции Крымская для повышения объема перевозок грузов и сокращения эксплуатационных расходов.
Технологический процесс технического обслуживания цистерн под сдвоенные операции.
1. Грузовые поезда из груженых вагонов под сдвоенные операции принимаются в приемо - отправочный парк ст. Крымская на пути №№ 4-13.
2. До прибытия поезда на станцию Крымская дежурный по станции (ДСП) сообщает оператору ПТО по телефонной или парковой связи о необходимости технического осмотра вагонов под сдвоенные операции по прибытию, указывает время прибытия, путь приема, номер и индекс поезда.
3. Оператор ПТО, получив информацию от ДСП, запрашивает в ИВЦ дороги справку для выявления вагонов, достигших норматива межремонтного пробега и перепробега сверх установленного межремонтного норматива.
4. По прибытию поезда ДСП через оператора ПТО предъявляет освобожденному старшему осмотрщику вагонов ПТО поезд к техническому обслуживанию.
5. Старший осмотрщик вагонов ПТО, направляет хвостовую группу осмотрщиков к месту остановки последнего вагона поезда, головную группу к месту остановки локомотива.
6. Техническое обслуживание вагонов под сдвоенные операции в смене производится с пролазкой четырьмя осмотрщиками-ремонтниками (по 2 осмотрщика в группе) и оператором ПТО.
7. После встречи поезда "сходу", полной его остановки и отцепки поездного локомотива оператор ПТО совместно с ДСП производит централизованное ограждение пути.
8. После ограждения пути оператор ПТО дает разрешение осмотрщикам вагонов на техническое обслуживание состава и одновременную подачу груженых вагонов под погрузку (сдвоенные операции).
9. Техническое обслуживание вагонов с опасными грузами производится специально обученными осмотрщиками вагонов, имеющими допуск к работе.
10. Одновременно с техническим осмотром состава слесари по ремонту подвижного состава осуществляют разрядку автотормозов.
11. Вагоны, предъявляемые к техническому осмотру под погрузку опасных грузов, должны иметь четкие надписи о сроках проведения периодического ремонта.
12. Осмотрщиками вагонов по прибытию на путях станции Крымская производится определение технического состояния колесных пар, буксового узла, рамы вагона, автосцепного устройства, автотормозного оборудования.
Конструкция, технические данные и характеристики цистерны.
Вагоны-цистерны проектируются с учетом свойств опасных грузов, для перевозок которых они предназначены, и соответственно оснащаются специальными устройствами для выполнения сливоналивных операций и обеспечения безопасности перевозок.
Вагоны- цистерны модели 15-1402 для олеума. Олеум - раствор серного ангидрида SO3 в серной кислоте H2SO4. Олеум - тяжелая маслянистая жидкость или легкоплавкие кристаллы, которые могут приобретать самые различные оттенки вследствие наличия примесей. В конструкции используются типовые узлы автосцепного устройства, автотормозного оборудования и ходовые части.
Четырехосная Цистерны оборудуются усиленной полужесткой автосцепкой СА-3М с ограничителем вертикальных перемещений и поглощающим аппаратом Ш-2-Т с ходом 105 мм.
Автосцепка снабжена торсионным отклоняющим устройством для обеспечения автоматической сцепляемости на кривых участках пути малого радиуса.
В автотормозном оборудовании используются воздухораспределители № 270-005-1 или № 483-000, регуляторы рычажной передачи типа 574Б или 536М и авторежимы типов 265-002 или 265 А.
В ходовых частях цистерны 15-1402 используются двухосные тележки типа ЦНИИ-ХЗ моделей 18-100 (на подшипниках качения).
Цистерна состоит из следующих основных узлов: котла, предохранительно-впускного клапана, лестницы наружной, сливоналивного устройства, крышки люка, внутренней лестницы, подогревательного кожуха, крепления котла на раме, платформы из рамы и двух тележек, ударно-тяговых приборов, автотормоза и стояночного тормоза.
Котел этой цистерны состоит из цилиндрической обечайки и двух днищ. Толщина нижнего листа - 11 мм, средних и верхних - 8 мм. Материал - сталь марки 09Г2С. Налив и слив продукта верхний.
В средней части котла расположен люк диаметром 570 мм, закрываемый крышкой. Здесь же размещены сливоналивное устройство, штуцер под манометр и предохранительно-впускной клапан.
Налив продукта в цистерну производится закрытым способом. Для этого необходимо:
а) открыть крышку сливоналивного устройства и подсоединить к его фланцу наливную коммуникацию;
б) открыть крышку патрубка люка и подсоединить к его фланцу коммуникацию для отвода газов.
После наполнения цистерны продуктом:
а) отключить и отсоединить наливную и газовую коммуникации;
б) закрыть и опломбировать фланцы сливоналивного устройства и патрубка крышки люка;
в) проверить наличие пломб предохранительно-впускного клапана и люка-лаза).
Слив продукта из цистерны производится двумя способами:
а) откачиванием насосом;
б) передавливанием.
При сливе продукта откачиванием насосом необходимо:
а) открыть крышку сливоналивного устройства и подсоединить к фланцу сливную коммуникацию с насосом;
б) открыть крышку патрубка люка и подсоединить к фланцу коммуникацию сжатого воздуха давлением не более 0,7 кгс/см2, для осуществления первоначального подпора продукта (залив насоса);
в) отсоединить коммуникацию сжатого воздуха после начала работы насоса;
г) произвести слив продукта из цистерны, при этом патрубок крышки люка-лаза сообщить с атмосферой или закольцевать с приемной емкостью.
Параметры цистерны 15-1402:
Назначение: для перевозки олеума;
Модель вагона: 15-1402;
Тип вагона: цистерна;
Изготовитель: ПО "Ждановтяжмаш";
Грузоподъемность: т 60;
Масса тары вагона: т 22,5;
Нагрузка: статическая осевая, кН(тс) 200,17 (20.425), погонная, кН/м (тс/м) 67,3 (6,8);
Объем котла: м3 полный 32,6, полезный 32;
Скорость конструкционная: км/ч 120;
Габарит: 02-ВМ(02-Т);
База вагона: мм 7800;
Длина, мм: по осям сцепления автосцепок 12020, по концевым балкам рамы 10800;
Высота от уровня верха головок рельсов максимальная: мм 4100;
Количество осей: шт. 4;
Модель 2-осной тележки: 18-100;
Наличие стояночного тормоза: есть;
Внутренний диаметр котла: мм 2000;
Наружная длина котла: мм 10484;
Удельный объем: м3/т 0,54;
Количество верхних люков: шт 1;
Наличие уклона котла к сливному прибору: есть;
Условное рабочее давление в котле, МПа (кгс/см2): 0,25 (2.5);
Давление создаваемое в котле при гидравлическое испытании, МПа (кгс/см2): 0,4 (4,0);
Наличие парообогревательной рубашки: есть;
Наличие предохранитеяьно-впускного клапана: есть;
Количество лестниц, шт: наружных 2;
Максимально допустимая температура загружаемого продукта: °С +50;
Год постановки на серийное производство 1968.
Подготовка цистерн к перевозкам опасных грузов.
Технический осмотр и подготовка вагонов под погрузку опасных грузов производится работниками вагонного хозяйства совместно с представителями владельца (арендатора) промывочно-пропарочных станций по заявке грузоотправителей подаваемой начальнику станции.
Предъявляемые к техническому осмотру под погрузку опасных грузов вагоны и контейнеры должны быть в порожнем состоянии, исправны и очищены от ранее перевозимых грузов.
Перед каждой погрузкой опасного груза в специализированный или арендованный вагон или контейнер - цистерну грузоотправитель обязан предъявить работникам станции и вагонного депо свидетельство о техническом состоянии вагона или контейнера - цистерны, включая его арматуру и оборудование, гарантирующее безопасность перевозки этого груза.
Подготовка вагонов к перевозкам опасных грузов производится в соответствии с требованиями «Руководства по подготовке к перевозкам порожних грузовых вагонов. № 651-93 ПКБ ЦВ», Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам.
Запрещается подача технической готовности вагонам, у которых:
- для вагонов-цистерн, если до их планового ремонта и/или технического освидетельствования котла и арматуры осталось менее 30 суток или остаток межремонтного ресурса составляет менее 1500 км пробега;
- для остальных типов вагонов, если до наступления сроков планового вида ремонта осталось менее 15 суток.
Для технического осмотра и определения пригодности вагонов, предъявляемых к перевозкам опасных грузов, должны быть выделены наиболее опытные, дополнительно обученные специалисты, назначенные приказом по депо.
Технический осмотр вагонов загруженных опасными грузами производится также перед выводкой их на станцию или при постановке в поезд. Результаты технического осмотра заносят в книгу формы ВУ-14М.
Контроль над ведением книги формы ВУ-14М возлагается на мастера смены (старшего осмотрщика) и начальника ПТО.
Владельцы вагонов, грузоотправители при предъявлении вагона к техническому осмотру перед каждой погрузкой опасных грузов должны предъявить работникам станции и вагонного депо железной дороги свидетельство о пригодности вагона к перевозке данного конкретного груза.
Запрещается погрузка ВМ в вагоны без технического осмотра, а также без осмотра в коммерческом отношении и признания их годными под перевозку этих грузов. Осмотр вагонов осуществляется в порожнем состоянии в день начала погрузки.
При предъявлении к техническому обслуживанию поездов (вагонов) с ВМ должны соблюдаться требования местной инструкции, Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам.
При необходимости отцепочного ремонта вагонов, входящих в состав секций специального подвижного состава для перевозки ВМ, а также специально сформированных схем, такие вагоны могут быть отцеплены от секции (схемы) и поданы на ремонтные пути только с согласия и под наблюдением сопровождающего груз специалиста, начальника караула. В этом случае весь состав секции (схемы), в которой обнаружен вагон, требующий отцепочного ремонта, задерживается.
Техническое обслуживание, устранение неисправностей и ремонт вагонов с ВМ должны производиться с соблюдением условий и мер пожарной безопасности.
Порядок извещения работников вагонного хозяйства о необходимости включения автотормозов, а также контроля за их включением, устанавливается начальником отделения дороги. При этом толщина тормозных колодок должна быть не менее 30 мм, колодки должны быть только композиционными.
Технические требования к цистернам.
1. Для перевозки опасных грузов наливом используют вагоны-цистерны или специализированные контейнеры-цистерны грузоотправителей (грузополучателей). Специализированные контейнеры-цистерны, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны иметь сертификат компетентного органа, подтверждающий периодическое освидетельствование контейнера-цистерны и возможность перевозки в нем соответствующего опасного груза.
2. Вагоны и контейнеры, предназначенные для перевозки опасных грузов, кроме знаков и надписей, предусмотренных техническими нормативными правовыми актами, должны иметь, согласно Алфавитному указателю опасных грузов, знаки опасности, соответствующие характеру опасности груза и номер ООН, и код опасности перевозимого груза.
3. Под налив нефтепродуктов должны подаваться исправные цистерны соответствующие роду наливаемого продукта.
4. Подготовка цистерн под налив нефтепродуктов производится на промывочно-пропарочных станциях дороги.
5. Крытые вагоны и контейнеры, предоставляемые для перевозки опасных грузов, должны иметь исправный кузов без щелей и быть с исправной крышей. Печные разделки должны быть исправные, с плотно закрывающимися колпаками. Загрузочные и боковые люки должны быть закрыты.
6. Обнаруженные при осмотре щели и неплотности в кузове вагона и контейнера должны быть устранены работниками вагонного хозяйства в соответствии с Приложением 8 к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам.
7. Заделка щелей и просветов в дверных проёмах вагонов и контейнеров и люковых отверстиях вагонов производится грузоотправителем. При погрузке грузов средствами дороги заделка производится дорогой.
8. Универсальные контейнеры, используемые под погрузку опасных грузов, должны быть только металлическими.