Уровень экономического развития определяется сегодня во многом степенью интенсивности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в глобальной экономической конкуренции выигрывают те страны, которые обеспечивают благоприятные условия для развития человека, научных исследований и научно-технического прогресса.
Огромную роль в повышении эффективности инновационных процессов играет сеть научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других организаций, а также научно-методическое обеспечение инновационной деятельности малых предприятий. Сотрудничество специализированных научных центров и малых инновационных предприятий позволяет формировать локальные научно-производственные объединения, непрерывно инициирующие научный поиск, превращая идеи в технологические инновации, проверяя новые технологии и внедряя их в производство наукоемких импортозамещающих изделий. При этом научные исследования, соединяясь с практикой, становятся прикладными, а предприятия обогащаются научно-техническими достижениями, повышающими конкурентоспособность и качество продукции. Важным моментом здесь выступают стимулы к инновационной деятельности, которые в определенной мере существуют у исследователей и которые необходимо формировать у предпринимателей.
В настоящее время актуальными являются направления по усилению эффективности инновационной деятельности, коммерциализации научных идей и разработок, т к. в перспективе предполагается формирование рынка интеллектуальной собственности как главного элемента инновационной экономики. Основным направлением является развитие механизмов коммерциализации технологий. Министерством экономического развития планируется запуск программы коммерциализации технологий и поддержки создания стартапов в университетах и научных центрах, механизмов поддержки правовой охраны результатов перспективных коммерческих разработок институтами развития, реализация мер по повышению эффективности управления правами на результаты интеллектуальной деятельности госкомпаниями.
Важным аспектом обеспечения лидерства в экономике в стратегическом направлении Россия 2020 является количественный рост выпуска инновационной продукции и доли промышленных предприятий, занимающихся реализацией разработок с пропорциональным увеличением затрат на исследования и разработки в доле ВВП.
Можно проследить в этом направлении положительные тенденции – по данным Министерства экономического развития доля организаций промышленного производства, осуществляющих технологические, организационные или маркетинговые инновации увеличилась на 0,1 процентный пункт, и составляет 10,9% [1]. По словам О. Фомичева с 2010 по 2013 год почти в два раза увеличилась доля инновационной продукции в общем объеме товаров, работ и услуг, в три раза - доля инновационной продукции в экспорте. За пять лет Россия поднялась на 19 позиций в Глобальном инновационном индексе и вышла на второе место в Европе и пятое место в мире по размеру венчурных инвестиций.
Анализируя развитие инновационной направленности рыночной экономики России, можно выделить положительные и отрицательные тенденции в функционировании научно-исследовательских институтов и предприятий. В связи с хозяйственной самостоятельностью предприятий, институтов, развитием конкуренции и открытостью рынков появились определенные стимулы к коммерциализации инновационной деятельности. Система частных, государственных, зарубежных фондов как принципиально новый механизм, осуществляет конкурсное финансирование научных исследований и разработок инновационно ориентированных организаций. В законодательной сфере сформирована правовая основа коммерциализации разработок, четвертая часть Гражданского кодекса РФ регулирует авторские права в информационной и интеллектуальной сфере, федеральный закон о создании малых инновационных предприятий при вузах определяет направления эффективной реализации и коммерциализации научно-технических разработок [2]. В сфере инновационной деятельности предпринимательского сектора уделяется большее внимание вопросам рыночной конъюнктуры, происходит трансформационный процесс перехода от модели «технологического толчка» к модели выявления спроса на результаты научно-технической деятельности и, соответственно, большое значение уделяется маркетинговой деятельности предприятий, занимающихся исследованиями и разработками.
Отрицательными сторонами развития инновационно-коммерческих отношений являются следующие: обострение проблемы управления инновационным процессом; снижение эффективности координационных процессов и административных методов управления; сложность внедрения новых научных разработок на рынке из-за процесса сжатия отраслевой науки. Субъекты инновационного цикла ощутили отрицательное влияние таких процессов в своей деятельности. Ухудшился кадровый и материально-технический потенциал научных институтов в результате: износа приборного парка, индивидуализации научных исследований, внутренней и внешней «утечки мозгов», снижении статуса работников науки, разрыве сложившихся партнерских связей с другими участниками инновационного цикла и с потенциальными заказчиками. В результате возникает существенная проблема при продвижении результатов научно-исследовательской деятельности на рынке.
Итоги первого этапа реализации Стратегии инновационного развития РФ свидетельствуют о формировании группы инновационно-активных предприятий, увеличивающих выпуск инновационной продукции, развития российской инновационной экосистемы, привлекательной для привлечения частных инвестиций (см. табл.1).
Но не по всем направлениям удалось достичь запланированного роста. В значительной части это связано с объективными причинами и изменениями экономической ситуации, а также с объективно медленно происходящими структурными сдвигами в инновационной сфере, приводящими к отставанию от стран-лидеров.
Основные проблемы, которые существуют в настоящий момент в научно-исследовательской сфере РФ:
- недостаточное по среднемировым нормам финансирование;
- неэффективное использование кадрового потенциала;
- низкий показатель, характеризующий активность в сфере патентования;
- недостаточно механизмов поддержки коммерциализации технологий и высокотехнологического экспорта.
Все это приводит к необходимости развития и создания инновационных инфраструктур в регионах: технопарков, бизнес-инкубаторов.
Для увеличения спроса на инновации будет обеспечена реализация дорожной карты по расширению доступа малого бизнеса к закупкам компаний с госучастием, а также закупок инновационной продукции для государственных и муниципальных нужд, в том числе с помощью реестра инновационной продукции.
Таблица 1 - Россия 2020: Концепция обеспечения экономического лидерства
Диверсификация экономики: |
2007 |
2020 |
Вклад инновационных факторов в рост ВВП – п.п. |
1,6 |
2 - 3 |
Доля высокотехнологичного сектора и экономики знаний в ВВП, % |
10,6 |
17-20 |
Инновационная активность: |
2007 |
2020 |
Доля инновационной продукции в выпуске промышленности, % |
4,8 |
25 –35 |
Доля промышленных предприятий, осуществляющих инновации, % |
13 |
40 –50 |
Общие затраты на исследования и разработки, % ВВП |
1,05 |
3,5 - 4 |
С конца 2015 года, по словам представителя Минэкономразвития, были актуализированы программы инновационного развития компаний с госучастием, предусматривается включение в их долгосрочные программы целевых показателей, связанных с инновационным развитием.
По результатам оценки факторов, препятствующих технологическим инновациям, и снижению инновационной активности предприятий в качестве основных выделяют:
1) недостаток квалифицированного персонала;
2) недостаток информации о новых технологиях;
3) недостаток информации о рынках сбыта;
4) неразвитость кооперационных связей.
Рисунок 1 – Международное сопоставление совокупного уровня инновационной активности организаций [2]
Эффективность процессов коммерциализации научно-технической продукции высших образовательных учреждений может быть повышена путем создания инновационной инфраструктуры со спецификой функционирования в области маркетингового управления – регионального технопарка.
Международная ассоциация технологических парков предлагает следующую формулировку:
«Технологический парк - это организация, управляемая специалистами, главной целью которых является увеличение благосостояния местного сообщества посредством продвижения инновационной культуры, а также состязательности инновационного бизнеса и научных организаций. Для достижения этих целей технопарк стимулирует и управляет потоками знаний и технологий между университетами, научно-исследовательскими институтами, компаниями и рынками. Он упрощает создание и рост инновационным компаниям с помощью инкубационных процессов и процессов выведения новых компаний из существующих (spin-off processes). Технопарк помимо высококачественных площадей обеспечивает другие услуги».
Технопарк как способ взаимодействия научно-исследовательских учреждений, вузов и промышленности может быть создан из сети самостоятельных элементов инфраструктуры – бизнес-инкубаторов. Ведущие вузы региона могут организовать на своей базе бизнес-инкубаторы для развития малых инновационных предприятий, занимающихся разработкой приоритетных направлений науки.
Технопарк как инновационная структура с ориентацией на осуществление маркетинговых услуг позволит решить следующие задачи: получение инноваций, организация технологического трансфера и коммерциализация результатов исследования. Главная цель создания такой структуры заключается в сохранении научного потенциала региона, обеспечении комплексного развития наукоемких отраслей и повышении конкурентоспособности промышленных предприятий на городском и региональном уровне.
Существует достаточно предпосылок для создания регионального технопарка именно в Волгоградской области, на базе ВПИ
Проведенный анализ инновационной активности предприятий, работающих в регионах ЮФО, за период 2010-2013 гг. выявил лидирующие позиции трех субъектов: Ростовская область, Краснодарский край и Волгоградская область (на третьем месте).
Рисунок 2 - Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, 2012-2013 гг. [автор]
Можно сделать вывод, что значительный удельный вес инновационно-активных организаций достигнут в Волгоградской области в доле инновационно-активных организаций ЮФО.
Виртуальный Технопарк – это специализированная площадка, на которой представлены научно-исследовательские, промышленные предприятия, организации и учебные заведения, представляющие наукоемкие, высокотехнологичные и инновационные продукты. Основой экспозиции могут быть типовые виртуальные площадки-стенды предприятий участников, предусматривающие использование средств аудиовизуального отображения различной рекламной и маркетинговой информации, а также технической документации. Виртуальная площадка, по сути, является мероприятием по выявлению и представлению технологий, освоение которых в производстве обеспечит предприятиям и предпринимателям города и региона конкурентные преимущества на товарных рынках и позволит эффективно продвигать научно-техническую продукцию.
Рисунок 3 – Инновационная активность организаций ЮФО [автор]
Предлагается создание регионального виртуального технопарка на базе нескольких малых инновационных предприятий при вузах, с участием волжского бизнес-инкубатора. Виртуальный технопарк на базе ВПИ рассматривается как информационное пространство с маркетинговой ориентацией, способствующее взаимодействию малых инновационных предприятий региона на расстоянии, он будет объединять различные вузы, ученых, т. е. один и тот же исследователь сможет участвовать в нескольких проектах, разработках и может быть не только на уровне региона.
Сеть малых инновационных предприятий, созданных при вузах региона, может взаимодействовать в региональном технопарке информационного пространства для усиления экономической, инновационной и инвестиционной привлекательности региона в целом и высших учебных заведений с малыми инновационными предприятиями в частности. Базовой площадкой для создания виртуального технопарка может быть ВПИ, т. к. в настоящий момент активизирована деятельность по созданию малых инновационных предприятий.
Характеризуя инновационный процесс в общем виде, можно представить его как получение и коммерциализацию изобретения, новых технологий, видов продукции и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности. Если рассматривать часть инновационной деятельности в виде инновационного проекта, то можно выделить две взаимодействующих стороны – вуз (малое инновационное предприятие) и внешний партнер (предприниматель).
Внутривузовскую работу можно структурировать как собственно научно-исследовательскую работу прикладного характера и разработку технологии выпуска продукции. Деятельность внешнего партнера связана с освоением выпуска продукции, организацией маркетинговой деятельности для перехода к массовому выпуску, получением оплаты от покупателей и поступлением средств на расчетный счет вуза (субсчет малого предприятия). При этом предприниматель берет на себя основную группу рисков, возникающих в процессе коммерциализации проекта. Коммерциализация исследовательской деятельности в значительной мере определяется связями между ключевыми участниками инновационного процесса – научными организациями и вузами, малыми фирмами, крупными корпорациями [4].
Формирование инновационного предложения всегда обращено к запросу производителя определенного товара или услуги. Особенность инновационного товара состоит в том, что он имеет конкретный адрес, определенную сферу производства или рыночную нишу. Владельцы интеллектуального товара превосходят покупателей новшеств в части информированности о техническом потенциале своего товара, но уступают покупателю в части его коммерческой оценки. Покупатель новшества часто только в общем виде представляет свою задачу по инвестированию в производство и во многом полагается на эти представления при выборе инновационных решений. Соотношение результатов и затрат, предопределяющее саму возможность осуществления инновационной деятельности, происходит в разных вариантах и определяется фактором спроса. При этом инновации выступают средством решения производственных и коммерческих задач предпринимателей. Заинтересованность предпринимателей в инновационной деятельности обусловлена долей получаемого эффекта от ее конечных результатов, т. е. от распределения будущих прибылей, связанных с реализацией новшеств.
Целью инновации является повышение конкурентоспособности фирмы, товара и услуг и повышение за счёт этого прибыли фирмы [5].
В РФ существует только два виртуальных технопарка, из которых лишь один практически соответствует заявленным функциям. В качестве примера – так выглядит виртуальная выставка технопарка Центрального административного округа города Москвы (см. рис. 4).
Рисунок 4 – Пример виртуального технопарка г. Москвы
Предлагается создание виртуального технопарка на базе ВПИ с привлечением финасовых средств фонда Бортника и Минэкономразвития, на основе взаимодействия малых инновационных предприятий, созданных при вузах региона, с участием Волжского регионального бизнес-инкубатора.
Чтобы построить технопарк как физический объект нужны инвестиции, на производственные площади, помещения, транспорт, а если создать виртуальный технопарк на базе ВПИ т. е. он будет представлять собой информационное пространство, объединять малые предприятия региона на расстоянии, вложений здесь потребуется меньше, на регистрацию домена, хостинг, создание сайта, виртуальный технопарк будет объединять различные вузы, ученых, т. е. один и тот же исследователь, например, может участвовать в нескольких проектах, разработках и может быть не только на уровне региона. Чтобы стать пользователем технопарка, предпринимателю необходимо получить в распоряжение виртуальный офис. Далее нужно создать виртуальную выставку, и в итоге – заключать реальные договора и получать реальные деньги.
Технопарк, размещенный в информационном пространстве, будет способствовать объединению различных инновационных инфраструктур, территориально обособленных, позволит одним и тем же исследователям участвовать в нескольких проектах различных организаций, повысит эффективность инновационной деятельности в рамках региона. Формирование технопарка в регионе позволит решить существующие проблемы и увеличить экономический и инновационный потенциал области.
Создание технопарка обуславливает возникновение ряда преимуществ, которые имеют большое значение для экономики региона: разумное вложение средств, предусмотренных областной властью на развитие предпринимательства; появление новых рабочих мест, объединение в одной инфраструктуре нескольких технологий бизнеса, и наконец, упорядочивание транспортных потоков. Важным следствием создания технопарка является симбиоз нескольких технологий в звенья одной экономической цепочки: научная разработка, реализация опытных образцов, кооперация малого, крупного и среднего бизнеса, маркетинговые исследования, экспозиционно-выставочные возможности и потенциальная реализация. Виртуальный технопарк, созданный на базе вуза в регионе, будет способствовать усилению взаимодействия основных рыночных субъектов в направлении коммерциализации инноваций, позиционированию и продвижению научно-технической продукции в Волгоградской области и за ее пределами, и увеличить тем самым экономический и инновационный потенциал области [6].
В процессе диффузии инноваций возникает вопрос о степени восприятия результатов интеллектуальной деятельности предпринимателем. В первую очередь результат коммерциализации научно-технических разработок интересует предпринимателя с точки зрения получения прибыли от внедрения и реализации с учетом значительной доли риска, связанного с деятельностью на новых типах рынка или предложением нового продукта.
Коммерциализация исследовательской деятельности в значительной мере определяется связями между ключевыми участниками инновационного процесса – научными организациями и вузами, малыми фирмами, крупными корпорациями.