Продуцирование инноваций и внедрение их в различные сферы деятельности настоящее время является приоритетным направлением развития мировой экономики, поскольку инновационные технологии, продукты и сервисы позволяют повышать качество обслуживания различных групп потребителей и повышать конкурентоспособность бизнеса в различных регионах мира.
В современной ситуации для роста конкурентоспособности страны и повышения качества жизни граждан необходим трансфер технологий в части обмена передовыми достижениями в различных отраслях промышленности и сферы услуг [1]. Получается, что инновации выступают инициатором межстрановых взаимодействий стран, усиливая их взаимозависимость. На этой основе формируются различные временные и постоянные объединения стран. Примерами таких объединений на формальной основе могут быть Европейский союз и ЕАЭС [2]. За счет доступа к инновациям государства упрочняют свое положение в мире и повышают благосостояние собственных граждан [3].
Естественным образом, в настоящее время государства «большой семерки» занимают порядка 80% рынка наукоемких технологий. Они явно доминируют в мире, тогда как, доля государств участниц ЕАЭС на этом рынке, например, составляет не более 2,5% [4]. Следует понимать, что совместные усилия в инновационном развитии могут дать ряд позитивных результатов и необходимо далее развивать совместные проекты в рамках ЕАЭС, в рамках взаимодействия государств группы БРИКС и по возможным программа взаимодействия с государствами – членами ЕС.
Перспективным в стратегическом аспекте в плане реализации политических и экономических амбиций на мировом рынке для России является развитие взаимодействия в сфере инноваций со странами группы БРИКС, в особенности с Китаем и Индией. С точки зрения достижимости и быстрых сроков осуществления на основе общего технологического базиса, близости культур, границ и этнической близости является построение интегративных взаимоотношений в части создания и распространения инноваций в рамках ЕАЭС.
Можно прогнозировать, что в перспективе на основе взаимной интеграции в хозяйственных процессах, наращивании производства конкурентоспособных высокотехнологичных товаров и сервисов, взаимного привлечения инвестиций и повышения качества жизни населения можно добиться упрочнения положения в мире для государств, входящих в данное интеграционное объединение [5].
Сами процессы интеграции и обмена инновациями на постсоветском пространстве во многом облегчены по той причине, что ранее формирующие ЕАЭС государства были де-юре и де-факто одним народно-хозяйственным комплексом [1]. У них априори схожая нормативно-правовая база, стереотипы ведения деловой активности, сложившиеся производственные и кооперативные связи, научно-производственные объединения и учреждения высшей школы, ранее формирующие единую систему, задействованную в подготовке научно-педагогических и инженерных кадров, а также создании новинок для нужд народно-хозяйственного комплекса.
В настоящий момент эти факторы направляют процессы интеграционного взаимодействия и упрочняют их протекание в новой экономической и нормативно-правовой среде. Государства, формирующие собой ЕАЭС, вновь налаживают существовавшие ранее и утратившие былое значение научно-производственные контакты, позволяющие в перспективе надеяться на упрочнение позиций на мировом рынке инноваций. Применительно к сотрудничеству в неформальном объединении БРИКС можно отметить, что в настоящее время для России приоритетными также представляются совместные масштабные проекты в сфере НИОКР, требующие вовлечения инвестиций и высококвалифицированных специалистов из различных отраслей.
Вообще, конкурентоспособность России на мировой арене во многом будет определяться в будущем от успешности ее участия в совместных проектах в рамках ЕАЭС и БРИКС. В этом вопросе исключительно важным представляется постоянное сотрудничество предприятий и научных школ, задействованных в производстве инновационных продуктов и сервисов на всем пространстве интеграционного объединения. Необходимо усиление межотраслевой кооперации и координации хозяйственных процессов, упрочнение связей между всеми участниками создания инноваций: от идейного содержания до реального воплощения в товары и сервисы. Ключевую роль в этом вопросе играет также налаживание постоянных контактов между производителями и потребителями инноваций в широком смысле этого слова.
В государствах на постсоветском пространстве и в особенности это справедливо для России, существуют города, аккумулирующие в себе значительный потенциал в сфере научно-технических разработок, в них сосредоточены университетские центры, научно-исследовательские институты, созданы промышленные предприятия, имеющие связи с профильными научно-исследовательскими центрами. В приоритете в различных регионах деятельность по созданию научно-промышленных кластеров, являющих собой сосредоточение инновационных идей на базе научного центра, обмен информацией между участниками такого объединения, предприятий, производящих инновационную продукцию, находящихся в конкурентной кооперации друг с другом, поставщиков и посредников, задействованных в процессе коммерциализации инноваций.
Опыт стран постиндустриального пула свидетельствует, что взаимовыгодное сотрудничество участников таких объединений позволяет наиболее быстро от идеи перейти к выпуску и распределению инновационных продуктов и сервисов [6]. Именно единство научных разработок, в том числе и в специализированных центрах в высшей школе, и слаженная работа промышленных компаний позволяют добиться успеха.
Разрозненные действия высшей школы, научно-исследовательских организаций и промышленных центров, напротив, не способствуют успеху, поскольку бизнес изначально нацелен на извлечение прибыли, что может препятствовать инвестициям в фундаментальные разработки, которые не принесут быстрой окупаемости. Представители научного сообщества зачастую руководствуются интересами пользы для социума и научного поиска, но могут не преследовать повсеместного внедрения или не просчитывать возможность такого.
В это связи отметим, что именно благодаря взаимодействию науки и производства, объединению знаний и практических навыков, удается получить наиболее эффективную коммерциализацию и благо для общества, а в итоге и государства в плане роста его конкурентоспособности на мировой арене [7].
Большую роль в успешности совместных усилий участников интеграционных объединений, например в ЕАЭС, применительно к присутствию на рынке инноваций и росту конкурентоспособности будет иметь построение правильной эффективной модели трансфера технологий, что позволит ускорить технологический обмен и повысить продуктивность хозяйственных процессов [8].
Говоря о развитии инноваций на территории ЕАЭС, следует понимать, что следует вовлекать государства данного объединения в производство потенциально наиболее востребованных научно-технологических продуктов в тех направлениях, которые наиболее приоритетны для формирования единого инновационного пространства объединяемых данным процессом государств [9].
Это предполагает мониторинг возможных перспектив на мировых рынках, оценку существующего потенциала инновационной активности и возможностей по ее наращиванию в определенных направлениях, что будет способствовать становлению и упрочнению высокотехнологичного бизнеса [10]. Подобный мониторинг позволит сконцентрировать внимание на определенных предприятиях и регионах, которые обладают передовыми конкурентоспособными технологиями или могут их нарастить производство в обозримой перспективе. Далее, следует формировать список потенциальных внешних партнеров и налаживать с ними эффективное взаимодействие, способствующее коммерциализации инноваций [11].
Следует понимать, что при создании инновационных продуктов и сервисов не обязательно ориентироваться изначально только на внешние рынки. Целесообразным является создание перспективных новинок и апробирование на собственных рынках, насыщение и затем выход на новые рубежи за пределы, например ЕАЭС, в государства группы БРИКС или страны, не включенные в формальные и неформальные союзы.
Потребители и их реакция на новинки являются лучшей гарантией востребованности новых продуктов, поэтому компании по всему миру стремятся активнее вовлекать клиентов к созданию новинок [12]. Так, согласно существующей статистике покупатели ежегодно тратят на усовершенствование новинок значительные средства. В Великобритании это порядка 5.2 млрд долл. в год; в США уже 20.2 млрд долл. в год, а в Японии порядка 5.8 млрд долл. (по данным 2012г.) [12].
Крупные компании по всему миру инвестируют средства в создание виртуальных сообществ, которые вовлечены в процесс обсуждения инновационных идей, их доработки и апробации произведенных продуктов. Фирмы способствуют созданию потребительских онлайн сообществ, в которые входят профессионалы, эксперты, потребители новаторы и обычные клиенты, благодаря мнению которых можно прогнозировать успешность создаваемых разработок.
Такой вариант вовлечение потребителей в процесс создания и продвижения инноваций, наряду с формирование высокого технологичных кластеров, представляется оправданным в России и на территории государств ЕАЭС, поскольку, на данном пространстве в достаточной степени развиты информационно-коммуникационные технологии, это позволяет оживить инновационный малый и средний бизнес, повышает восприимчивость к предлагаемым новинкам, а также способствует снижению общих расходов на формирование идейного содержания инноваций, поскольку потребительские сообщества формируются, мотивируемые интересом, а не финансовой выгодой.
Резюмируя отметим, что представляется, что в условиях современной глобализированной мировой экономики, характеризующейся углублением интеграционных процессов России следует активнее использовать потребительские сообщества в РФ и ЕАЭС для продуцирования и трансфера технологий, а также создавать совместные продуктовые и сервисные новинки, предназначенные для внутреннего потребления и выведения на внешние рынки для роста общей конкурентоспособности в мире.