Полный текст статьи
Печать

Современное общество претерпело за последние годы ряд изменений в социально-экономической, политической, культурной и др. сферах жизни. Изменения  коснулись и такого важного социального сегмента, как институт семьи.

Все чаще говорится о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично. М.Осорина отмечает: «то, что раньше было священным, полным мировоззренческого смысла, символически значимым для членов семьи, сейчас потеряло свою смысловую высоту, опустилось до уровня бытовых явлений. Из семейного быта исчезают понятия «родной дом», «любовь», «уважение». Они подменяются лже-ценностями – дорогими вещами и украшениями интерьера. Уходят в прошлое семейные обеды, празднования, забываются семейные традиции» [1].

Поэтому так важно с дошкольного возраста формировать у детей представления о семье и семейных ценностях. В рамках данной статьи представим результаты проведенного нами эмпирического исследования, целью которого  явилось изучение представлений детей среднего и старшего дошкольного возраста о любви, браке и семье.

Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи исследования:

  • · выявить наличие у детей элементарных представлений о таких нравственных категориях, как любовь и семья;
  • выявить степень осознания дошкольниками связи между понятиями «любовь» и «семья»;
  • · проанализировать влияние состава семьи, пола ребенка на объем и содержание представлений о любви и семье.

Методы и методики исследования: беседа с воспитателями; анкетирование родителей; интервьюирование детей; рисуночный тест «Моя семья».

Эмпирической базой исследования стал один из детских садов г. Череповца. Исследование проводилось в средней и подготовительной группах детского сада в сентябре 2015 года. Респонденты – дети в возрасте от 4 до 7 лет. В исследовании участвовало 43 ребенка, из них 22 девочки и 21 мальчик.

Результаты анкетирования родителей, интервьюирования детей были обобщены и проанализированы по следующим параметрам: возраст детей; состав семьи; гендерная принадлежность

Перейдем к анализу результатов исследования.

В ходе беседы с воспитателями выявили состав семей (32 полных семьи и 11 неполных семей) и некоторые особенности детско-родительских отношений. 

Задачей анкетирования родителей стало изучение их мнения о  необходимости общения с детьми дошкольного возраста на тему «любовь, брак и семья».

Анализируя результаты анкетирования родителей по срезу «гендерная принадлежность», сделали вывод о том, что с девочками родители чаще разговаривают на темы любви и семьи (69% семей). С мальчиками о любви и семье разговаривают 42% опрошенных родителей.

На вопрос: «Как ребенок относится к таким разговорам?» 100% родителей девочек ответили, что они с удовольствием беседуют на данные темы. Среди мальчиков только 46% проявляют интерес к разговорам на тему «любовь и семья».

Анализируя результаты анкетирования родителей по срезу «состав семьи», сделали следующие выводы. В полных семьях чаще разговаривают с детьми о любви и семье, чем в неполных семьях (67% и 50% соответственно) [2, с. 184].

Установлено, что дети из неполных семей с большим интересом воспринимают разговоры о семье и любви, чем дети, воспитывающиеся в полных семьях (77% и 73% соответственно).

Обобщая результаты анкетирования родителей, сделали следующие выводы:

  • · интенсивность бесед родителей с детьми на тему «любовь, брак и семья» уменьшается с увеличением возраста детей;
  • · родители предпочитают просмотр мультфильмов, в которых затрагивается данная тема, нежели беседы с детьми;
  • · родители недостаточно уделяют внимания разговорам с детьми на тему «любовь, брак и семья»,  хотя дети желают разговаривать на данную тему.

Содержанием следующего этапа исследования стало интервьюирование детей с целью изучения представлений дошкольников о любви, браке и семье. Интервьюирование детей проводилось индивидуально. Посредством вопросов выяснялись представления о любви, браке и семье у детей среднего и старшего дошкольного возраста, выяснялось присутствие у детей связи между данными понятиями.

На вопрос: «Как понять, что люди любят друг друга?» дети давали такие ответы: «Это когда что-то срабатывает в сердце», «Когда семья многодетная», «Потому что папа пиво не пьет и не курит, поэтому мама его и любит», «Потому что когда все есть и все дружат. Когда никого не бьют».

На вопрос: «Почему люди женятся?» были такие ответы: «Потому что у них доброе сердце», «Потому что любят жениться», «Потому что мама нашла хорошего папу».

На вопрос: «Какой у тебя будет муж/жена?» почти половина детей средней группы, в не зависимости от пола, хотят видеть у себя в женах маму (48%); в подготовительной группе 38% дошкольников называли конкретные имена тех, на ком они хотели бы жениться (выйти замуж)

На вопрос: «Что такое семья?» звучали такие ответы: «Это такое кино бывает», «Это значит, дружат, живут хорошо», «Когда влюбились, когда дружат вместе и начинается свадьба и целуются», «Когда все друг друга любят».

На вопрос: «Для чего создают семью? Зачем?» дети давали такие ответы: «Чтоб люди не голодали», «Чтоб не скучно было», «Когда рожают детей, чтобы дома были, ухаживали», «Чтобы любить друг друга», «Потому что кого любят, значит можно, чтоб не заблудиться», «Когда все любовь делают на папу, на маму, на дедушку», «Чтобы детей кормить».

Проведя сравнительный анализ ответов детей среднего и старшего дошкольного возраста, резюмируем, что в подготовительной группе дети лучше, чем в средней группе, ориентируются в нравственных категориях «любовь», «семья», «брак» и могут рассуждать о них. В подготовительной группе у 65% детей присутствует связь между данными понятиями, а в средней группе только у 4%. Таким образом, представления детей о любви, браке и семье в подготовительной группе сформированы лучше.

Анализируя результаты интервьюирования детей по параметру «состав семьи», мы констатировали, что в неполных семьях представления детей отличаются конкретностью (58%) по сравнению с детьми из полных семей (55%). Необходимо так же отметить, что дети из неполных семей имеют более развернутое представление о том, какую семью в будущем они хотели бы иметь.    

Анализируя результаты интервьюирования детей по параметру «гендерная принадлежность», мы констатировали, что у мальчиков (55%) и девочек (56%)  почти одинаковые представления о любви, браке и семье. Однако есть ряд различий в понимании некоторых понятии. Так, мальчики менее охотно говорят о любви (62%). Для сравнения у девочек этот показатель составил 48%. При этом мальчики лучше представляют себе свою будущую избранницу.

Обобщая и анализируя результаты интервьюирования детей разных возрастных групп, можно сделать следующие выводы:

  • · содержание понятия «брак» у детей тесно связано с такими лексическими понятиями, как женитьба (замужество), свадьба;
  • · понятие «любовь» детям известно, но его содержание размыто и четко не сформировано;
  • · наиболее полно сформировано содержание понятия «семья», которое дети связывают с понятиями «любовь» и «брак».

Данные, полученные в ходе анкетирования родителей и интервьюирования детей, дополнялись рисуночным тестом «Моя семья». После выполнения задания дети ответили на ряд вопросов, целью которых была диагностика внутрисемейных отношений и выявление положения ребенка в системе межличностных отношений в семье.

Анализ детских рисунков показал, что у детей из неполных семей рисунки красочные, в них прослеживается реальная жизненная ситуация в семье ребенка. Дети из полных семей не отобразили на рисунке всех членов семьи, либо заменяли их предметами. Проанализировав, рисунки по гендерной принадлежности, мы отметили следующее: рисунки девочек, по сравнению с мальчиками, более четкие, образы точные, схематически правильные, ответы на вопросы по рисунку развернутые, конкретные.

Наше исследование показало, что представления детей дошкольного возраста о любви, браке и семье зависит от возраста, состава семьи, гендерных различий; а также понимания родителями своей роли в формировании у детей данных представлений, начиная с дошкольного возраста.

Выводы, сделанные по результатам исследования, свидетельствую о важности целенаправленной систематической работы педагогов дошкольной образовательной организации совместно с родителями в направлении формирования у детей основ ценностного отношения к семье как части нравственного воспитания в детском саду.