Полный текст статьи
Печать

Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду, как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путём включения ребёнка в активную трудовую деятельность. Цель трудового воспитания дошкольников – формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия, как качества личности.

Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса в ДОУ. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений социально-коммуникативного развития – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [4]. Как же воспитать у детей это позитивное отношение к труду? Как сделать так, чтобы дети с удовольствием одевались, собирали игрушки, ухаживали за растениями?

Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение придаём этому мы, педагоги. Можно помочь ребёнку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно отбить желание, если использовать неинтересные для детей приёмы мотивации. Трудовую деятельность дошкольников необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой, был её составной частью. Именно так ребёнок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра.

Важным моментом в процессе организации трудовой деятельности является создание у детей мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста. Мотивация – совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, её  поведение [1].

В дошкольном возрасте, а особенно в младшем, велика роль игровой мотивации. Игровой мотив позволяет сделать так, что у детей выполнение трудовых действий, решение проблемных ситуаций станет осмысленным и в тоже время интересным и увлекательным. Каждый вид деятельности должен содержать то, что вызовет у детей удивление, изумление, восторг, одним словом то, что дети будут вспоминать яркие эмоции от выполненной работы.

Игровая мотивация непосредственно связана с использованием игровых персонажей, который должен быть запоминающимся и вызывать чувство доверия. Игровые персонажи помогают реализовать естественную потребность детей в общении. Они активно выражают своё мнение, спрашивают непонятное, ошибаются. Детское стремление общаться существенно увеличивает его активность и заинтересованность. Игровые персонажи вызывают у детей желание помочь им в проблемной ситуации, научить их трудовым действиям. Поэтому трудовая деятельность проходит в атмосфере повышенного старания. Ребёнок имеет возможность проявить самостоятельность и ответственность. Потребность детей в осознании своей значимости, самоутверждении также реализуется с помощью игрушки. Игровые персонажи могут оценивать результаты труда, благодарить за проделанную работу, поощрять. Использование игровых персонажей реализует естественную потребность детей совершать добрые поступки, доставлять радость близким, друзьям.

На нашей группе все предметы (колготки, варежки, карандаши, полотенца и другое) выступают в роли игровых персонажей. Все они «живые». Более того они наши друзья и помощники. Полотенце и мыло помогают нам быть чистыми и опрятными. Одежда защищает нас от холода и жары. Карандаши, кисти, краски помогают нам создавать красивые «шедевры». Игрушки делают нашу жизнь весёлой и увлекательной. Дети верят, что окружающие предметы «живые». В данном случае несомненным плюсом является низкая критичность детского мышления. Дети принимают любые варианты развития событий, они верят всему, что говорят им взрослые. Дети учатся решать проблемы игровых персонажей, что также стимулирует не только трудовую деятельность, но и познавательную активность.

Для создания условий  трудовой деятельности с использованием игровой мотивации нами разработан следующий алгоритм:

  1. Игровая мотивация. Введение игрового персонажа.
  2. Постановка проблемы.
  3. Выдвижение гипотезы.
  4. Актуализация имеющихся знаний, трудовых действий или введение новых.
  5. Совместная (самостоятельная) трудовая деятельность.
  6. Проверка правильности решения трудовых действий.
  7. Оценка игровым персонажем.
  8. Рефлексия.
  9. Введение в систему трудовой деятельности
  10. Постоянный контроль воспитателя за выполнением.

Приведём пример одной из игровой ситуации. Проблемой является то, что дети не убрали за собой карандаши после рисования. Воспитатель стучит карандашом по столу, привлекая внимание детей, и говорит от лица карандаша:

- Помогите! Помогите!.

Дети начинают собираться вокруг стола и интересуются, что могло случиться (постановка проблемы для детей).

- Почему ты зовёшь нас на помощь?

- Когда вы держали меня в своих умелых руках мне было так весело: я помогал вам рисовать синее небо, синее море… А сейчас я лежу на столе совсем брошенный, никому не нужный. И мои друзья тоже грустят!

Воспитатель подводит детей к выдвижению гипотезы:

- Ребята, как же помочь карандашам?

Дети предлагают нарисовать ещё что-нибудь или разложить карандаши в свои домики (коробки)

- А как же нам убрать карандаши в коробочки? Вы умеете это делать? (актуализация имеющихся знаний трудовых действий)

- Синие карандаши надо положить в синюю коробочку, красные – в красную, жёлтые в жёлтую и так далее.

Дети начинают убирать карандаши самостоятельно или вместе с воспитателем. Для проверки правильности решения и оценки, воспитатель задаёт детям вопрос:

- Давайте спросим у карандашей, хорошо ли им в своих домиках – коробочках?

На что карандаш, в лице воспитателя, отвечает:

- Да, нам здесь хорошо, вы разложили нас правильно. Сейчас мы немного отдохнём и снова будем с вами рисовать. Спасибо вашим умелым ручкам!

Затем воспитатель обращает внимание на обратную связь (рефлексию):

- А вам, ребята, понравилось помогать карандашам?

- Да, мы собрали все карандаши и правильно их разложили.

На заключительном этапе (введение в систему трудовой деятельности) воспитатель подводит итог:

- Я, надеюсь, что на нашей группе карандаши больше никогда не будут грустить. Вы всегда будете складывать их в свои коробочки, ведь они наши помощники и друзья.

Для закрепления приведённого нами примера, педагоги следят за тем, чтобы дети не забывали  убирать карандаши в коробочки.

Аналогично проводится трудовая деятельность с колготками, которые «ходят» гулять, мокрыми варежками, которые не хотят «заболеть», деталями конструктора и так далее.

Осуществляя взаимодействие с детьми по трудовому воспитанию, нужно придерживаться принципов гуманистической психологии, среди которых особенно важны следующие:

а) создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых трудовых умений и навыков, атмосферы, которая может вдохновлять ребёнка, вселять уверенность в себе, поощрять интересы, развивать творческое начало;

б) создание климата взаимного доверия, психологической безопасности;

в) восхищение каждым трудовым действием ребёнка, позитивное подкрепление всех новых трудовых начинаний.

Начиная со второй младшей группы, мы приучаем детей к трудолюбию. Помогаем им получать удовольствие от труда. Трудолюбие как устойчивый компонент личности у дошкольника может быть сформировано лишь в том случае, если труд, трудовая деятельность будут являться для ребенка ценными, если у него будет сформировано ценностное отношение к труду.  Для этого педагоги сами по себе должны быть трудолюбивыми, артистичными, эмоциональными, креативными. Они должны уметь повести за собой детей по дороге детских трудовых свершений и маленьких трудовых подвигов. Только в этом случае труд будет для ребёнка не трудовой повинностью, а желанной радостью [3].