Трудовое воспитание не только способствует физическому воспитанию, но и влияет нравственному воспитанию и развитию личности: развивает такие качества как любовь к труду (трудолюбие); уважение к результатам труда (как собственного, так и чужого); скромность, терпение и целеустремленность формирует положительные отношения к труду, как жизненно необходимому процессу (потребность в труде). В этой связи мы разделяем мнение Л.С. Рубинштейн, что именно в труде складывается характерная для человека способность достигать определенные цели, преодолевать препятствия [2, с.324]. Выдающийся французский философ эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) изложил свои педагогические воззрения в книге «Эмиль, или о воспитании». Он был глубоко убежден, что любой человек может обеспечить себе свободу и независимость прежде всего собственным трудом. [3, с.178]
Экспериментальное исследованиепо определению сформированности трудовой деятельности по уходу за растениями проводили в Мегино-Кангаласском улусе в селе Павловск, в летнем трудовом лагере “Бригантина”. В эксперименте участвовали 6 учащихся 1-го класса. Диагностика проводилась в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в школе трудовых навыков и содержала критерии оценки трудовых навыков у детей младшего школьного возраста по следующим разделам:
- труд в природе;
- хозяйственно-бытовой труд;
- трудолюбие в процессе дежурств.
У каждого воспитанника имеются трудовые обязанности: поливать растения, разрыхлеть их, а также убрать с них пыль с домашних растений. После выполнения трудовых обязанностей воспитанники должны рассказывать о своих трудовых действиях и как правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений.
Этой же группе воспитанников предлагается коллективный труд в уголке природы. Каждый воспитанник выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос и т.д.). Распределяют обязанности, договариваются между собой ученики сами. Наше внимание обращается на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками и предметы труда для совместного использования, организовать рабочее место, работать в общем темпе и на выполнение трудового действия, на оценку качества выполненных трудовых действий. Тем самым они должны мыть полки для цветов, подоконники, где ставятся цветы, а также подставки и поддонники для цветов.
При этом мы обнаружили, что 34% испытуемых не умеют предвидеть результат труда, 15% экспериментируемых не умеют планировать трудовой процесс. Тем самым 66% испытуемых с высоким уровнем самостоятельной трудовой деятельности. Сформированность к хозяйственно-бытовому труду у 83% испытуемых средняя, у 17% высокая.
За воспитанниками проведено наблюдение в процессе дежурства по столовой, игровому уголку, уголку природы. Для этого на каждый вид дежурства мы назначили по два человека. Проводилась смена видов дежурств каждые два дня, и вместе с учениками оценивали качество работы, т.е. формировали самооценку.
В ходе этого исследования мы определяли:
- охотно ли дежурят, и отражается ли их желание в реальном процессе работы;
- каковы их мотивы, характер поведения в процессе дежурства: уклоняются ли от дежурства;
- качество дежурства, выполняют ли работу вне дежурства, помогают ли другим.
Данные результаты свидетельствуют о том, что большинство воспитанников (66%) предпочитают дежурить в игровом уголке. В столовой и в уголке природы дежурят без желания.
Резюмируя выше изложенное, приходим к выводу, что у воспитанников этой группы трудолюбие проявляется на среднем уровне.