Полный текст статьи
Печать

Во все времена главными ценностями для человека были и остаются любовь, доброта, совесть, т.е. нравственные чувства и качества, и, конечно, семья, счастливые и здоровые дети, внуки, правнуки, земля как наша планета, наш дом, где все мы живем. Как сохранить и приумножить эти общечеловеческие ценности в условиях села, города, когда многие дети ни разу и деревья не садили и без алкоголя праздников не видели? Один из множества вариантов – это обращение к русским народным праздникам дохристианского периода, когда год делился на две равные части от зимнего солнцестояния до летнего и от летнего до зимнего, а также четыре времени года: весна, лето, осень, зима и проведение праздников в соответствии с жизнью космоса и природы. Так, начиная с 2012 г. вместе с неравнодушными жителями нашего города и области, мы стали проводить сначала загородом на природе, а потом с 2015 г. и в городе совместно с территориальными органами самоуправления (далее по тексту – ТОС) "Локомотив" и ТОС "Сахалин" у себя в микрорайонах исконно русские, их ещё называют ведические, ведрусские праздники, которые существовали дохристинизации Руси и сегодня с радостью воспринимаются как сельскими, так и городскими жителями, потому что в их основе лежит любовь, веселье без алкоголя, стремление жить в мире, согласии со всеми людьми и природой. Кроме того, эти праздники содержат мощные воспитательный и образовательный потенциалы, т.к. к каждому празднику стихи, песни, танцы придумывают сами дети, что положительно влияет на психическое и физическое развитие дошкольников и младших школьников. Так, например, в этом году Праздник Коляды, когда старший по дому (подъезду) вместе с детьми разного возраста обходит дома (квартиры), где либо уже есть дети, либо ждут пополнения в семействе и, пританцовывая, поют песни, частушки собственного сочинения о радости, счастье, здоровье в семье и т.д., главное, чтобы сочиненные стихи, частушки были без попрошайничества, как это было повсеместно распространено в стихах, посвящённых Коляде в XIX- н. ХХ вв. [1, c. 57]. Взрослые открывали двери и смотрели, кто с удивлением, кто с радостью на детей, слушали их пожелания, стихи. Все соседи, к кому мы ходили, остались довольны и потом говорили, как это было неожиданно и радостно. Дошкольники сразу откликались на предложение сочинять стихи и пожелания, со школьниками, особенно ближе к подростковому возрасту эта работа проводится в рамках классных часов сразу после зимних каникул, предварительно договорившись с классным руководителем того или иного класса школы в каждом микрорайоне. И затем уже вместе с младшими школьниками классный руководитель, инициативные родители, представители ТОС, учреждений дополнительного образования в данном микрорайоне обходят дома (квартиры) детей. Можно ещё и нарядиться в различные костюмы, чтоб тебя никто не узнал, и сделать такую игру-путешествие, опять же через взаимодействие ТОС и близлежащих детских садов, учреждений дополнительного образования, школ.

Или хотелось бы рассказать о забытом, но раньше очень важном празднике Репы – Репном Спасе [2], который празднуется за неделю до осеннего равноденствия, обычно в любой день с 10 до 15 сентября, в народе сейчас это праздник Урожая, хотя раньше на Руси праздник Урожая совпадал с Осенним равноденствием и проводился 21-22 сентября. А особый статус репы подчёркивался специальным, только этому овощу посвящённым праздником. Здесь с детьми дошкольного и младшего школьного возраста сначала проводим предварительную работу по ознакомлению с рецептами приготовления репы, как парили, как сушили, какие важные микроэлементы и витамины для организма человека содержит этот овощ, вспоминаем и ставим сказку «Репка», устраиваем фестиваль поделок, стихов, хороводов и рисунков на темы: «Наша красавица Репа», «Гимн Репы», «Хочешь быть здоровым, смелым – кушай репу ежедневно!» и т.д. Сам праздник проводится на улице, лучше на полянке рядом с лесом или, если в городе, то хотя бы в парке, т.е. там, где есть множество деревьев, цветов, кустарников. Каждый участник праздника приносит репу, выращенную у себя на огороде в саду, в поместье, у нас дети принесли по три и более штук. Репа складывается на одно большое блюдо, стоящее на подставке. Вокруг горки с репой водится хоровод, поются песни, придумываются и отгадываются загадки, дети показывают свои рисунки, посвящённые этому продукту. В конце праздника традиционное угощение репой для всех желающих.

Дети и взрослые, когда водят хоровод, могут исполнять, например, такие песни:

«Жёлтая, нарядная,

И с лица приятная,

Красотой известная,

Вкусом очень нежная.

 

Для людей ты первая

Пища сокровенная-

Пища для тела,

И для большого дела .

 

Ешьте репу русскую

И живите с шуткою.

Родит матушка-земля,

Репа наша хороша!

Всем соседям передай-

Репой славен русский край!» [2, с.33].

 

«Солнце на небе,

Солнце на земле,

Радость повсюду

И в моей семье.

 

Будем сегодня хоровод водить,

Будем стремиться

Ещё счастливей жить.

 

Репка окрепла

И возросла.

Знаем, что наступит

Новая весна.

 

Весело кружится

Жизни колесо,

С репкой желтолицей

Всем нам хорошо!» [2, с.28].

 

Таким образом, существующий опыт показывает, что в настоящее время для нравственного воспитания детей можно организовывать и проводить совместно с их семьями, ТОС, образовательными организациями наши русские народные праздники дохристианского периода. Эти праздники направлены на создание радости, единения среди народа, вращение Коловрата, когда в радости «на Ра Дуют». Праздники основаны на четырёх временах года, составляющих полный цикл – весна, лето, осень, зима; четырёх сторонах света: север-юг, восток-запад; четырех элементах: живой и чистый свет Души (божественная искра в человеке) – огонь, живая и чистая вода (опять же на 2/3 человек, как и наша планета, состоит из воды), живой и чистый воздух, живая и чистая планета Земля.

Кроме того, праздники наших предков и сегодня помогают сохранять любовь в семьях, беречь Землю и приумножать радость, здоровье, нравственность как ключевую характеристику личности дошкольников и младших школьников.