В современных условиях проблема сохранения и целенаправленного формирования культуры здоровья детей и молодёжи актуальна, поскольку от состояния здоровья зависит будущее нашей страны, её уровень развития, качество жизни людей и национальная безопасность. Так, А.М. Карпов правомерно отмечает, что «время поставило перед нами сверхзадачу – вдохновить и научить людей самостоятельно, грамотно и умело защищать и укреплять своё здоровье. Надо суметь задействовать в оздоровлении населения России собственные интеллектуальные, эмоциональные, волевые, духовные и другие ресурсы всех наших соотечественников. Пока большинство их них устремились к здраворазрушению. Это подтверждается ростом числа больных, зависимых от алкоголя – 15 млн. человек, от табака – более 40 млн. человек, от наркотиков – более 5 млн. человек, от игр, Интернета, религиозных ритуалов и других увлечений, разрушающих здоровье, – тоже сотни тысяч людей» [1, с.6]. За последние 10 лет, как показывают результаты исследований, наблюдается низкий уровень (обычно ситуативный или начальной грамотности) культуры здоровья детей и учащейся молодёжи [2]. Большинство выпускников наших школ, вузов не обладают желанием, умениями и готовностью использовать разнообразные средства, методы укрепления и контроля за своим здоровьем, физической подготовленностью. Гиподинамия среди школьников достигает порядка 80%. По данным Госкомстата России, НИИ гигиены детей и подростков здоровые дети среди школьников младших классов составляют порядка 12%, а среди старших – всего 5%. Более того, у 50% детей разного возраста диагностируются хронические заболевания. Лишь 5% выпускников школ можно считать практически здоровыми. За последние 5 лет уровень первичной заболеваемости вырос в стране на 12%, общей заболеваемости – на 15%, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения в состоянии физического и психического здоровья. Часто дети оказываются больными уже с момента рождения, до 80% хронических заболеваний у детей развивается в раннем возрасте, более 60% студентов нуждаются в стационарном лечении [3].
Анализ сложившейся ситуации показывает, что учащиеся недостаточно чётко осознают зависимость здоровья от образа жизни, слабо владеют навыками самоанализа, самооценки, самоконтроля, умения сохранять и укреплять своё духовное, психическое, физическое здоровье. Не думают, что здоровье напрямую зависит от воздуха, которым они ежесекундно дышат, не понимают, что в городах повышенный уровень загрязнения воздуха, что посадка и уход за деревьями – источник чистого воздуха на планете. Анкетирование студентов 1 курса в 2016 г. показало всего лишь у 26% респондентов наличие опыта посадки деревьев, цветов. Молодежь часто не думает, что для их полноценной жизни, создания крепкой, счастливой семьи, сохранения любви, рождения здоровых детей нужен лично тобой посаженный сад, или хотя бы несколько деревьев. Тоже самое относится и к воде, уровень загрязнённости которой в городах превышает допустимые нормы, поэтому её нельзя пить некипячёной. Хотя ещё наши бабушки спокойно пили воду некипячёной лет 50 и более назад. Так какое поколение мы воспитаем, если на собственном примере не покажем детям, что значит любить землю, заботиться о чистоте воздуха и воды?
Культура здоровья личности – это, безусловно, часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем развития специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате образа жизни, мотивационно-ценностной деятельности и самовоспитания. В итоге формируется бережное отношение к своему здоровью и здоровью других членов общества.
На основе анализа различных точек зрения учёных, представленных в литературе, можно сформулировать основные компоненты здоровьесберегающих образовательных технологий: аксиологический, гносеологический, эмоционально-волевой, экологический, физкультурно-оздоровительный. Далее дадим краткую характеристику обозначенных компонентов.
Аксиологический компонент здоровьесберегающих образовательных технологий проявляется в осознании учащимися ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои интеллектуальные и физические возможности. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям формирующейся личности; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром.
В этом случае педагогический процесс направлен на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у ребёнка развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных примерах взрослых, интересах и потребностях.
Гносеологический компонент здоровьесберегающих образовательных технологий связан с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о культуре здоровья. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности, обеспечивающих ценностное отношение не только к личному здоровью, но и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма. Хотя здесь больше хочется сказать о ведании, чем о знании, потому что знания постоянно навязываются школой, СМИ, а настоящие знания приходят изнутри, а не извне. Вспомните Будду, Христа, Сергия Радонежского, Серафима Саровского и других – все они стали просветлёнными в лесу, вдали от городской суеты. И каждому понятно, что обучение на природе, гораздо эффективнее для человека как живой божественной системы, чем в душных кабинетах городских школ. И выносливее дети, которые росли на сельском просторе и это подтверждают наши предки, победившие врага в 1812 г. и в Великой Отечественной войне. Наши прапрадеды и деды были крепче нас и физически и психически, потому что росли в аграрной стране среди живой природы и в сельскохозяйственных трудах на земле-кормилице, земле-матушке. К сожалению, современная система образования пока ещё ориентирована на внешнюю знаниевую парадигму, о чём свидетельствуют наличие классно-урочной системы, ФГОС, ЕГЭ в школах, внешнее и внутреннее тестирование в вузах.
Эмоционально-волевой компонент здоровьесберегающих образовательных технологий включает в себя проявление психологических механизмов – эмоций (краткосрочных переживаний) и воли (способности целенаправленно преодолевать препятствия на своём жизненном пути). Необходимым условием сохранения здоровья ребёнка, подростка и взрослого являются положительные эмоции, радость жизни и заботы о планете, близких людях, умения дарить, а не попрошайничать. Благодаря положительным эмоциям закрепляется желание заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих людей. С помощью воли человек осуществляет регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Эмоционально-волевой компонент направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества, личности и природы, формирует такие качества человека, как целеустремлённость, инициативность, организованность, решительность, самостоятельность. Эти качества обеспечивают успешную социализацию детей и молодёжи в обществе, сохраняют здоровье как отдельного человека, так и всего коллектива учащихся.
Экологический компонент здоровьесберегающих образовательных технологий отражает существование человека в природной среде. Среда, в свою очередь, обеспечивает личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает её физическое здоровье и духовное развитие. Так, осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет внести в содержание образования формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, в настоящее время экологическая среда образовательных учреждений (особенно городских) неблагоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистического отношения и адекватного поведения в природной среде. В то же время природная среда, окружающая учебное заведение, является мощным оздоровительным фактором. Не случайно Я.Н. Ктитарев в своей статье «Вопросы религии и морали в русской художественной литературе» (1910 г.) образно сравнил природу с книгой, которую важно уметь читать и понимать язык вещей и явлений, на котором она написана [4]. Д.И. Тихомиров ещё в 1910 г. предложил сделать центральным предметом в начальной школе природоведение. Главная цель природоведения – научить учеников «…читать эту живую книгу природы…» [5, с.411]. Но для того, чтобы понимать язык природы, необходимо жить среди нее. Иначе происходит притупление ума и ослабление памяти учеников (М. Фот).
Кроме того, предложение Д.И. Тихомирова о необходимости проведения уроков природоведения вне стен школы, т.е. под открытым небом в зоологических и ботанических садах, в лесу, на лугу и в огороде, в поле и на реке, в музеях и картинных галереях является целесообразным и перспективным в современных условиях. В 60-е гг., но уже ХХ века, данное предложение было реализовано с детьми 6-7 летнего возраста выдающимся педагогом В.А. Сухомлинским. Только в отличие от Д.И. Тихомирова он назвал эти занятия уроками мышления на природе и применял их на практике с детьми, которым предстояло идти в первый класс. Поразительно, то, что уже в 60-е гг. XIX в. пропагандировалась идея наглядности на основе реальной действительности, а не печатного слова, но реализована она была лишь через сто лет.
Идея обучения и воспитания детей на природе, в естественной, а не искусственной среде прослеживалась в дореволюционных русских педагогических журналах, где освещался положительный зарубежный опыт организации школы не в городе, а в окружении сельского простора, реки, луга, леса (Э. Дэмолен, И.Х. Бэдли, Г. Литц). В городе, где ограничено общение детей с природой, практиковалось устройство школьных садов, огородов, в которых учащиеся сажали плодовые деревья, овощи и ухаживали за ними. Кроме школьных садов и огородов в качестве средства для сближения с природой предлагалось использовать экскурсии, длительные пешие прогулки [6].
Организация школьных садов и огородов детьми различного возраста была распространённой практикой советской школы. Это способствовало приобретению школьниками опыта практической деятельности, совместного общественно-полезного ДЕЛА, эмоционально-волевого взаимодействия с людьми и природой, развитию таких ценностных черт личности, как ответственность, гуманность, отзывчивость, добросовестность, трудолюбие, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость, решительность и т.д.
Сегодня также есть положительный опыт обучения и воспитания детей в сельской местности. Однако только в Текосском государственном лицее-интернате комплексного формирования личности детей и подростков реализуется эффективная модель образования, основное отличие которой от традиционной – направленность на соборное саморазвитие личности через раскрытие педагогического потенциала ученика и создание детьми материальных и духовных ценностей лицея опять же среди посаженных лицеистами деревьев и цветов. В последние годы также радует появление рядом с общеобразовательными школами так называемых природных школ «Счастье» [7], где более, чем на 2 га детьми высаживаются плодовые сады из не привитых саженцев, дубовая и берёзовые рощи, кедровая роща в форме слова «счастье», «любовь» и в весенне-летне-осенний период проводятся занятия, направленные на увеличение любви в детях к Земле как живой планете, животному и растительному миру, формирование желания создать и сохранить счастливую многодетную семью, увеличивать скорость мысли и умения думать о счастье будущих поколений, а не только о себе любимом.
И ещё один компонент здоровьесберегающих образовательных технологий– физкультурно-оздоровительный –предполагает овладение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии среди детей и молодёжи. Кроме того, этот компонент содержания образования обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности, повышающие работоспособность человека.
Исходя из основных компонентов здоровьесберегающих образовательных технологий, при организации педагогического процесса следует учитывать специфику формирования культуры здоровья детей и молодёжи:
1) наличие здоровьесберегающей предметно-пространственной и доминирующей природной среды;
2) субъектное включение детей и молодёжи в здоровьесберегающую деятельность, в процесс здоровьесбережения, т.е. освоения способов жизнедеятельности, адекватных доминантным потребностям и возможностям личности, а также обеспечивающих сохранение, укрепление и формирование здоровья.
Таким образом, представив характеристику обозначенных компонентов здоровьесберегающих технологий, можно их рассматривать как источник формирования культуры здоровья детей и молодёжи в современных условиях, особое внимание уделяя экологическому компоненту в связи с высоким уровнем загрязнения окружающей среды и проживания большинством людей в городах как местах повышенной зоны загрязнения.