Полный текст статьи
Печать

Переход на многоуровневую систему подготовки требует широкого внедрения в учебный процесс информационных технологий обучения, направленных на формирование как общекультурных, так и профессиональных компетенций студентов.

Подготовка выпускников программ бакалавриата в высших учебных заведениях направлена на формирование специальных знаний и умений в области их профессиональной деятельность. Профессиональная деятельность, связанная с разработкой и внедрением информационных технологий и систем, требует от выпускников высокого уровня информационной культуры, обязательной составляющей которой является освоение и применение новых программных продуктов и разработок.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки  09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата).

Выпускник программы бакалавриата наряду с другими задачами должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

          проектная деятельность:

проведение обследования прикладной области в соответствии с профилем подготовки: сбор детальной информации для формализации требований пользователей заказчика,  интервьюирование ключевых сотрудников заказчика;

формирование требований к информатизации и автоматизации прикладных процессов, формализация предметной области проекта;

организационно-управленческая деятельность:

участие в проведении переговоров с заказчиком и презентация проектов;

участие в организации работ по управлению проектом  ИС;

аналитическая деятельность:

анализ и выбор проектных решений по созданию и модификации ИС;

анализ результатов тестирования информационной системы;

научно-исследовательская деятельность:

применение системного подхода к информатизации и автоматизации решения прикладных задач.[1]

Все приведенные выше задачи, в большинстве своем, являются задачами области профессиональной деятельности бизнес-аналитика. И содержание обучения должно строиться так, чтобы необходимые для решения профессиональных задач деятельности бизнес-аналитика знания в новой области приобретались студентами не путем их заучивания в готовом виде, а путем их самостоятельного «открытия» и «изобретения» с помощью методологических знаний [2]. И выбор соответствующей образовательной технологии играет здесь важную роль.

При выборе технологий, форм и методов организации учебного процесса в высшей школе, логично ориентироваться на положения деятельностного подхода, основанного на теории деятельности, разработанной в психологии Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, П.Я.Гальпериным, В.В.Давыдовым. [3]

Деятельностный подход в профессиональном обучении предполагает качественно иные, в отличие от традиционных, структуры взаимодействия преподавателей и студентов. Смысл этой технологии в том, что обучение какой-либо профессиональной деятельности может успешно осуществляться посредством моделирования в нем предметного и cоциального содержания предстоящей профессии.

Бизнес-аналитиков  также называют аналитиками по требованиям, системными аналитиками, инженерами по требованиям, менеджерами по требованиям, прикладными аналитиками, аналитиками бизнес-систем, ИТ-аналитиками и просто аналитиками – это основное лицо, отвечающее за выявление, анализ, документирование и проверку требований к проекту.

 К задачам  бизнес-аналитика относятся:

  • Разработка плана работы над требованиями
  • Определение заинтересованных лиц и классов пользователей
  • Выявление требований к проекту.
  • Анализ требований
  • Документирование требований
  • Управление требованиями

Требования – это точно сформулированное описание совокупности полезных для пользователя характеристик, ожидаемых им от продукта. Продуктом в данном случае может являться предмет, используемый человеком в быту и на производстве (например: автомобиль, компьютер, дом), услуга (стрижка, перевозка груза), работа или результат работ (строительство или ремонт объекта). [2]

Корректно сформулированные и правильно задокументированные требования необходимы всем участникам процесса по разработки программного продукта на различных этапах его жизненного цикла:

  • архитекторам программного продукта требования позволяют правильно определить все необходимые структурные элементы будущей системы и отношения между ними;
  • разработчикам программного кода требования необходимы, для того чтобы увидеть и реализовать все функции, которые определены заказчиком;
  • для тестировщиков сформулированные требования являются основным и достаточным условием правильности работы созданного программного продукта;
  • для технических писателей требования составляют основу при разработке различной программной и сопровождающей документации;
  • менеджерам проекта разработанные требования позволяют выполнить предварительную оценку  трудоемкости проекта, сроков его разработки  и  стоимости.

Способы представления требований могут быть различными:

  • в виде документации, с  использованием  строго структурированного и корректно используемого естественного языка;
  • в виде графических  моделей, иллюстрирующих процессы преобразования, состояния системы и их изменения, отношения данных, а также логические потоки

 и т. п.;

  • в виде формальных спецификаций, в которых требования определяются с помощью математически точных, формальных логических языков.

Выпускник программы бакалавриата по направлению подготовки  09.03.03 Прикладная информатика обладает определенным набором знаний и умений, необходимых хорошему аналитику: владение технологиями моделирования бизнес-процессов и проектирования информационных систем, навык системного подхода к решению проблемы, знание процесса разработки программного продукта, представление об основных этапах жизненного цикла программного продукта и распределении ролей и функции членов команды разработчиков, знание о методов управления проектом.

Однако, отсутствие практического навыка сбора требований, общения с заказчиком, интервьюирования значительно усложняет задачу разработки требований.

Основные же вопросы у будущих выпускников вызывает фаза  документирования требований, они испытывают трудности с терминологией, формулировками требований, формированием иерархии требований. Добиться написания правильных, четких, однозначных формулировок можно только в результате практики.

Смоделировать, в соответствии с деятельностным подходом, ситуационную картину, максимально приближенную к реальной деятельности бизнес-аналитика преподавателям и будущим выпускникам программы бакалавриата по направлению подготовки  09.03.03 Прикладная информатика могут помочь информационные технологии и специальные программные средства изучаемые в процессе освоения дисциплин специального блока, а также современные образовательные технологии

Так, в рамках преподавания дисциплины «Анализ эффективности информационных систем» для формирования навыка разработки, документирования и тестирования требований к программному продукту применяется автоматизированное программное средство TestLink.

TestLink – программное средство для управления тестами. Является свободно распространяемым. Данная система позволяет управлять тест-кейсами, назначать задачи по выполнению тестовых сценариев  конкретному исполнителю и получать различного вида отчеты по выполненным прогонам тестов (рисунок).

Логическая структура TestLink сосстоит из следующих сущностей:

Проект – это ключевая сущность TestLink. Проекты включают в себя требования, тест-планы, спецификации требований. наборы тест-кейсов, Для каждого программного продукта создается свой проект под своим уникальным идентификационным номером.

Рис. Главное окно TestLink 

Тест-план – это документ, описывающий необходимый объем работ по выполнению тестирования. Включает в себя описание объекта, наборы выбранных тестов, предполагаемые результаты тестирования, график выполнения тестирования, критерии начала и окончания тестирования, определения приоритетов, а также возможно включение оценки рисков с предложениями   возможных вариантов их разрешения. Тест-планы тестирования являются основой для выполнения/прогона тестов.

Тест-кейс – это документ, описывающий последовательность шагов, конкретных условий и параметров, необходимых для проверки реализации требуемой функции или её части.

TestLink предоставляет возможность построить структуру любой вложенности для создания и хранения тест-кейсов).

Спецификация требований программного обеспечения – законченное описание поведения программы, которую требуется разработать.

Требования вносятся в созданный проект и в соответствии с техническим заданием. Требования группируются в одну или более системных/программных/пользовательских спецификаций требований. Для проверки требования разрабатываются, соответственно, один или несколько тест-кейсов .

После прохождения всех тест-кейсов можно получить отчет о результатах их выполнения, а также отчет о требованиях, которые тестами не покрыты. Имеется  возможность создания отчетов любой сложности.

Для приобретения студентами профессионального навыка управления требованиями работы с помощью технологий программного средства TestLink был разработан цикл лабораторных работ. Выполнении которых на практических занятиях  проходило в форме ролевой игры.

Ролевая игра относится к имитационным игровым методам обучения. Основным достоинством ролевой игры является их приближенность к условиям реальной профессиональной ситуации, возможность для обучающихся не только решить конкретную задачи, но и проанализировать принятых решений. Благодаря родевым играм происходит формирование навыка практических действий, и приобретается опыт решения проблем.

Студентам предлагалось попробовать себя в нескольких ролях, в которых, наряду с другими ролями, приходится выступать современному бизнес-аналитику: менеджера проекта, технического писателя и тестировщика. Основной задачей выполнения данных лабораторных работ была задача приобретения опыта разработки основных артефактов тестирования: тестового плана, функциональных требований к программному продукту и тест-кейсов для проверки функционала. А также выполнение соответствующих тестовых прогонов и получение отчета о проведенном тестировании.

Современный рынок программных продуктов предлагает достаточное количество программ для разработки требований и управления ими. Однако, в большинстве своем, они являются дорогостоящими, что делает их применение в учебном процессе в рамках нескольких специальных дисциплин, практически невозможным.

Свободно распространяемые программные продукты являются более предпочтительными. Однако, далеко не все они подходят для решения учебных задач. Проблемы установки, недостаточно проработанный интерфейс, отсутствие сопроводительной документации значительно усложняют применение «свободного» программного обеспечения в образовательных целях.

С точки зрения соотношения «преимущества-недостатки» программное средство TestLink видится авторами статьи наиболее оптимальным для применения в учебном процессе. Свободное распространение, понятный интерфейс, возможность создания основных артефактов процесса тестирования и проведения собственно тестирования требований позволяют рекомендовать данное программное средство для использования на практических занятиях по дисциплинам, в задачи которых входят задачи формирования соответствующих профессиональных навыков.