Полный текст статьи
Печать

Роль управленческих инициатив в выборе траектории общественного развития, реализации экономических и структурных реформ трудно переоценить. Рыночный путь общественного развития, доминирующий в мире и в России, требует, в свою очередь, соответствующего рыночно ориентированного управления, которое принято именовать маркетинг-менеджментом, то есть, своего рода адаптивным управленческим инструментарием, изначально существующим в рыночной клиент ориентированной экономике.

Как известно, в период после 1991 г., ознаменовавшегося изменением отношения к собственности, господствовало мнение о том, что введение справедливой оплаты, распространение законов рынка и свободного обмена позволят экономике России перейти на новый качественный уровень экономического развития и войти в группу наиболее благополучных по уровню и качеству жизни государств. Не всем существовавшим в тот период надеждам и озвученным лозунгам было суждено быть оправданными по существу.

Так,  по прошествии 25 лет можно отметить, что прогнозировавшиеся изменения не осуществились в декларированном тогда и желаемом объеме. При этом ряд государств – в настоящее время членов БРИКС (Бразилия, Китай и т.д.), осуществлявших реформы и имевших изначально сходный круг проблем, достигли по ряду направлений гораздо больших успехов.  Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что Россия в отличие от большинства других государств обладает значительной ресурсной базой, что, по логике вещей, должно было способствовать преодолению ряда стоящих перед экономикой проблем и способствовать расширению потенциала развития.

Получается, что недостаточные успехи в реформе национальной экономики  и успехах общественного развития нельзя объяснить нехваткой всех видов ресурсов от сырьевых до финансовых, а также институциональными ограничениями. Предполагаем, что следует искать иные причины недостаточной эффективности встраивания России в мировую экономику в ином качестве, помимо поставщика первичных ресурсов.

Если на начальных этапах становления рыночных отношений первоначально казалось, что эффективность трудового вклада работников всех звеньев напрямую зависит от уровня их вознаграждения, то на современном этапе представляется очевидной неоправданность подобных суждений. Так, например, уровень вознаграждения российских футболистов вполне сопоставим с таким в ведущих мировых футбольных клубах и на порядки превосходит такой в Южной Америке и Африке. Тем не менее, результаты вложения столь значительных денежных средств в человеческий капитал в спорте не полностью оправдывают себя результативностью работы спортсменов.

Сходные диспаритеты оплаты трудовой деятельности и результативности можно в той или иной степени отметить во многих отраслях экономики России. Рост материального вознаграждения не ведет к росту производительности труда и не всегда выступает достаточным мотиватором для более ответственного отношения к своим должностным обязанностям.

В этом смысле стоит процитировать Ф. Тютчева: «Умом Россию не понять! Аршином общим не измерить. У ней особенная стать. В Россию можно только верить!». Отметим, что анализ исследуемой проблематики с позиции экономики не предполагает ограничиться таким подходом. Очевидно, что имеется определенная связь эффективности управленческих решений, экономических реформ и преобразований в обществе с ментальностью населения. То есть, следует говорить о своеобразии национального маркетинг-менеджмента в широком смысле этого слова, который не позволяет в полном объеме реализовать преимущества рыночной экономики и ресурсообеспеченности российского государства, используя апробированные в других экономиках   модели и стратегии развития.

Важным в этом аспекте представляется анализ корневых особенностей становления национального маркетинг-менеджмента, постоянных реминисценций управленческих практик предыдущих этапов хозяйствования, а также предложение адаптивных критериев эффективности концепций маркетинг- менеджмента, условий их успешных инкорпораций в российскую бизнес-среду, преодоление негативных сценариев внутрифирменного управления и нивелирования наклонности к саботажу в осуществлении профессиональной деятельности, а также выявление реакции бизнес-среды на трансформации общественного сознания.

Это сложные задачи, возможно, не имеющие однозначного решения, но предполагающие исследование и внедрение положительных практик в сферу реального российского бизнеса для повышения эффективности его работы на благо общественного развития.

Что понять, почему апробированные в других экономических системах концепции маркетинг-менеджмента не в полном объеме оправдывают себя в отечественных реалиях, следует, упомянуть о том, что  сами эти концепции, будучи максимально эффективными на первоначальных этапах, далее, как правило, «затухают» даже в странах своего происхождения. Это позволяет говорить о наличии жизненного цикла концепции маркетинг-менеджмента (ЖЦКМ [1]).

Жизненный цикл концепции маркетинг-менеджмента схож по своей сути: последовательно этапов с известными жизненными циклами товаров и сервисов, то есть включает в себя фазы зарождения, расцвета,  угасания и функционирования в фазе утраты былой эффективности (табл. 1).

 

Таблица 1 - Эволюционирование концепций маркетинг-менеджмента [2]

Концепция маркетинг-менеджмента

Фаза

зарождения

расцвета

свертывания поля деятельности

равновесного существования

Тейлоризм

Конец XIX – начало XX в.

30-е – 50-е гг. XX в.

50-70-е гг. XX в.

С 80-х гг XX в. по настоящее время

Человеческих отношений

40-е гг.

XX в.

60-е гг. XX в.

70-90-е гг. XX в.

С 90-х гг. XX в. по настоящее время

Азиатский

(в Японии)

60-е гг.

XX в.

70-80-е гг.

XX в.

90-е гг. XX в.

С 2000 г. по настоящее время

Ситуационизм

80-90-е гг. XX в.

Конец 90-х и далее

-

-

 

Можно предположить, что, в среднем,  концепции маркетинг-менеджмента «живут» не более 80 лет. Далее, они эволюционируют в другие более действенные на данном этапе концепции. Чем активнее развивается общество, тем быстрее происходят определенные изменения в  управлении и мотивирующих факторах.

Более ранние концепции, такие как, например тейлоризм, из-за меньшей подвижности социума и развития экономики существовали и проявляли себя в более длительном периоде. Поздние концепции маркетинг-менеджмента меняются быстрее из-за накапливающихся в обществе противоречий и необходимости коррекции движущих стимулов.

В общем виде на рис. 1 изображен жизненный цикл концепции маркетинг-менеджмента.


Рис. 1. Фазы жизненного цикла концепции маркетинг-менеджмента [2] 

Следует отметить, что на разных этапах жизненного цикла концепции маркетинг-менеджмента обладают различной «силой» мотивации и направления общественного развития.

Возвращаясь к вопросу сложности полноценной инкорпорации управленческих инициатив и апробированных концепций маркетинг-менеджмента в российской действительности следует сказать о наличии «принципов их торможения» в РФ в современных условиях.

 Основной причиной существования негативных тенденций во внедрении успешного концепций маркетинг-менеджмента, является отсутствие достаточной явной (легитимной) конкуренции на межфирменном, региональном и национальном уровнях. Существенным фактором невысокой эффективности маркетинг-менеджмента является распространенная практика найма персонала на принципах непотизма.

Нами определены и сгруппированы  негативные принципы найма и управления персоналом, способствующие общей деградации управления, они имеют определенную специфику в зависимости от уровня агрегированности бизнес-процессов, протекающих на микро-, мезо- и макроуровнях (табл. 2). 

Таблица 2 - Принципы торможения успешности внедрения концепций маркетинг-менеджмента [3]

Принцип торможения

Уровень

деградация первичных управленцев до  уровня управляемых ими трудовых коллективов («принцип монастырского устава»)

Микроуровень

использование принципа «стрелочника» (поиск виновного среди подчиненных невысокого уровня)

применение принципа «выхолащивания делегирования полномочий» (все решения замыкаются на руководителя)

принцип «клановости» (только принадлежность к определенной группе обеспечивает предпосылки к карьере)

Мезоуровень

принцип «неэффективности делегирования полномочий» (полномочные представители заведомо менее компетентны, чем руководитель)

принципа «разрешительного, а не регистрирующего управления» («все, что не разрешено, то запрещено»)

принцип «комиссионного контроля» (широкая практика проверочных комиссий без достаточных полномочий)

принцип «обрыва ответственности на определенном уровне иерархии управленческой пирамиды»

принцип номенклатурного управления (тот, кто в доверенной «обойме», не подлежит увольнению, а только переводится с поста на пост с сохранением иерархии)

   Макроуровень

принцип «папы Римского» (непогрешимость высшего руководства при всех обстоятельствах)

принцип клановости (только принадлежность к определенной группе обеспечивает успешную карьеру)

принцип псевдокастовости (стремление отгородиться от «недостойных» сотрудников, стоящих ниже в социальной иерархии)

 

Данные негативные тенденции в найме персонала и управлении до конца не изжиты и формируемые ими трудности не преодолены. Это накладывает свой негативный отпечаток на возможности использования потенциала роста национальной экономической системы и общественного развития.

Предполагаем, что необходимо учитывать данную специфику и стараться нивелировать негативное влияние подобных «национальных особенностей» и  традиций в управлении, поскольку сам по себе адаптивный маркетинг-менеджмента, выступает своеобразным «фильтром», через который «просачиваются» управленческие посылы и сигналы обратной связи в экономике и общественной жизни. Соответственно, для «использования шансов» успешного развития экономики и социума необходима коррекция в сложившихся императивах управления и маркетинг-менеджмента.