Полный текст статьи
Печать

Сегодня рынок образовательных услуг очень динамичен, все большее количество людей во всем мире имеют возможность обучаться за рубежом. Российское образование становится привлекательным в силу не только хорошего качества обучения, но и финансовой доступности образовательных услуг. Теперь уже не только в крупных, но и в небольших провинциальных городах можно встретить иностранных студентов из разных стран мира.

На процессе обучения сказывается множество факторов: базовая подготовка в родной стране, обучаемость и психологические особенности, уровень знания русского языка, на котором чаще всего ведется подготовка студентов, черты национального характера, особенности протекания адаптации к чужой стране, готовность преподавателей к работе в группах иностранных студентов.

Как правило, иностранные студенты первый год пребывания в России обучаются на подготовительном отделении или факультете вуза, адаптируются к иноязычной культуре. Одной из важных проблем является низкий уровень учебной мотивации. По мнению психологов, уровень учебной мотивации зависит от эффективности адаптации студентов, а успехи в учебе, в свою очередь, положительно влияют на адаптацию.

Целью обучения иностранных граждан на подготовительных факультетах вузов является подготовка к учебной деятельности на русском языке и к поступлению. Для достижения данной цели необходимо изучение русского языка в объеме 1 сертификационного уровня, дающего право иностранным студентам учиться в российских вузах. Однако стоит признать, что все-таки это недостаточный объем лексики, крайне низкий уровень знаний по стилистике языка, особенно терминологии  и синтаксису научного стиля. Во втором семестре обучения уже вводятся специальные предметы, усвоение которых протекает сложно из-за слабой к тому времени языковой подготовки учащихся, а также часто низкого уровня базовых знаний по предметам, полученных студентами в родной стране, недостаточного количества отводимых программой часов  на эти предметы.

Следует признать, что в настоящее время методика обучения русскому языку иностранных граждан достаточно хорошо разработана, имеется множество разнообразных учебных комплексов для студентов, методической литературы для преподавателей. Это дает возможность выбора, подстройки под способности и интересы группы, методические предпочтения преподавателя.

Гораздо меньше изданий по методике обучения спецпредметам: биологии, обществознанию, химии, физике, информатике и пр. Мало адаптированных научных текстов, которые могли бы с учетом уровня языковой подготовки готовить учащихся к усвоению материала по спецпредметам естественнонаучного и физико-математического направления.

Вопросам методики обучения физики иностранных студентов посвящены научные статьи И.А. Косаревой, Н.Н. Новичковой, Т.В. Шиловой, Е.В. Фетисовой, С.А. Коробковой, В.А. Гайсина и др., диссертационные исследования З.М. Смирновой, К.С. Балакиряна, Т.Б. Невежиной, С.Л. Рябковой и др.

Существующие учебники по физике для студентов подготовительных отделений и факультетов сложны для восприятия, так как содержат очень много подробной теоретической информации, а уровень знания языка к моменту начала занятий по физике недостаточно высок для понимания этой информации: еще не знают абстрактной лексики и сложных синтаксических конструкций, характерных для русского научного стиля, не умеют схватывать мысль в тексте. В результате студенты или очень много времени тратят на перевод, пытаясь понять каждое слово, или теряют интерес к предмету.

На первоначальном этапе обучения физике на русском языке мы пользовались структурными схемами и таблицами, на которых физические термины были продублированы на французском языке. Это сокращает количество времени на перевод, позволяет снизить чувство тревожности, неуверенности в своих силах. Русские термины в совокупности с французскими на визуальной схеме быстрее запоминаются, чем термины в распространенном контексте, чему способствует и графическое представление связей между ними. 

Приведем примеры:
Таблица 1. Соединения сопротивлений (Les liaisons des résistances).


 Таблица 2. Основы кинематики (Cinématiquedebase


Для более успешного усвоения любого предмета как гуманитарного, так и естественнонаучного характера, необходимо уделять достаточно большое внимание практической составляющей наряду с теоретическими аспектами. Особенно важно это учитывать при работе с иностранными студентами на начальном этапе обучения, когда их словарный запас еще достаточно скудный и на пути овладения теоретическими знаниями стоит языковой барьер. Практические наглядные примеры позволяют сгладить непонимание сложного материала.

В физике, бесспорно, самым мощным средством наглядности выступает эксперимент. Выделим основные положительные стороны применения экспериментального метода обучения:

  1. Возникновение познавательного интереса к изучаемой теме;
  2. Стремление понять суть явления;
  3. Выдвижение гипотез, проговаривание их вслух;
  4. Развитие творческого мышления, способности анализировать явления;
  5. Лучшее запоминание материала по сравнению с теоретическими методами;
  6. Коммуникативная деятельность в группе;
  7. Развитие логики в суждениях;
  8. Предвидение хода и результата эксперимента;
  9. Применение теоретических знаний на практике;
  10. Формулирование теоретических тезисов из практических наблюдений.

Таким образом, применение физического эксперимента в процессе обучения физике способствует формированию у студентов умений и навыков как практического, так и интеллектуального характера; ведет к успешному запоминанию физических терминов и применению их в рассматриваемых явлениях.

Восприятие и запоминание материала является более успешным, если сочетать разные виды физического эксперимента. Так, демонстрационный эксперимент позволяет студентам наглядно увидеть изучаемое физическое явление, проблемный же эксперимент дает возможность применить полученные знания, чтобы найти решение проблемы.

Рассмотрим на примере изучения конкретной темы использование различных видов эксперимента. При изучении темы «Динамика» возникает трудность с усвоением понятия «инерция». Для облегчения понимания можно использовать следующий демонстрационный физический эксперимент [1]:

1) «Опыт с двумя гирями»

Оборудование: штатив, две гири по 200 грамм, нитки.

Проведение:

К кольцу штатива подвешиваются последовательно две гири, соединенные нитью. К нижней гире также привязывается нить. Если медленно тянуть за нижнюю нить, то обрывается верхняя, если резко дернуть, то нижняя.

И тот и другой наблюдаемый эффект объясняется инерцией.

2) «Опыт с шариком на подставке»

Оборудование: металлическая трубка на подставке с пружиной, картонка, стальной шарик.

Проведение:

На трубку кладется картонка, сверху шарик. При резком щелчке по картонке последняя вылетает, шарик по инерции сохраняет состояние покоя.

При обсуждении экспериментов студентами хорошо усваиваются понятия «масса», «инертность», «инерция».

Далее проводится проблемный эксперимент [2].

На тканевую салфетку кладутся две монеты одинаковой толщины (например, десятирублевые), на них ставится перевернутый стеклянный стакан. Третья монета, меньшей толщины (например, десятикопеечная), кладется под стакан посередине. Необходимо достать эту монету, не поднимая стакан и не разрушая конструкции.

Приведем еще несколько экспериментов, используемых при изучении раздела «Молекулярная физика и термодинамика».

Демонстрационный физический эксперимент [2]:

1)  «Опыт с перевернутым стаканом»

Оборудование: стакан с водой, лист бумаги.

Проведение:

В стакан наливается вода, примерно на 2/3 его объема, сверху кладется лист бумаги. Бумага плотно прижимается ладонью и стакан переворачивается. Если убрать ладонь, лист не падает, вода не выливается.

Наблюдаемый эффект объясняется разницей в давлениях.

2)  «Опыт с бутылкой»

Оборудование: бутылка с горлышком средней ширины, лист бумаги, спички.

Проведение:

Лист бумаги сворачивается узкой трубкой, поджигается и опускается в бутылку. Горлышко бутылки плотно накрывается ладонью. Когда пламя потухнет, поднимаем ладонь. Бутылка поднимается вместе с рукой.

Проблемный эксперимент [2]:

1)  Для проведения опыта понадобится вареное, очищенное от скорлупы, куриное яйцо и бутылка с горлышком, размер которого чуть меньше размера яйца. Необходимо поместить яйцо внутрь бутылки, не нарушая его целостности.

Для решения проблемы предлагается следующее оборудование: бумага, спички.

В продолжение эксперимента можно предложить решить проблему, как вынуть яйцо из бутылки, не нарушая его целостности.

2)  На дно плоской тарелки кладется монета, сверху наливается вода так, чтобы монета полностью скрылась. Необходимо достать монету из воды, не замочив пальцев.

Для решения проблемы предлагается следующее оборудование: стакан, вата, спирт (или сухое горючее), спички, пробка от бутылки (в качестве подставки).

При обсуждении экспериментов студентами хорошо усваиваются такие понятия как «давление», «вакуум», «разреженный газ», а также явления горения, нагревания, взаимодействия молекул.

Пытаясь решить проблему, обучающиеся применяют полученные ранее знания, актуализируя их в конкретной ситуации. Помимо приобретенных практических навыков здесь идет еще и вербальное усвоение материала, так как студенты устно формулируют гипотезы, устно анализируют возможные решения проблемы, вовлекаясь в активную деятельность, что ведет к развитию коммуникативных навыков, а также к успешному запоминанию, не вызывая терминологической путаницы.

Все вышесказанное подтверждает огромную роль применения физического эксперимента в обучении студентов подготовительного факультета.