Полный текст статьи
Печать

Нейропсихологическая диагностика позволяет дифференцировать трудности обучения и поведения, обусловленные индивидуальными особенностями функционирования мозговых структур. Дифференцированное описание качественных особенностей психического функционирования каждого конкретного ребенка является главным условием эффективной помощи детям с проблемами развития и обучения.

Именно поэтому, целью нашей работы был системный анализ развития высших психических функций (ВПФ) у детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости с использованием методов нейропсихологической диагностики.

В ходе эмпирического исследования решались следующие задачи: выявление индивидуальных особенностей психических функций; определение дефицитарного блока мозга. При изучении ВПФ дошкольников была использованасерия заданий из методики нейропсихологической диагностики (авторы: Ж. М. Глозман, А. Ю. Потанина, А.Е. Соболева) [1].

Нейропсихологическая диагностика - это исследование психических процессов с помощью набора специальных проб с целью квалификации и количественной характеристики нарушений ВПФ и установления связи выявленных дефектов/особенностей с патологией или функциональным состоянием определенных отделов мозга либо с индивидуальными особенностями морфофункционального состояния мозга в целом. Методологической основой нейропсихологической диагностики является теория системной динамической локализации ВПФ и метод синдромного анализа их нарушений (Лурия, 1962, 1973) [1].  

Среди задач нейропсихологической диагностики можно выделить:

1.      Описание индивидуальных особенностей и диагностика состояния психических функций в норме и при различных отклонениях (атипиях) психического функционирования.

2.      Определение дефицитарного (несформированного) блока мозга (в Луриевском понимании термина), первичного дефекта и его системного влияния на другие психические функции, составляющие зону риска их выпадения (недоразвития) как в результате страдания данной функциональной системы, таки из-за нарушения (ослабления, недоразвития) ее связей с интактными функциональными системами.

3.      Дифференциальная ранняя диагностика ряда заболеваний центральной нервной системы, дифференциация органических и психогенных нарушений психического функционирования.

4.      Постановка топического диагноза органического поражения или дефицитарности (недоразвития, атипичного развития) мозговых структур.

5.      Определение причин и профилактика различных форм аномального психического функционирования: дизадаптации, школьной неуспеваемости и др.

6.      Разработка на основе качественного анализа нарушенных и сохранных форм психического функционирования стратегии и прогноза реабилитационных или коррекционных мероприятий, а также методов профилактики развития и углубления дефектов.

7.      Разработка и применение систем дифференцированных и индивидуализированных методов восстановительного или коррекционно-развивающего обучения, адекватных структуре психического дефекта.

8.      Оценка динамаики состояния психических функций и эффективности различных видов направленного лечебного или коррекционного воздействия: хирургического, фармакологического, психолого-педагогического, психотерапевтического и др.

Особое значение имеет несформированность тех психических функций, навыков и умений, которые наиболее востребованы социальной ситуацией развития ребенка — обучением в школе и его интенсификацией в современном обществе на фоне ухудшения экологии, снижения психофизического здоровья детей и, в целом, недостаточного внимания взрослых к ребенку.

Именно в конце дошкольного — начале школьного возраста нередко проявляются все неблагоприятные особенности раннего развитых ребенка (как психофизиологического, так и социального), которые выражаются, в первую очередь, в трудностях подготовки (неготовности) к школьному обучению. В основе школьной неуспешности могут лежать как когнитивное и моторное недоразвитые, так и слабость регуляторных функций и, в первую очередь, вербальной регуляции произвольного действия (А. Р. Лурия, 1950, 1956, 1958; В. И. Лубовский, 1978). Иначе говоря, в дифференциальной нейропсихологической диагностике исключительное значение приобретает Луриевская концепция о трех функциональных блоках мозга (А. Р. Лурия, 1973а) [1].

Как известно, различные структуры мозга, их взаимодействие и, следовательно, разные психические функции достигают полного развития в разном возрасте (Э. Г. Симерницкая, 1985; Т. М. Марютина,1994; Д. А. Фарбер и др., 1998; В. В. Лебединский, 1998; Ю. В. Микадзе, 2002; G. Gottlieb, 1992). Иначе говоря, психические функции имеют не только системную, но и «хроногенную» организацию (Л. С. Вы готский, 1982, с. 173). На этот фактор генетически обусловленной гетерохронии развития накладываются индивидуальные (средовые) особенности развития и воспитания каждого ребенка, индивидуальные особенности внутрии межполушарного взаимодействия мозговых структур в организации психических процессов, когнитивных стратегий и эмоциональной сферы ребенка.

В настоящее время во всем мире отмечается резкое увеличение популяции школьников, пограничной между нормой и патологией, Т. е. детей, не имеющих клинических диагнозов, но демонстрирующих выраженные признаки дизадаптивного поведения и трудности обучения — своего рода «нижне-нормативный тип развития», составляющий группу риска последующего патологического развития (G. Rourke, 1985; К. Тарiо, 1988; Р. Сантана, 1991; А. В. Семенович, С. О. Умрикин, А. А. Цыганок, 1992; Ю. В. Микадзе, Н. К. Корсакова, 1994). По данным департамента образования США, за последние 15 лет процент таких детей вырос в 3 раза (цит. по: Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева, 2003, с. 183).

К неблагоприятным проявлениям дизадаптации у детей, кроме неуспешности в школьных дисциплинах, относятся негативизм, трудности контактов со сверстниками или взрослыми, отказ от посещения детского сада или школы, страхи, повышенная возбудимость или тормозимость и Т. Д.  [1].

Наше Исследование проводилось на базе Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №35 города Череповца. Для диагностики было взято 5 детей с лёгкой степенью умственной отсталости 1 «А» класса.

По данной методике возможно провести группировку качественных параметров (симптомов) на основе их общей отнесенности к работе той или иной структуры, сфере или блока головного мозга с тем, чтобы сравнить степень недоразвития разных отделов мозга у данного ребенка или возрастной группы детей и определить устойчивость симптоматики в ходе динамического наблюдения. Для каждой психической сферы выделены ряд тестовых заданий, оценка выполнения которых производится по 6-балльнойшкале (чем выше балл, тем больше дефицитарность определённой сферы).Результаты диагностики представлены на рисунке 1. 

Рис. 1. Дефицитарность психических сфер 

Наибольшее отставание в развитии в двигательной, гностической и интеллектуальной сфере показала Мирослава; в мнестической Кирилл; в речевой сфере Алина и Мирослава; в сфере общей характеристике Кира.

Нейропсихологическое обследование показало, что у детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости наблюдается в парциальное отставание всех психических функций. В наибольшей степени интеллектуальной и мнестической сфер.