Полный текст статьи
Печать

  Проблема сиротства остается острой в современной России и замещающая семья является одной из эффективных форм воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С каждым годом все больше взрослых готовы стать замещающими родителями.  Но, как правило, зачастую дети, попадая из государственного учреждения в замещающую семью, переживают выраженный кризис, сопротивляются изменениям, которые от него требуются в семье. Перед учеными становится актуальной задача изучения роли замещающей семьи на различных этапах ее развития и особенностей семейной адаптации детей и замещающих родителей.

  Замещающую семью принято рассматривать как особый тип семейной системы, результат объединения базисной семьи и приемного ребенка в новое системное целое, обладающее собственными закономерностями становления и развития.

  В.Н. Ослон, занимающаяся изучением особенностей замещающих семей, определяет критерии эффективного и неэффективного родительства  [4]:

– способность семьи адаптироваться к новым социальным ролям, возникающим в процессе включения в семейную систему новых членов;

–  чувство вины принимающих родителей по отношению к приемным детям за то,  что они не могут любить их так,  как собственных детей;

– личностные особенности приемных родителей, в частности гибкость ролевого поведения;

– возможность или отсутствие удовлетворительного информационного обмена по вопросам воспитания детей-сирот;

–  длительность институционального пребывания (стаж пребывания ребенка в детском доме);

–  включение замещающей семьи в систему социально-психологической помощи (особенно сельских семей).

  Включение приемного ребенка вносит значительные изменения в функционирование семьи: изменяются ее внешние и внутренние границы; уровень близости между ее членами; образуются новые объединения (например, брат-сестра, брат-брат); происходит перераспределение семейных ролей; вырабатываются новые правила взаимодействия и взаимоотношений и т.п.

  Одним из условий включения ребенка в новую семью является формирование реалистичных ожиданий, требований членов семьи и приемного ребенка друг к другу. Зачастую, бывает так, что у каждой из сторон, присутствуют фантазии об «идеальном родителе» и «идеальном ребенке». Разочарование нередко создает основу для неприятия и формирования страхов взаимного разрушения [3].

  Полноценное развитие личности ребенка в условиях замещающей семьи во многом зависит от того, насколько успешно прошел процесс адаптации, чем быстрее и качественнее сформируются новые межличностные семейные отношения. Часто процессу адаптации не уделяют должного внимания и упускают наилучшие моменты для психологического восстановления ребенка, включение его в новую семейную систему.

  Одним из важных факторов психического развития приемных детей является среда семьи (В.Н. Ослон, И.И. Осипова, Г.В. Семья, И.М. Иванова и др). Среда семьи включает поведенческую, мотивационную, информационную, эмоционально-психологическую, организационную, пространственно-предметную, гигиеническую и комплементарную составляющие. Исследование Т.И. Шульги и М.А. Антипиной показали, что приемный ребенок, испытывая несформированность или нарушение чувства привязанности, доверия к миру, стремится удовлетворить потребность в близости в замещающей семье. Но, происходит так что замещающая семья не всегда готова удовлетворить потребности и желания ребенка в близости и привязанности, что может послужить причиной дезадаптации или трудной адаптации [8].

  Адаптация в условиях замещающей семьи — это объективный и регулируемый процесс включения ребенка в новую замещающую семью, сопровождающийся построением новых взаимоотношений и взаимного приспособления, в результате чего создаются условия для жизнедеятельности ребенка и развития семейной системы. Только двусторонний процесс изменения — приемного ребенка и замещающей семьи — можно назвать полноценной адаптацией.

При адаптации ребенка в семье, важно учитывать и мотивы принятия ребенка в замещающую семью, их подразделяют на две категории [4]:

  К первой категории мотивов принятия ребенка в семью относятся:

1. Реализация потребности достижения,

2. Реализация сверхценных идеалов или определенных качеств,

3. Реализация потребности в смысле жизни.

  Ко второй категории относятся:

1. Реализация потребности в эмоциональном контакте,

2. Реализация определенной системы семейных отношений.

Одним из наиболее значимых факторов, влияющих на адаптацию ребенка к условиям замещающей семьи, является пережитое насилие в кровных семьях. Как правило, замещающие родители сталкиваются уже с отдаленными последствиями насилия над детьми в кровных семьях, которые проявляются в нарушениях физического и психического развития ребенка,  различных соматических заболеваний.

  Чаще всего после перенесенного насилия у детей возникают нарушения формирования личности, затрагивающие мотивационную и эмоционально-волевую сферы и вызывающие характерологические нарушения. Следствием пережитого насилия могут быть такие поведенческие реакции, как: отрицание всего нового, истерическое поведение, фантазирование, вранье, аутоагрессия, избегание социальных контактов, постоянное ожидание телесных наказаний, вспышки агрессивности, чрезмерная потребность внимания, неуверенность в будущем, неустойчивость самооценки [6].

  Замещающие родители, в свою очередь, способны переживать по таким моментам как [7]:

— болезнь ребенка, физическая неполноценность;

— плохие отношения, непонимание, трудности взаимоотношений с ребенком;

— возможность ребенка попасть в «плохую» компанию, наркомания, алкоголизм (страх «плохой» наследственности ребенка);

— неуспешность ребенка в жизни, невозможность карьеры и образования;

— «трудное» поведение ребенка.

  Обычно, выделяют три уровня адаптации: социальный, психологический и физиологический; которые неразрывно связаны между собой и непосредственно влияют друг на друга.

Выделяют четыре основных этапа адаптации ребенка к замещающей семье [2]:

1 этап «Медовый месяц» - все участники процесса стремятся понравится друг другу. Семья радуется, что закончились испытания с организационными моментами/ Приёмные родители стараются, чтобы ребёнку было хорошо, и ребёнок, как умеет, тоже пытается поддерживать доброе отношение к себе. Ситуация окрашена большим взаимным интересом, позитивным настроем. В этот период характерны идеализированные ожидания как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослых. Данный этап может продолжаться от нескольких дней до двух-трех месяцев.

  2 этап «Уже не гость» - для этого этапа характерен кризис взаимоотношений в замещающей семье. Может ухудшиться поведение ребенка, возможны проявления трудностей в эмоциональной сфере и во взаимоотношениях. Причинами возникновения кризиса могут быть: появления доверия к замещающим родителям и ослабление «эмоциональной пружины»» неготовность ребенка к появивишимся требованиям и ожиданиям; нарастание тревоги ребенка в связи с неотчетливым пониманием своего места и роли в замещающей семье; переживание стресса нового образа жизни; влияние на ребенка предыдущего травмирующего опыта; эмоциональные трудности в связи с возможными продолжающими встречами ребенка с биологическими родителями или другими родственниками.

  3 этап «Вживание» - этот новый этап взаимоотношений, пройдя через трудности кризисного периода, родители способны более глубже понять ребенка, его проблемы. Когда ребенок сталкивается с трудностями, родители стремятся ему помочь, оберегают его. Теперь они предъявляют ребенку много требований, знают его возможности. Если случаются недопонимания по поводу поведения ребенка, родители стремятся понять причины такого поведения и стремятся найти способы преодоления или смягчения.

  4 этап «Стабилизация отношений» - появляется большая удовлетворенность семейной жизни. Родители способны достигнуть своей первоначальной цели, связанной с мотивом принятия ребенка в семью. У ребенка появляется спокойствие и уверенность за себя и свое будущее. Ребенок определяется со своим местом не только в семье, но и в социуме. Улучшается качество жизни всех членов семьи, трудности остаются позади.

  При изучении перспективы развития взаимоотношений между членами приемных семей к группе риска в плане успешности адаптации ребенка в замещающей семье ученые относят такие семьи, в которых имеет место слишком солидный возраст приемных родителей, длительное отсутствие собственных детей, недостаточная информированность родителей о психологических особенностях ребенка, неадекватное представление родителей о трудностях воспитания приемных детей и т. д. [1].

  Проблемы кризисных периодов, неизбежных в функционировании замещающей семьи, с которыми приемные родители самостоятельно не справляются, могут приводить к крайней форме семейной дезинтеграции — отказу от приемного ребенка. Повторная травма разлуки с родителями может стать причиной стойкого эмоционального расстройства и как следствие грубой социальной дезадаптации ребенка. В область ответственности приемного родителя входит необходимость своевременного распознавания проявлений кризисного периода и рисков нарушения семейных отношений. В силу того что родители не готовы к решению подобных проблем самостоятельно, стоит задача обращения к квалифицированному специалисту [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что адаптация для замещающей семьи - это процесс приспособления, вживания членов семьи к новым условиям, принятие нового члена семьи, включающий четыре основных этапа. На процесс адаптации может влиять множество факторов – мотивы принятия ребенка в семью, наличие/отсутствие отклонений в развитии у ребенка, эмоциональная среда семьи и т.д.