Полный текст статьи
Печать

Благополучие подростка в семье, а также создание условий для воспитания здоровой личности является одной из важнейших функций семьи. Ребёнок непосредственно осмысливает семью и себя в ней, устанавливает своё поведение, отношение к семье и к себе самому. Подростки вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами.  На детей влияют не только преднамеренные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей [3].

Подростковый возраст – один из непростых периодов детства, от которого зависит дальнейшее развитие личности подростка.

Существует большое количество литературы, в которой представлены материалы по изучению девиантного поведения (П. Келли, Э. Кречмера, Ч. Ломброзо, У. Шелдона,  З. Фрейда,  К. Юнга, Э. Эриксона и др.), однако в меньшей степени изучена девиация подростков.

Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общеустановленных, социально - одобряемых правовых и нравственных норм и стандартов [1].

Для выявления взаимосвязи детско-родительских отношений со склонностью к отклоняющемуся поведению у подростков было проведено исследование на базе МБОУ «СОШ №2» города Мензелинск.

Для достижения цели исследования использовалась следующие методики: диагностика А.Н. Орла «Определение склонности  к отклоняющемуся поведению» [2] и опросник И.М. Марковской «Взаимодействие родитель-ребёнок» [4].

Исследование было проведено среди учащихся 7-ых классов в количестве 60 человек, в возрасте 13-14 лет (30 человек), а также их родителей  в возрасте от 34 до 45 лет (30 человек).

В результате обследования подростков по методике А.Н. Орла «Определение склонности  к отклоняющемуся поведению» получились следующие результаты.

Показатели  с низким уровнем выраженности по шкале  «установки     на социальную желательность»  составили  3% (1 человек), что свидетельствует об умеренной тенденции давать при заполнении опросника социально-желательные ответы. Показатели со средним уровнем по этой же шкале у них равны 83% (25 человек), что показывает на тенденцию испытуемых демонстрировать строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленном стремлении показать себя в лучшем свете. Результаты с высоким уровнем выраженности по этой шкале, которые составляют у подростков 14% (4 человека), говорят о высокой настороженности испытуемых по отношению к психодиагностической ситуации и о сомнительной достоверности результатов по основным шкалам.

Результаты с низким уровнем по шкале «склонность к определению норм и правил»   у детей подросткового возраста равны 70% (21 человек), свидетельствующие о конформных установках испытуемых и склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. Показатели со  средним уровнем по данной шкале, которые составляют  30% (9 человек) у подростков, говорят о выраженности нонконформистских установках испытуемых, об их склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть.  Высоких показателей по данной шкале не обнаружено, то есть у девочек и мальчиков подросткового возраста чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций и проявление негативизма не выявлено.

Показатели девочек и мальчиков с низким уровнем по шкале «склонность к аддиктивному поведению» составили 83% (25 человек), что говорит либо о невыраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций. Результаты со средним уровнем по данной шкале у подростков 17% (5 человек), что свидетельствует о предрасположенности испытуемых к уходу от реальности посредством изменения своих психических состояний, о склонностях к иллюзорно-компенсаторскому способу решения личностных проблем. Кроме того, эти  результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах и ценностях. Показатели с высоким уровнем  у девочек и у мальчиков составляют 0%, это свидетельствует о достоверности результатов по этой шкале, либо об отсутствии выраженной психологической потребности в аддиктивных состояниях.
Результаты учащихся 7-ых классов  с низким уровнем по шкале «склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» равны 70% (21 человек), которые свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции  к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях. Показатели со средним уровнем по этой шкале  у испытуемых составляют 30% (9 человек), что говорит от низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садо-мазохистких тенденциях. Результаты с высоким уровнем у девочек и у мальчиков подросткового возраста составляют 0%, это свидетельствует о достоверности результатов по данной шкале.

Данные подростков с низким уровнем выраженности по шкале «склонность  к агрессии и насилию» равны 63% (19 человек), что говорит о невыраженности  агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Показатели со средним уровнем по этой шкале, составившие 37% (11 человек), свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций у испытуемых. Результаты с высоким уровнем у девочек и у мальчиков не выявлены, что говорит об  отсутствии агрессивной направленности личностей во взаимоотношениях с другими людьми.

Показатели девочек и мальчиков составляют 47% (14 человек) по шкале волевого контроля эмоциональных реакций и свидетельствуют о невыраженности этих тенденций,  о жестоком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений. Данные девочек и мальчиков со средним уровнем 53% (16 человек) по этой шкале говорят о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме этого, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений. Результаты с высоким уровнем выраженности данной шкалы  и у девочек и у мальчиков равны 0%.

Низкие показатели по шкале склонности к девиантному поведению, составившие 53% (16 человек) свидетельствуют о невыраженности указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля. Показатели со средним уровнем по этой шкале, равные 47% (14 человек), говорят о наличии деликвентных тенденций у испытуемых и о низком уровне социального контроля. Высоких показателей по данной шкале не выявлено, то есть у девочек и мальчиков подросткового возраста высокой готовности к реализации деликвентного поведения не обнаружено.

По методике И. М. Марковской «Взаимодействие родитель-ребёнок» мы получили следующие данные.

По шкале «нетребовательность - требовательность родителя»  3% детей (1 человек) думают, что их родители нетребовательны к ним, 13% (4 человека) полагают, что их родители проявляют свою требовательность только в той ситуации, когда это необходимо, 84 % подростков (25 человек) считают, что родители относятся к ним достаточно требовательно. Среди родителей 31%  (9 человек) считают, что они нетребовательны к своим детям, 46% (14 человек) полагают, что они в меру требовательны, 23% (7 человек) очень требовательны к своим детям   и ожидают от них высокого уровня ответственности.

По шкале «мягкость - строгость родителя» ни один ребёнок не считает, что родители не применяют строгих мер по отношению к нему, 13% (4 человек) считают своих родителей в меру строгими, 87% детей (26 человек) полагают, что их родители  суровы по отношению  к ним. Среди родителей не выявлено тех, кто считает себя очень мягким по отношению к ребёнку, 13% (4 человека) предполагают, что они строги к своим детям тогда, когда это нужно, 87% родителей (26 человек) думают, что относятся к своим  детям достаточно сурово, устанавливают жёсткие правила во взаимоотношениях.

По шкале «автономность – контроль по отношению к ребёнку» 7% детей (2 человека) думают, что родители проявляют к ним низкий контроль, 33% (10 человек) полагают, что контроль со стороны родителей проявляется только в опредёленных ситуациях, 60% ребят (18 человек) считают, их родители проявляют чрезмерный контроль по отношению к ним. Среди родителей  13% (4 человека) предполагают, что применяют к своим детям низкий контроль, который может привести к полной автономии ребёнка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребёнку, либо следствием любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребёнку или стремлением родителя привить ему самостоятельность. Средние показатели родителей составили 70% (21 человек), которые свидетельствуют об умеренном контроле над ребёнком. Высокий контроль по отношению   к детям выражают 17% родителей (5 человек), что может проявляться  в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности.

По шкале «эмоциональная дистанция - эмоциональная близость ребёнка к родителю» 6% (2 человека) подростков не  желают делиться с родителями самым сокровенным и важным, 27% детей (8 человек) общаются с родителями на умеренной дистанции,  67% (20 человек) испытывают эмоциональную близость по отношению к своим родителям. Среди родителей 60% (18 человек) испытывают эмоциональную дистанцию в общении, 40% родителей (12 человек) общаются со своими детьми достаточно близко, но не всегда дети делятся своими переживаниями с ними, однако ни один родитель  из исследуемой выборки не чувствует эмоциональную близость ребёнка в полной мере.

По шкале «отвержение - принятие ребёнка родителем» 43% подростков (13 человек) испытывают отвержение со стороны родителей, 40% детей (12 человек) оценивают поведение родителей как вполне принимающее, 17% ребят (5 человек) чувствуют себя полностью принимаемыми своими родителями. Среди родителей 33% (10 человек) оценивают своё поведение по отношению к детям как отвергающее, 17%  (5 человек) вполне принимают своих детей, 50% (15 человек) полностью принимают своих детей. Принятие ребёнка как личности является важным условием благоприятного развития ребёнка и его самооценки.

По шкале «отсутствие сотрудничества – сотрудничество» ни один ребёнок не испытывает, что между ним и родителем отсутствует сотрудничество, 23% подростка (7 человек) считают, что  не всегда присутствует партнёрство в их отношениях с родителями, 77% ребят (23 человека) говорят о наличие сотрудничества во взаимоотношениях  с родителями. Об отсутствии взаимоотношений заявляют 43% родителей (13 человек),                 что может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного и безразличного или попустительского стиля воспитания,  50% (15 человек) достаточно хорошо сотрудничают со своими детьми, 7% (2 человека) утверждают, что полностью сотрудничают со своими детьми, которое является следствием включённости ребёнка  во взаимодействие, признания его прав и достоинств.

По шкале «несогласие – согласие между ребёнком и родителем» ни один из подростков не испытывает несогласия во взаимодействии  с родителями, 17% ребят (5 человек) говорят  о том, что родители соглашаются с ними довольно часто, 83% детей (25 человек) утверждают, что родители соглашаются с ними почти всегда. Среди родителей 17% (5 человек) редко соглашаются со своими детьми, 33% (10 человек) соглашаются со своими детьми достаточно часто, 50% (15 человек) соглашаются с ними всегда.

По шкале «непоследовательность – последовательность родителя» 30% детей (9 человек) говорят о низкой последовательности своих родителей, что может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребёнку, 37% (11 человек), считают своих родителей достаточно последовательными людьми, 33% подростков (10 человек) воспринимают своих родителей очень последовательными, то есть родители постоянны в своих требованиях,  в своём отношении к ребёнку,    в применении наказаний и поощрений.

По шкале «авторитетность родителя» 17% детей (5 человек) дают низкую оценку авторитетности своих родителей, 13% (4 человека) оценивают авторитетность родителей достаточно высоко, 70% (21 человек) дают высокую оценку авторитетности своих родителей, что чаще всего означает выраженное положительное отношение к родителю                  в целом. Родители оценивают свою авторитетность следующим образом: 31% (9 человек) даёт ей низкую оценку, 36% (11 человек) – среднюю, 33% (10 человек) – высокую.

По шкале «удовлетворённость отношениями ребёнка с родителями» 13% подростков  4 человека) говорят о низкой степени удовлетворённости отношений ребёнка с родителем, что может свидетельствовать о нарушениях в структуре детско-родительских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией, 37% детей (11 человек) в средней степени удовлетворены своими отношениями с родителями, 50% ребят (15 человек) достаточно сильно удовлетворены детско-родительскими отношениями. Показатели родителей свидетельствуют о следующем: 70% (21 человек) низко оценивают удовлетворённость взаимоотношений между детьми и родителями, 23% (7 человек) - средне, 7% (2 человека) – высоко.

На основе полученных данных с помощью корреляционного анализа r Пирсона были выявлены некие особенности взаимоотношений между детьми и родителями, влияющих на влечение к различного рода девиациям. Так, например, чем выше уровень требовательности матери  к ребёнку, тем в большей степени подросток склонен к аддиктивному поведению (r = 0,4 при p ≤ 0,05), тем выше склонность к деликвентному поведению (r = 0,37 при p ≤ 0,05). Чем ниже контроль родителей, тем выше склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (r = - 0,4 при p ≤ 0,05), тем выше тяга к агрессии и насилию (r = - 0,41 при  p ≤ 0,05). Чем ниже авторитетность родителя, тем сильнее влечение к деликвентному поведению  (r = 0,36 при p ≤ 0,05).

В отношениях между взаимодействием родителей и детей были выявлены следующие корреляционные связи. Чем выше контроль родителей, тем ниже дети удовлетворены отношениями с родителями (r = - 0,38 при p ≤ 0,05). Чем выше эмоциональная близость родителей по отношению к детям, тем выше эмоциональная близость детей  к родителям  (r = 0,37 при p ≤ 0,05). Чем чаще родители не соглашаются со своими детьми, тем ниже эмоциональная близость во взаимоотношениями  с детьми (r = - 0,43 при p ≤ 0,05), тем меньше родители принимают своих детей (r = - 0,38 при  p ≤ 0,05), тем меньше удовлетворённость их взаимоотношений (r = - 0,53 при p ≤ 0,01). Чем выше последовательность  детей, тем ниже требовательность родителей (r = - 0,44 при p ≤ 0,05), тем ниже контроль родителей   (r = - 0,52 при p ≤ 0,01). Чем выше авторитетность родителей, тем ниже контроль (r = - 0,39 при p ≤ 0,05), тем выше эмоциональная близость  (r = 0,47 при  p ≤ 0,01). 

В результате проведённого исследования оказалось, что действительно, детско-родительские отношения взаимосвязаны со склонностью к девиантному поведению в подростковом возрасте, что было подтверждено коэффициентом корреляции Пирсона, однако эти связи незначительные и существуют только на уровне тенденции.